От Рижского замка идем по улочке Маза Пилс (M. Pils), чтобы углубиться в настоящий средневековый квартал (он прячется в переулках с левой стороны от Маза Пилс). Улочки там по-средневековому узки, дома имеют треугольные фасады, а некоторые увиты диким виноградом. Среди домов скромно стоят две неприметные церквушки, колокольным звоном призывающие по выходным прихожан к утренней службе. Через пару зданий по правой стороне Маза Пилс вы увидите знаменитых «Трех братьев» (Trīs brāļi, M. Pils, №№ 17, 19, 21) - это старинные дома, стоящие бок о бок.
Самый старый из них - и это заметно с первого взгляда, - крайний справа, «белый брат», у него чуть скошены окошки (XV век), два левых брата - помоложе на пару веков (даты последней перестройки указаны на фасаде). Когда-то белое здание было пекарней, на первом этаже - пекли и продавали хлеб, а на крыльце дома на двух привратных камнях еще сохранилась первая средневековая реклама - полустертые буквы в круге и изображение, кажется, хлебобулочных изделий «только из печки». Фасад дома украшен гербом с колоннами. На втором этаже размещались склады - чтобы уберечь муку и зерно от наводнений и воришек. Два «молодых» дома стоят гораздо ближе к тротуару: земля резко выросла в цене, и владельцы старались использовать даже площадь тротуаров.
Изначально старая Рига была построена из дерева и, как и большинство средневековых городов, сгорела за одну ночь. К тому трагическому моменту торговля, ремесла и пивоварение позволили горожанам забить до отказа свои кубышки, и деньги на постройку нового города - в камне - нашлись быстро. В архитектуре господствовала готика, в налогообложении - налог на ширину фасада, поэтому улицы купеческой Риги были застроены домиками в едином стиле, тесно стоящими бочок к бочку. А если посмотреть на город с высоты птичьего полета, заметно, что за барочными и ренессансными фасадами этого района, пристроенными позже, прячутся самые настоящие купеческие дома - длинные, просторные - чтобы и семья в нем помещалась, и лавка, и даже склады. А по фасадам никогда и не скажешь, что дома такие большие. Наверное, налоговым инспекторам того времени было не до любования на город сверху, иначе бы им очень быстро пришла в голову идея о налогообложении не фасадов, а площадей. Кстати, если внимательно рассмотреть барочные фасады двух «братьев» с левой стороны, то вы увидите, что они неуловимо похожи на готические прообразы: фасад венчается треугольником, одинокое окошко под самой крышей. Это специальное окно, через которое поднимали и спускали товары (к нему еще полагается крепкая балка). На фасаде желтого (среднего) «брата» хорошо видны металлические скобы, про которые я, грешным делом, подумала, что они предназначены для факелов. Но оказалось, что эти скобы держат деревянные стенные балки дома, ими балки заканчиваются.
Напротив Трех братьев, на Маза Пилс, 4, стоит еще одно старинное каменное здание из белого известняка с деревянными балками, проступающими сквозь штукатурку - это бывший рижский лицей. Когда в начале 1675 года в Балтии вспыхнула эпидемия чумы, преподаватели разбежались, а родители забрали своих отпрысков из школы при Домском соборе, шведский король Карл XI (Рига тогда принадлежала шведам) основал здесь новую светскую школу, Scholа Carolina (Карлова школа).
Лицею выделялось 500 талеров в год (к 1700 году эта сумма возросла до 2500 талеров) - внушительная по тем временам сумма. Учеба была платной - плата равнялась годовому доходу квалифицированного рабочего. То была элитарная школа, и это подчеркивали даже в мелочах. Например, ученикам предписывалось есть исключительно серебряными ложками и менять постельное белье не реже раза в месяц. Когда после осады в 1710 году Ригу взяли российские войска, лицей прекратил свою работу, и был восстановлен только в 1733 г., в честь Петра Великого. В конце XVIII века здание школы обветшало, и императрица Екатерина II приказала построить новое, продав старое. В 1787 г. лицей переехал, а в старом здании устроили склады.
