1,
2,
3,
4,
5 Мои записи об этом семинаре начинаются на оптимистической ноте:
В путешествиях не обязательно видеть в точности то, что существует в реальности. Если я вижу что-то, что считаю плодом своего воображения, но все-таки провожу работу с этим изображением, оно выступает в качестве магического символа, приходящего из моего подсознания для конкретного ритуала.
Совершенно не помню, чтобы я это записывала. К тому же эта полезная фраза стоит даже до всяких формальностей, типа расписания семинара и списка участников. Как-будто я пришла туда и, даже ещё не приступая к самому семинару, первым делом именно её и написала.
Кто тогда во мне её писал? Это был определённо кто-то, с кем я себя пока не идентифицирую каждый день, иначе не тупила бы так отчаянно в остальные моменты, связанные с шаманской практикой.
***
К феномену потери и возврата души я подобралась уже давно самостоятельно, так что этот семинар был скорее для набора деталей и утверждения в моих собственных догадках. Он является кстати самым продвинутым из предлагающихся широкой публике Шаманским Фондом. Перед ним нужно пройти минимум 3 курса: вводный,
по удалению духов болезни (extraction) и
семинар о смерти. У меня смутное чувство, что пару лет назад в списке было ещё что-то.
Теория, которую нам давали, в основном касалась космологии индейцев Хиваро, у которых Харнер и стал шаманом. Схема у них в принципе стандартная - с одной стороны состоящая из 3 душ, но по факту из многих.
Первая душа - жизненная сила, а также то, что попадает в мир снов и оттуда может оказывать влияние.
Вторая душа - всякие наработанные сиддхи. Вовсе не обязательно супер-способности. Но нечто, что сближает человека с каким-нибудь природным духом. Духом большой кошки, например, волка, совы и т.п. То есть то, что мы называем животными Силы. Это накачанные нашей собственной энергией диссоциированные от нашего сознания териоморфные духи. Я тут расширю трактовку и добавлю сюда же антропоморфных духов, которых мы можем в себе прокачать и получить от них помощь. Но, если расширить трактовку ещё больше, то сюда же можно добавить такую встроенность в окружающий мир, когда любой его участок довольно быстро становится отзывающимся на потребности шамана духом. Участок леса, внутренний домик в городе, многоэтажка, где живёт шаман, или офисное здание, где он работает, его машина или маршрут автобуса, его район... Когда дух окружающего пространства начинает выстраивать происходящие в его теле события в соответствии с потребностями шамана (то есть это уже событийный уровень), то можно говорить о том, что он прокачал себе вторую душу, в терминологии Хиваро. Сюда же можно отнести всякие паранормальные явления, типа невидимости, морока, неуязвимости перед дикими животными или перед ядом.
Третья душа - множественная и распределена по всему телу, где каждый орган имеет свою душу. На мой взгляд, это несколько грубое разделение, но для Хиваро, живущих в Амазонке в отсутствие стабильной медицинской помощи и такая карта является годным навигатором для шаманов-целителей. Я к тому моменту построила свою, более гибкую, на мой взгляд,
систему субличностей. Она на первый взгляд выглядит не набором мини-душ по органам тела, а набором "динамических фотографий" или моделей взаимодействия с окружающим миром, но, по моему понятию, она плотно завязана на тело человека и его внутренние органы. Эту часть теории я пока не написала, т.к. всё ещё продолжаю изучать её рациональную сторону у последователей доктора Дирка Гирда Хамера и в прочих холистических науках. Если слить его чисто физиологический подход с шаманским, то получается такая картина, описать которую у меня пока не хватает слов и академических знаний, но сама её модель, как я её построила у себя в голове, впечатляет. Пока скажу только, что самое прямое отношение к ней имеют методика фокусировки Юджина Джендлина (Eugene Gendlin) и методика EMDR (ДПДГ, десенсибилизация и переработка движением глаз) Фрэнсин Шапиро (Francine Shapiro), а также все телесно-ориентированные практики с шаманским привкусом.
