Вкус Бельгии: Антверпен, часть 1

Jun 25, 2009 12:38



Ратуша в Антверпене XVI века, и, пожалуй, это самая яркая и веселая из увиденных нами в этой славной стране - на ней висит неимоверное количество разноцветных флагов - но как мы ни старались,

Полезное по Бельгии: визы, транспорт, музеи, города, курорты, ссылки
Как добраться от аэропорта до города: Брюссель
Железные дороги Бельгии

Люксембург
Вкус Бельгии: Брюгге, часть 1, часть 2
Вкус Бельгии: Гент, часть 1, часть 2
Вкус Бельгии: Остенде
Вкус Бельгии: Верне

Я по возможности буду приводить местные названия городов - в Бельгии говорят по-фламандски и по-французски, и частенько случается, что если фламандское название хоть чуть-чуть похоже на русский вариант (а чему тут удивляться - скорее всего, эти названия появились в нашем языке с легкой руки Петра, обучавшегося в Нидерландах), то французское и близко не лежало К этому привыкаешь довольно быстро, но с непривычки можно запутаться в расписании поездов. Итак, Антверпен также пишется как Antwerpen и даже как Anvers.

Немного истории

Первое поселение на берегу Шельды появилось уже во II-III в. н.э. Возможно, его название образовано от слова «aanwerp», что означает «наносной холм». Есть и другая версия - «Антверпен» - в переводе с одного из местных наречий - «hand werpen» - «выброшенная кисть руки», об этом леденящем душу событии повествует легенда об основателе города. Символом города является дружески раскрытая ладонь, что эту легенду косвенно подтверждает.



Около VII века на этом холме было возведено первое укрепление, защищавшее поселение, разрушенное двумя веками спустя норманнами. В X веке был построен Стеен (Steen), замок, который в перестроенном виде и сейчас стоит на набережной города.

Я принципиально не буду углубляться в исторические дебри - Бельгия отличается особенно богатой и запутанной историей войн, переделов земель, возвышения и упадка городов - как говорила одна моя знакомая - «тут черт одну ногу сломает, а другую вывихнет» - для чего это праздношатающимся туристам? К тому же история каждого более-менее значимого бельгийского города уникальна - как и когда возник, и кому на протяжении своего существования он принадлежал, с кем торговал, с кем воевал, чем вошел в историю…и частенько сильно отличается от истории страны в целом.



Скажу лишь, что в XII веке Антверпен вошел в состав Брабантского герцогства, а в XV веке, когда обмелела река в Брюгге и сей красавец-город пришел в упадок, возвысился Антверпен, он стал торговым и финансовым центром Западной Европы, и не потерял своего значения и по сей день - тут расположен один из важнейших и крупнейших портов мира, центр мировой обработки алмазов и нефти.

Итак, прогулки по городу.

Центральный вокзал



В Антверпене поезд, идущий из Брюсселя, делает 2 остановки - выходить нужно на второй, Central Station. Вокзал шикарен: высота стен, параболической формы выгнутый стеклянный потолок, украшения стен впечатляют, его не зря называют «Тадж-Махалом» индустриальной эры. Именно сюда прибыл первый поезд в Бельгии - как у нас первым железнодорожным полотном был путь между Москвой и Питером (и не надо писать мне про Царское село), так тут дорога была проложена между Брюсселем и Антверпеном - через Мехелен. Вы, конечно же, помните, что Бельгия - родина Эркюля Пуаро , так вот, именно на этой самой станции было снято несколько серий так любимого мной английского сериала с Дэвидом Суше в главной роли. Правда, когда эти серии смотрели сами бельгийцы, они, наверное, были несколько шокированы тем, что антверпенская станция показана там как вокзал Брюсселя. Прямо из здания вокзала можно пройти в Зоопарк, именно по этой причине в центре зала толпятся детишки. Турбюро в здании вокзала на минус первом этаже, сразу напротив эскалатора. Через площадь от вокзала - китайский квартал, вход в который охраняют два льва-пекинеса из белого камня.

От вокзального здания начинается удивительно зеленая улица, с множеством уличных кафешек и ювелирных магазинов. Через пару кварталов современная застройка сменяется рококо, ардеко и арт-нуво с причудливыми украшениями стен и карнизов, тут сосредоточена основная масса магазинов. Главная торговая улица города пешеходная и называется Meir, и ближе к обеду на ней не протолкнуться от толп людей, бродящих с пакетами покупок. Дом за номером 50 - королевская резиденция в Антверпене - на фоне бьющих по глазам вывесок модных брендов как-то теряется В центре Мейр небольшая аллея, где стоят многочисленные кафе - чуть дальше прячется дом-музей Рубенса, но о нем чуть позже.

На одном из перекрестков я замечаю необычную афишу - и перехожу дорогу, чтобы посмотреть на нее поближе. Возле афиши - таинственная арка, и разве я, любопытное существо, могла пройти мимо и не заглянуть туда? За это мы были вознаграждены небольшим, но удивительно аутентичным кусочком средневекового Антверпена - кажется, там расположился театр и дворик ресторана, но по раннему времени не было ни души, и мы вдоволь пофотографировали живописные крыши-стены-уголки.