За лицеем расположена церковь Святого Екаба/Якоба (Sv. Jekaba katolu katedral, адрес: Klostera iela, 2) - одна из старейших церквей Латвии и четвертая по величине в Риге. Построили ее в 1225 г., и, как и большинство рижских церквей, она подверглась многим невзгодам: пожарам, наводнениям, разрушениям со стороны захватчиков, даже удару молнии! Во время войны Ливонского ордена с царем Алексеем Михайловичем в храм запустили несколько гранат, не промахнулись и пушкари царя Петра в 1710 г. Колокол церкви в 1621 г. реквизировал шведский король Густав Адольф, подарив его стокгольмской церкви. Остальные колокола были увезены русскими войсками, и дальнейшая судьба их неизвестна. В XVIII веке церковь стала центральным православным храмом в Риге, сейчас она католическая. В 1820 г. именно в ней провозгласили об отмене крепостного права в Риге и окрестностях. А колокол церкви так и не вернули, а подарили новый. Причем висит он снаружи башни и городская легенда гласит, что как только на порог церкви ступит неверная жена, он начинает звонить сам по себе. Поэтому в дни служб колокол не умолкая звонил на весь город. Про неверность же рижских мужчин легенд не сохранилось, т.к. хроники, как известно, вели все те же мужчины.
Мы заходили туда несколько раз, и все время попадали на службу: хор поет очень торжественно, внутри красивая стенная роспись, входные двери сохранились с XVIII века, а в некоторых местах заметна старинная кладка. Своды собора очень напоминают своды церкви Нигулисте в Таллинне. В 1993 году церковь посетил Папа Римский, о чем свидетельствует надпись на мраморной доске внутри церкви. О здании латвийского сейма, стоящего за церковью, читайте в описании маршрута «По следам латышских стрелков и другие памятники боевого прошлого и настоящего».
Обогнув церковь, по улице Klostera iela, мимо здания латвийского сейма, мы выходим на одну из основных улиц Старого города - улицу Якоба, или Екаба (Jekaba iela), по которой нужно пойти влево. Пройдя квартал, с левой стороны вы увидите Замковую площадь, а справа - длинное ярко-желтое здание - казармы Святого Якоба (Jekaba kazarmas), построенные в XVIII веке, прямо у основания оборонительного рва. От них, видимо, сохранились только наружные стены, потому что внутри, судя по вывескам, расположены магазины, турагентства, офисы, во дворе - автостоянка. Но прогуляться вдоль казарм стоит хотя бы потому, что напротив них тянется фрагмент сохранившейся крепостной стены с башней Рамера. Здесь хорошо видно, как после пожаров, наводнений и войн за каких-то четыреста лет поднялся уровень улицы - стена стоит как будто в котловане. Все следы невзгод, приключившихся с городом, горожане оперативно засыпали землей, культурный слой постепенно нарастал - на радость археологам, все еще продолжающим раскопки на территории Старой Риги.
…Приложи ухо к ее кирпичным красным стенам -
пот и кровь. Вода и глина. Это - прекрасное,
истерзанное тело Риги.”
Янис Петерс “На четырех ветрах. Прелюдия”
В начале XIII века весь город помещался внутри стен, стоящих полукольцом длиной около двух километров. Толщина ее составляла полтора метра, высота - 9 метров. С внутренней стороны она представляла собой два яруса: на верхнем во время осады располагались защитники города, метавшие камни и лившие на врагов смолу и кипяток. Чтобы никто не упал со стены в разгар боя, край верхнего яруса был защищен специальными деревянными балками, образующими что-то вроде перил. Над бойницами имелся навес, крытый черепицей - чтобы укрыться от горящих стрел и небольших ядер (от больших уже вряд ли бы что-то уберегло). Нижний ярус представлял собой глубокие арки - там хранили боеприпас. Каждые 10 метров стены высились суровые крепостные башни, на которых сидел ночной дозор, поднимавший тревогу при виде неприятеля. Внутрь городских стен пускали только в дневное время, с наступлением темноты ворота закрывались, и кто не успел попасть в город - ночевал под стеной. Поддержание стены в боеспособном состоянии обеспечивали горожане: каждому цеху или объединению принадлежал фрагмент стены, и они отвечали за нее головой. Время от времени проводили настоящие боевые учения - каждый горожанин имел дома оружие и должен был уметь с ним обращаться, а в случае опасности вступал в городское ополчение.