Помимо Хиваро, говорили ещё о других племенах, у которых есть понятие о единой мировой душе, которая включает в себя все человеческие души без особого разделения, и такая культурно-энергетическая установка позволяет им продуктивно общаться с окружающими объектами - деревьями, рекой, дорогой, - получая желаемое. То есть они используют как окружающий мир как своё тело, будучи подключенными к нему на уровне его Духа. Такое мировоззрение объясняет присутствие почтительного уважения к разным элементам окружающего мира и природным ресурсам. С такой позиции мир видишь уже не как источник материальных благ, а прямо буквально как своё тело, свой дом, о которых надо заботиться.
А вот индейцы племени конибо верят, что в человеке так много душ, что невозможно их все сосчитать. Эта концепция уже в точности повторяет моя схему субличностей как я их вижу. По сути, это единое пространство вариантов в человеке и его мироздании. В нём столько душ, сколько предложений можно сложить из всех слов в словаре, то есть неограниченное количество. В шаманской работе лишь выделяется нужная часть, которая больше всего соответствует проблеме, как её ощущает человек - будь то проблема физического тела, эмоций или на событийном плане.
Таким образом, не существует единого мнения о том, цельна ли душа человека или фрагментарна, и сколько в нём душ или (в терминологии современной эзотерики) энергетических тел. Однако в большинстве шаманских традиций сходятся во мнении, что при столкновении с травматичным событием одна из душ покидает тело / личное пространство человека и остаётся узником изгнавшей её ситуации в каком-то узле мирового информационного поля. Вместе с этой частичкой души из человека уходит жизненная энергия.
Потеря памяти о каких-то событиях прошлого, по словам учительницы, не является индикатором потери частички души, хотя и может её сопровождать.
Признаками потерянной души обычно считаются:
- чувство, как-будто частичка нас умерла или пребывает в каком-то неживом состоянии
- общее ухудшение состояния организма
- потеря энергии
- тяжёлая болезнь или хронические недомогания, депрессия
- непреходящее ощущение отчаяния
- аддикции, суицидальные мысли
- дегенеративные заболевание (например, альцгеймер, паркинсон, деменция, туретт, неизлечимые болезни нервной системы, амиотрофии, полиневропатии, прогрессирующая потеря зрения)
- терминальные болезни
Однако не все случаи потери души сопровождаются такими болезнями. Некоторые проходят незаметно, и в теле лишь накапливается связанный с ними дефицит, который влияет на восприятие человека и его автоматические реакции на всякие жизненные события, а также на общее состояние здоровья с возрастом.
Признаками вернувшейся души обычно считаются:
- исцеление болезни, которая появилась вследствие потери души
- чувство, что наконец полностью себе принадлежишь
- более полноценное чувство себя и своих границ
- чувство комфорта в собственном теле
Изменения обычно проявляются на всех уровнях - телесном, эмоциональном и энергетическом.
Душа может вернуться сама, если в жизни человека сложатся для этого благоприятные обстоятельства, но это случается не часто. Как правило, с потерей души меняется личность человека и паттерн его взаимодействия с миром. Если, например, ребёнка насиловал родственник, то это затронет его отношение к родителям, к семье, к окружающим, отразится на степени его доверия, на степени сексуальной свободы, ощущении счастья и удовольствия нахождения в своём теле. Всё составляет неблагоприятные условия для возврата ушедшей во время насилия души. Если же этот человек проработает в себе большинство этих моментов и подключит достаточную компенсацию, то душа того ребёнка может вернуться сама. Аналогично, если вернуть такую потерянную душу шаманской работой, то человек может быть вынужден обстоятельствами сам перестраивать свою жизнь и своё отношение к миру, как того требует вернувшаяся душа. Её возврат может напрямую отразиться на психологии и физиологии, но также может отразиться и на событийном уровне какими-то новыми обстоятельствами, которые повлияют на психологию и физиологию.
Также было отдельно упомянут такой момент, что, если в жизни случается какой-то бэдлак, типа аварии или болезни, то это, как правило, следствие потери души, а не её причина. Хотя такая авария и может спровоцировать ещё одну потерю души.
Здесь, на мой взгляд, мы вступаем на почву размышлений о курице и яйце. Т.к. души уходят от бэдлака, и дальнейший бэдлак случается от ухода душ. В этой части теории шаманские схоласты не достигли консенсуса.