Иезуитская церковь на соседней улице вся в лесах - на реставрации, и пока я пытаюсь уместить ее фасад в кадр, муж засмотрелся на яркую желтую «Порше», стоящую на светофоре. Водитель, увидев, что на него пялятся туристы, озорно высунул язык и газанул на красный.

Церковь Святого Якоба (Sint Jacobskerk)

На вторую по важности церковь города мы наткнулись случайно - где-то как-то повернули, и оказались перед интересным фасадом, спрятанным среди цветущих деревьев (Lange Nieuwstraat 73). Прочитав, что тут похоронен Питер Пауль Рубенс, решительно направились ко входу - но были вместе с другими туристами остановлены суровым и непреклонным дяденькой в белом облачении - внутри проходило что-то вроде семинара для священников, а туристов тут ждут с 14 до 17 часов (01.04-31.10, а с 01.11-31.03 церковь работает утром с 9 до 12). За 2 евро с носа. Церковь внутри похожа на музей: вычурные надгробья именитых горожан, гулко раздаются шумы и шорохи, издаваемые туристами, которые бродят тут стадами. В церкви 23 алтаря, гробница Рубенса расположена за главным алтарем, в капелле Богоматери. Изображение Богоматери предусмотрительный мастер нарисовал специально для своей усыпальницы, и некоторые эксперты сходятся во мнении, что Св. Георгий на картине - автопортрет художника.







Питер Пауль Рубенс, известнейший фламандский живописец, живший в Антверпене, нарисовал неисчислимое количество полотен, которые щедро разбросаны по мировым музеям и бельгийским церквям? Говорят, только собственноручно им написано не менее 2000. Кроме того, в его мастерской были взращены Ван Дейк, Йорданс, Брейгель… Во многих церквях, дабы туристы не сильно мучились, прямо у входа написано «Рубенс - там» и стрелочкой указано.

Церковь Св. Карла Борромея



По дороге к ней обратили внимание на памятную доску на стене - насколько я разобрала фламандский, там с 1520 по 1521 г. проживал Альбрехт Дюрер. Велик, велик соблазн впасть в искушение и привести его краткую биографию, но удержусь… За с церковью соседним домом - премилый дворик, образованный зданием городской библиотеки (с памятником классику бельгийской литературы Консиансу) и этой самой церковью в стиле барокко, получившей свое имя в честь итальянского архиепископа. Церковь иезуитская, со всем вытекающими отсюда последствиями: чрезмерно, на мой взгляд, декорирована росписью (потолок расписывал Рубенс, после пожара 1718 года он был восстановлен), деревянными скульптурами и белоснежными колоннами по периметру, позолотой.



Кстати, именно в этой церкви мы впервые обратили внимание на характерную особенность бельгийских церквей: во многих из них вот так же расставлены по периметру деревянные скульптуры святых, а кафедра проповедника (я все никак не перестану называть ее «мимбаром» после Стамбула), тоже деревянная, в основании имеет женскую фигуру (реже - группу людей), а увенчана в 90% случаев чем-то напоминающим верхушку пальмы. Наверное, это должно символизировать райские кущи Справа от алтаря - капелла Девы Марии, от пожара 1718 г. уцелела только она, и уникальная мраморная отделка собора сохранилась только там.

Grote Markt



Гроте Маркт (Гран Пляс) - именно такое название носит главная (она же торговая) площадь каждого фламандского города. Обычно на ней расположены Ратуша и здания цехов (гильдий), и Антверпен не стал исключением. Ратуша в Антверпене XVI века, и, пожалуй, это самая яркая и веселая из увиденных нами в этой славной стране - на ней висит неимоверное количество разноцветных флагов - но как мы ни старались, российского не увидели. Торжественность Ратуше придавали автомобили в свадебном убранстве и толпа гостей, то ли радостно вышедшая на площадь, то ли готовящаяся зайти. Внутрь пускают туристов - с группой в определенные часы.





Обратите внимание на маленькие арки-двери на первом этаже - когда-то здесь были магазинчики, на арендную плату за которые и была достроена Ратуша Всего их 45. В верхней части роскошного здания - фигуры Юстиции и Пруденции. С левой стороны - герб герцогов Брабантских - золотой лев на черном поле, в центре, между тетками, - гербовый щит испанского короля Филиппа II, а справа - герб маркграфа Антверпена. Чуть выше - статуя Мадонны, которой в нише несколько тесновато. Объяснился сей факт просто: во время контр-Реформации братцы-иезуиты снесли оттуда статую Брабо и поставили первую попавшуюся и идеологически подходящую.