В каждом уважающем себя средневековом европейском городе непременно имеется одна улочка пустынного вида, при этом она настолько аутентична, что дальше некуда. Именно такова улочка Торню (Tornu iela) с внутренней стороны крепостной стены. Там-то и можно увидеть и оба яруса средневековой стены, и сохранившуюся башню Рамера.
Если пройти вглубь квартала с правой стороны стены, то вы увидите сохранившиеся городские ворота, прозванные Шведскими (Zviedru vartu, адрес: Tornu iela, 11). Ворота были прорублены в крепостной стене в XVII веке, как несложно догадаться, при шведах. Легенда гласит, что это было сделано по приказу одного богатого купца, который, не желая платить высокие подати, прорубил для себя отдельный вход. Ворота сохранились в первозданном виде. Есть и еще одна легенда - о том, как девушка-рижанка полюбила шведского солдата, и за это горожане заживо замуровали их в стену друг напротив друга. И если влюбленные проходят через ворота в полдень или полночь, то они могут услышать стоны тех несчастных….
Через Шведские ворота можно выйти на улицы Алдару (Aldaru iela) и Трокшню (Troksnu iela), которые проходили вдоль внутренней стороны крепостной стены, и потому неплохо сохранились - здесь имеются постройки XVI-XVII веков. Места здесь очень уютные, и имеется несколько приятных кафе. В доме № 9 по улице Торню когда-то жил палач, человек в Средние века весьма уважаемый: тогда сия профессия была не только очень востребована, но и считалась довольно сложной и, в некотором роде, творческой (палачи разбирались и в медицине, и в алхимии), а также требовала определенных навыков и крепких нервов (за что и неплохо оплачивалась). Ближе к XIX веку, когда телесные наказания стали отменять одно за другим, палачу приходилось совмещать свой скорбный труд с работой по вывозу мусора с городских улиц, а в 1863 г. должность эту и вовсе отменили.
Пройдя вдоль казарм до конца улицы, справа вы увидите круглую кирпичную башню с острой крышей - Пороховую (Pulvertornis, адрес: Smilsu iela, 10/20). Когда в Европе изобрели пушки, перед крепостной стеной в Риге насыпали земляные валы - чтобы пушечные ядра застревали в земле, не нанося ущерба стенам. Перед валами был выкопан ров, который наполнили водой Даугавы. Сейчас от того рва остался городской канал, текущий за городским оперным театром - если посмотреть на карту Риги, заметно, что канал все еще «окружает» Старый город. Стефан Баторий, взявший Ригу в 1582 г., восторгался ее укреплениями и городом, и сетовал, что маловато взял с горожан контрибуции, а шведы попросту снесли все фортификации и выстроили собственную цитадель, от которой осталась только Пороховая башня.
Рижские башни, мы вас веками
Из песен строили,
Рижские башни, вам как на небесах
В песне существовать.
Я. Петерс, Р. Паулс, припев песни "Убеждение"
Башни строились на наиболее протяженных участках стен и на их поворотах. В хрониках 1333 г. упоминается 28 башен городских укреплений Риги. Часть башен, т.н. привратные, строились для защиты ворот, а остальные для обороны стен. Большая часть башен выступала за пределы крепостной стены, позволяя находившимся в башне стрелкам обстреливать врагов, оказавшихся у подножия стен. Сначала строили четырехугольные башни со сравнительно тонкими стенами, а позже полукруглые и круглые, толстостенные башни для стрельбы из пушек. В мирное время башни использовались под склады. Город хранил в башнях зерно, порох или другие военные припасы. Большую часть башен сдавали в наем как горожанам, так и приезжим купцам. У всех рижских башен и ворот были свои названия. В них нашли отражение имена известных в городе лиц, названия ближайших улиц, мест или построек, иногда башню называли по способу ее использования. К сожалению, с течением времени названия одной и той же башни неоднократно менялись. Башни, которые использовались городом, обычно носили название той улицы, в конце которой они находились, или же назывались по способу их использования. Башни, которые сдавали в наем частным лицам, обычно называли именем их многолетнего пользователя. Т.к. вместе с новым съемщиком иногда менялось и название башни, то в канцелярских книгах города упоминается намного больше названий, чем в городе было башен.
