1, 2,
3,
4,
5 В первом путешествии надо было посетить междумиры в Срединном мире. По словам учительницы, они являются своеобразными буферами между Срединным и Нижним/Верхним, и именно там застревают потерянные души.
О междумирах я писала
здесь.
В путешествии вижу учительницу Леону, бьющую в бубен. Какая-то сила меня поднимает и уносит в небо. Я оказываюсь перед обрывом с протянутой через него тонкой нитью, на которой висят какие-то коконы, как завёрнутые в коконы мухи на на паутине. Я иду по нити, и мне навстречу зеркально идет кто-то чёрный. Но он идёт быстрее и доходит до меня быстрее, чем я дохожу до первого кокона. Это хранитель душ. Он пока не позволяет мне их забрать. Я балансирую на нити и постоянно срываюсь вниз - то падаю на крокодила, то в воду, хотя сверху воды и не видно, как будто русло реки в этом каньоне пересохло.
Этот чёрный персонаж похож на паука, а нить - на паутину. Приходит мысль, что мне самой нужно стать пауком, чтобы обрести силу передвижения по ней и освободить души.
Я оказываюсь в очень зелёном лесу неевропейского вида и иду в направлении большого идола. Тропинка выводит к реке, которая течёт выше уровня берега, как-будто в берегах не нуждаясь, и полностью контролируя своё тело. Вода в ней зелёная, и в ней много водорослей. Мимо проплывает большая черепаха, и я на нее забираюсь. Вспоминаю, что уже видела такую картину в своей колоде шаманского таро.
Черепаха подо мной постоянно норовит перевернуться и скинуть меня, как пустая, хотя по всем законам не должна. Я пытаюсь найти баланс на ней, параллельно осознавая, что такое положение вещей - следствие слишком поверхностного транса. Черепаха плывёт по реке к излучине. Вижу передо мной скалу в виде большого идола. Что за излучиной, не видно, но оттуда идёт свет. Путешествие заканчивается моей продолжающейся борьбой с дисбалансом на черепахе.
***
По ссылке выше про междумиры на семинаре о смерти были получены основные инсайты о них, так что сейчас их можно дополнить лишь разве что тем, что в упомянутые там кратеры мы попадаем не после смерти, а при жизни, т.к. запертые там кусочки душ и являются как раз потерянными душами, которых выбило из основного комплекта какой-то ситуацией, с которой они не были согласны, но с которой ничего не могли поделать.
Образ хранителя-паука и паутины, на которой развешены коконы с недоступными мне пока частичками моей души, несомненно, шаманский, но ничем мне особо не помог. Приблизиться энергетически к сути этого хранителя - значит стать шаманом, а я и так уже иду в этом направлении.
Текущая без берегов река может указывать на цельность души, которой всякий шаман стремится достигнуть. А черепаха с большими проблемами баланса - это типа я, пытающаяся как-то передвигаться по реке, что получается довольно неуклюже. Пытаюсь удержаться на черепахе, а по хорошему надо свалиться в воду и стать этой рекой. А всякие идолы по берегам реки - это разные боги, духи и прочие культурные артефакты, которые делают барахтание над поверхностью реки более интересным.
***
Далее обсуждали крупную философскую проблему - говорить или не говорить клиенту о том, что ты видел в шаманском путешествии на тему его возврата души и исцеления. Леона считает, что мы как шаманы получаем картинки, которые являются продуктом только нашего подсознания, это наши личные символы. Если мы их расскажем клиенту, он рискует их интерпретировать в своём личном ключе, который не совпадает с породившей их глубинной ассоциацией шамана. К тому же это якобы может вызвать клиента на беседу на всякие психологические темы, а шаманизм - это не психология, а духовная наука, да и не все шаманы умеют вести клиента с соблюдением психологических протоколов.
Она приводит в качестве примера племя конибо, где шаман во время многочасового ритуала возврата души поёт песню на языке, которые знает только он и его ассистент, но не клиент, и всё у него получается.
А те учителя, которые вели у меня шаманскую программу, на своих семинарах (у них есть своя личная версия семинара о возврате души) учат прямо противоположному. Мол, надо клиенту сказать, что ты видел, и поймёт он из этого твоего путешествия ровно столько, сколько должен понять на данном этапе, чтобы что-то изменить в своей жизни или наоборот, остаться болтаться там, где болтается.
У меня с Анной, одной из этих учителей, как раз на днях случился спор на эту тему. Я ей рассказала случай, описанный
вот тут, про то, как какая-то начинающая участница нашего шаманского кружка интерпретировала мои картинки в соответствии со своими желаниями. Анна сказала, что я должна была полностью отказаться от интерпретации этих картинок и предоставить этой женщине право жить в иллюзиях, если на тот момент она предпочитает именно это.