Наверное, стоит коротко пояснить, при чем тут испанский король и испанские войска, потому что эти события наложили отпечаток на всю европейскую историю. Итак, в XIV в. дочь последнего графа Фландрии (это значительный кусок современной Бельгии) становится женой герцога Бургундии, страна переходит под власть герцогства. По иронии судьбы, через 100 лет дочь и наследница последнего бургундского герцога становится женой принца из рода Габсбургов, правящих Австрией и Испанией. Нидерланды и Фландрия оказались непокорным субъектом испанского государства, занимавшего тогда половину известного мира, прогрессивным голландским и фландрским купцам и богатым торговым городам было ни к чему содержать загнивающую испанскую монархию, они отчаянно сопротивлялись, отчего сюда неоднократно высылались испанские войска для наведения порядка.

Из занимательного чтения по данной теме могу отрекомендовать с наилучшей стороны серию приключенческо-исторических романов испанского писателя Артуро Перес-Реверте «Приключения капитана Алатристе», там эти события проходят красной нитью через 5 романов Ну а строго научную литературу каждый подберет для себя сам. Гугль в помощь:)

Перед Ратушей - фонтан Брабо, поставленный на этом месте в 1887 г., который окружен толпой туристов, желающих запечатлеть себя, любимого, «на фоне». Красивая городская легенда гласит, что в незапамятные времена в устье реки проживал злобный великан-таможенник по имени Антигон, который мешал торговле и вообще всяческому прогрессу фактом своего существования - злостным неплательщикам он отрубал руки. Победителем злого дра… великана стал римский легионер Сильвиус Брабо, который победил главного негодяя, отрубил ему руку и выбросил ее в реку, в результате чего стал народным героем, а заодно и заложил камень в основание города. Увлекательный процесс выбрасывания отрезанной конечности и запечатлел автор скульптурной композиции Жеф Ламбо (Jef Lambeaux).

Здания гильдий на Гроте Маркт восстановлены многократно: в 1576 они были разрушены, отстроены заново, снова порушены испанскими войсками, подняты из пепла, и окончательно восстановлены в XIX веке.



Кафедральный собор Богоматери





Мимо этой башни-колокольни высотой 123 метра пройти невозможно. Трепещите, это самая высокая башня Бельгии.



Шедевр архитектуры, сплетенный из причудливого каменного кружева, строили с XIV по XVI век, за что мастерам и поставили памятник - справа от главного входа в собор, у стенки.



Как водится, забогатевшие городские власти в какой-то момент перестала устраивать простая церковь, стоявшая на этом самом месте, и ее безжалостно снесли, так что опыт Храма Христа Спасителя не нов - тот самый, старый, восстановленный ныне, тоже был построен на месте первой каменной церкви Москвы… Но денег хватило только на одну башню, так и стоит она одиноко…



Внутри собор делится на две части - для туристов - вход прямо по 2 евро, и слева - для молящихся, бесплатно, правда, оттуда виден только алтарь, издалека. По разным источникам, собор украшают 1-4 картины Рубенса («Ле Пти Фюте» утверждает, что картина одна, «Полиглот» - что две, некоторые авторы - что четыре), лично я насчитала три - «Воздвижение креста», «Снятие с креста», "Вознесение Девы Марии", на этом и остановимся.







Кроме Рубенса, стоит взглянуть на статую «Мадонна с младенцем» и лик Христа, выполненный в невероятной технике - масло по мрамору (XV век). В небольшой капелле слева от алтаря стоит очень почитаемая статуя «Антверпенской Богоматери» неизвестного скульптора. Деву Марию и маленького Иисуса периодически облачают в разные одежды, говорят, гардероб у них замечательный.



Окончание следует...

***

Полезное по Бельгии: визы, транспорт, музеи, города, курорты, ссылки
Как добраться от аэропорта до города: Брюссель
Железные дороги Бельгии

Рассказ и фото из поездки в Бельгию в апреле-мае 2006 года

Здесь изложены впечатления и безаппеляционные мнения о Бельгии. Адрес для вызовов на дуэль и высылания перчаток будет сообщён дополнительно

Города сгруппированы так, как они посещались - по дням

Люксембург
Вкус Бельгии: Арлон (Arlon, Aarlen)

Брюгге (Brugge, Bruges), часть 1, часть 2
Остенде (Oostende, Ostende)

Гент (Gent, Gand) , часть 1, часть 2
Верне (Veurne, Furnes)

Антверпен (Antwerpen, Anvers), часть 1 , часть 2
Лир (Lier, Lierre)

Брюссель (Bruxelles, Brussel), часть 1, часть 2, часть 3, часть 4

Хасселт (Hasselt)
Тонгерен (Tongeren, Tongres)
Лёвен (Leuven, Louvain), часть 1 и часть 2

Ипр (Ypres, Ieper)
Кортрейк (Kortrijk, Courtrai), часть 1 и часть 2
Ауденарде (Oudenaarde, Audenarde)
Алст (Aalst, Alost)

Вкус Бельгии: Мехелен (Mechelen, Malines), начало, окончание

Забавные памятники Бельгии

Вкус Бельгии: бегинажи, начало

Бельгия, фотографии, путешествия

Previous post Next post
Up