Песочная или Пороховая башня (Pulvertornis) на углу улиц Смилшу и Трокшню, была важнейшим оборонным пунктом Риги, самой северной башней крепостных стен, защищающей вход в город возле главной рижской дороги, т.н. Большой Песчаной дороги. Впервые башня упоминается в 1330 г. Существует мнение, что она первоначально была четырехугольной, потом полукруглой, и лишь на рубеже XV-XVI вв. приобрела свой нынешний вид. В XIV и XV вв. в башне находилась тюрьма и застенок для пыток. Башня неоднократно перестраивалась в ходе войн со Швецией и Польшей. В XV в. она была капитально перестроена и приспособлена для защиты от огнестрельного оружия, видимо, с тех пор получив название Пороховой. Башня была одной из наиболее богатых оружием крепостных башен Риги. По сохранившейся описи 1515 г. здесь было установлено 13 пушек, а также имелись четыре мортиры и четыре пищали. В 1621 г., когда шведские войска короля Густава II Адольфа Вазы, осадили и заняли Ригу, башня была разрушена. В XVII в. ее отстроили заново в таком виде, в каком она предстает перед нами сегодня, создав обшивку стен из красного кирпича. В амбразурах башни вплоть до 1883 г. находились пушки. Сейчас внутри расположен Военный музей. Обратите внимание на барельеф над входом в музей- латвийские солдаты на ней в явно немецких касках - когда Латвия получила независимость в 1918 г., на ее территории остался склад качественной немецкой амуниции, которую доблестная латвийская армия использовала аж до Второй мировой.
После прогулки по Старой Риге становится немного грустно, да и обычная рижская слякотно-промозглая погода этому способствует. Жаль некогда стоявших здесь средневековых купеческих домиков, на фоне которых высоченные церкви казались еще более высокими, жаль мощной крепостной стены, которую уже не суждено увидеть туристам, жаль еврейского района, который стоит позабыт-позаброшен, в самом сердце города. Чтобы развеять эту туристическую тоску и поднять настроение, предлагаю совершить следующую увлекательную прогулку по Старой Риге - по следам любимых советских фильмов.
И парочка видов Старой Риги
Смотрите также следующие тематические прогулки по Риге
1. Маршрут «по тропам» Средневековья, или в поисках приключений, рыцарей и романтики
часть 1,
часть 2 ,
часть 32. В главной роли - Рига
часть 1,
часть 2 3. Экскурсия по нескучному модерну, или рижский Гауди Михаил Эйзенштейн 4. Прогулка по забавным памятникам Риги 5. Пролетая над городом - смотровые площадки Риги 6. Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы, или рижские флюгеры 7. По следам латышских стрелков и другие памятники боевого прошлого и настоящего 8. Путешествие по Риге вместе с детьми 9. Рига за 1 день 10. Юрмала Как я писала путеводитель по Риге для издательства "ЭКСМО", часть 1, сказковтирательная Как я писала путеводитель по Риге для издательства "ЭКСМО", часть 2, или "Вы - в пролете!" В продолжение моей публикации об опыте общения с "Эксмо"Скачать все маршруты в формате Word Литва, март 2005
Полезное по Литве: ссылки, визы, курорты, транспорт, города Замок на воде, или старая столица. Тракай Три столицы Литвы: Каунас День святого Казимира, или Три столицы Литвы: Вильнюс, часть 1 День святого Казимира, или Три столицы Литвы: Вильнюс, часть 2 День святого Казимира, или Три столицы Литвы: Вильнюс, часть 3 Эстония и Латвия: март 2007, октябрь 2007
Город спа и марципана Картинки весеннего Таллинна и еще Таллинн Рижский югенд Рига. Новое и хорошо забытое старое Курессааре Остров Сааремаа Остров Муху Пярну Добро пожаловать в Таллин(н)! (очень полезный обзор местных достопримечательностей, отелей и ресторанов от местного жителя Полезные ссылки:
Эстония Латвия Литва Такс-фри - общие правила и частности Что привезти из Таллинна: сувениры и шопинг Отели из последней поездки
St. Olav Hotel 4*, Таллинн Сааремаа, Georg Ots SPA Hotel Юрмала, Jurmala SPA & Conference Hotel 4*