Я ей возразила, что это идёт вразрез с той традицией, в которой я выросла. Я тогда вообще забыла о мнении Леоны и Харнера, который это мнение и запустил в теорию своих семинаров, и думала лишь о славянской магической традиции, где клиенты приходят за готовым рецептом и особо сами не считают себя компетентными соваться в магические материи. Они считают, что маг он на то и маг, чтобы уметь всякие недоступные простому люду штуки. По сути, это хирургический подход. Приходит пациент с проблемой, отключает сознание, ты в него залезаешь, чего-нить вырезаешь или чего-нить вставляешь, зашиваешь - и свободен. И ты ему не даёшь на дом учебник по хирургии и набор скальпелей, говоря, что он себе сам может вырезать то, что мироздание откроет ему на этом этапе его развития.
Несомненно, подход Анны направлен на независимость и прокачку самих клиентов, если они уже вовсю едут на паровозе развития. Те же, кто живёт в рутинном модусе и не собирается из него вылезать, а хочет просто, чтобы проблема Х в обозримом будущем исчезла из его пространства, уйдут от такого шамана с чувством, что это в лучшем случае какая-то недопсихология, а в худшем - вытягивание денег ни за что.
Сужу по себе. Я, когда была нормальным человеком, до увлечения всеми этими шаманско-магуйскими материями, для решения своих проблем хотела именно готовых и желательно быстрых рецептов и ответственности за лечение на враче или том, кто играет его роль. Не думаю, что я тут как-то сильно отличаюсь от большинства потенциальных клиентов. Все хотят избавиться от проблем, но очень мало кто хочет изменить свою жизнь для этого: встать на долгий медленный путь исцеления, пытаясь сочетать его со своим образом жизни, семьёй, работой, и начать принимать решения, которые будут идти вразрез с привычным укладом. Даже мои "коллеги" по шаманскому кружку, практикуя шаманизм в 2-3-4 раза больше времени чем я, до сих пор варятся в старых моделях и по сути ничего не поменяли в жизни за всё это время.
Подход Анны снимает всю ответственность с шамана и перекладывает её на другие 2 стороны: 1. Духа, который послал шаману картинку, способную дать пендель клиенту, и 2. клиента, который берёт свою жизнь в собственные руки, если очень сильно хочет вылечиться или выйти из какого-нибудь тупика. И после этого на шамане не висит ответственность за душу и здоровье клиента. Только мало какой клиент захочет платить за такой подход, что может быть важно для тех целителей, кто не имеет безбедной пенсии или богатого супруга, чтобы давать чисто духовные советы редким клиентам. которым скорее нужен психолог, а не врач по телесным недугам. Это будет уже не целительство в традиционном понимании, а аналог "бесед со священником", в зависимости от того, на каком значении шкалы располагается шаман между болтологией (когда он ченнелит собственных тараканов), головологией (когда использует техники психологической манипуляции) и Духом (когда работает магия). В таком случае и все эти шаманские техники и бубны становятся избыточными, чистой декорацией, частью головологии. Главную роль тут играет подключенность шамана к Духу, чтобы давать клиенту не головологию, которая образованных здравомыслящих людей хоть и впечатляет порой и складывается у них в логичную картину, но не действует на глубинном уровне, а реальные магические послания, которые засядут в сердце, будут бередить душу так, что энергии человека сами взметнутся. Или добывать у духов для клиента таких животных Силы, которые приведут его к исцелению через его самостоятельные решения.
Подход Леоны, Харнера и тех индейцев, а также славянских магов, ведьм и сибирских шаманов - по сути, колдунский. Да, клиент приходит просить помощи сам. После этого очерчивается некое недоступное ему пространство, куда якобы уходит корень проблемы, и там производятся манипуляции, которые форсят то или иное событие в жизни клиента - как на уровне физических изменений, так и на событийном уровне, приносящем новые потоки, по-иному поворачивающие жизнь клиента, порой очень неожиданно для него и вне его контроля. Как хирургическая операция. И ответственность за неё в мироздании, получается, висит на том, кто "резал" - на маге/ведьме/шамане/колдуне. Клиент избавляется от проблемы, но не обретает инструмента, чтобы не заиметь эту проблему дальше ещё раз. Если же ему и инструмент вживляется, то у него не вырабатывается механизма по самостоятельному созданию таких инструментов. Дело вроде доброе такой целитель делает, но клиент не эволюционирует и мало чему учится, оставаясь одним из той серой массы, которая после смерти растворится в мировом океане без следа.
Анна с Викки, получается, работают не на уровне добрых бытовых дел, а на уровне предоставления возможностей для личного роста тем, кто осознал в себе готовность впрячься и пахать в этом направлении. Мне кажется, это кармически имеет больший вес, чем вышеописанная колдунско-харнеровская система. Она также прокачивает связь самого шамана с его духами, т.к. чем прочнее связь, тем более магическое действие произведёт на клиента рассказанная ему история, даже если на первый взгляд она ничем не примечательна.
У меня чувство, что не зря эта дилемма сейчас вошла в мою жизнь. Как-будто я должна сделать выбор, который определит очень многое не только в моём земном существовании, - затронув реализацию моих мечтаний и планов, а также по-иному выстроив всю событийную ткань моей жизни, - но и после него.