Содержание второй сессии
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10, 11,
12,
13,
14,
15,
16,
17,
18,
19,
20,
21,
22 Затем пришло время шаманский путешествий. Первым на эту тему было задание сходить к духу нашего дома/квартиры.
Викки подчеркнула важность личной защиты даже в общении с таким духом, который может быть для нас дружественен. Не потому что у него могут быть злые намерения, а потому что изначально не ясна диспозиция сил и энергии у меня и у духа. Это типа как защита от мороза или сильного солнца. Если заранее не знаешь, что именно такой мороз тебе не навредит, то по умолчанию одеваешься тепло.
Также она подчеркнула важность работы именно в Срединном мире, для тех, кто ещё сильно парится мифологией 3 миров и обязательно каждый раз спускается в дупло дерева или поднимается на лесенке на облака (а таких немало). Визуализировать надо именно конкретную квартиру, а не абстрактного "духа квартиры" в обстановке Верхнего мира, например.
Она также настояла на абсолютной необходимости торжественно приветствовать духа, благословлять его и торжественно благодарить напоследок.
С этим у меня небольшие проблемы, т.к. я - вполне в моём стиле - не понимаю смысла этих ритуалов. Поэтому прежде, чем перейти к встрече с духом квартиры, хочу для себя понять, что мне тут не даёт покоя.
Торжественно приветствовать и прощаться - это подчёркивать ту самую разделённость и антагонизм "я - другой", тогда как в большинстве мистических традиций наоборот практикуется единение. Слово "торжественно" у меня лично ассоциируется с обращением к кому-то, кто по некоей иерархии выше меня. Типа как обращение к королевской персоне в силу сложившейся в нашем обществе социальной иерархии. Но я не вижу смысла переносить в мир духов эти социальные заморочки. Никакой иерархии там быть не может, т.к. это полностью плод борьбы эго за место у кормушки.
Более того, всеми шаманами постоянно подчёркивается тот факт, что на энергетическом уровне весь мир един, и нет смысла отделять дерево от земли от парка от воздуха от района от страны от континента от планеты. Это человек из-за развившегося мозга и семантических структур в восприятии мира поделил всё вокруг на простые для восприятия и манипуляции куски, дал им имена и установил между ними связи.
Стоит ли переносить в мир духов эту ригидную синтаксико-семантическую структуру? В определённой мере стоит, чтобы облегчить себе восприятие мира духов, собственно разделить куски того мира на отдельных духов и установить некоторые базовые категории общения с ними. Пока мы пользуемся собственным мозгом, это неизбежно. Можно общаться с ними эмоциями, но их не поймёшь, пока не конвертнёшь хотя бы на уровне образов и смыслов в какую-нибудь понятную для человечества категорию. Но вот чистые продукты эго, типа
"я по статусу маленький - ты по статусу большой",
"я букашка - ты тут главный",
"я низменный червь и недостойный слуга - ты затмеваешь само солнце",
"своим друзьям я говорю "привет" - а тебе "приветствую, о великий дух двухкомнатной квартиры! да преумножатся твои года, да не поблекнет твоя слава"
на мой взгляд, переносить в мир духов не стоит.
Можно возразить, что существует же элементарная вежливость. Но вежливость, принятая среди людей, это опять же социальные нормы. Конкретные слова "привет", "здравствуйте" или "добрый день" обозначает некие социальные отношения между нами (друг, коллега, шофёр автобуса, кассир в магазине), а также вводят меня в контекст коммуникационного акта с представителем конкретной социальной роли.
Вся эта социально-ритуальная хрень, мне кажется, должна оставаться за пределами мира духов. Я и так антропоморфирую духа для общения с ним. Проецировать на духов человеческие социальные структуры считаю не нужным. Допускаю, что при каком-нибудь другом анализе или при взгляде с другой стороны, это мнение изменится, но сейчас мне не даёт покоя именно излишняя проекция человеческого в мир духов.
Все эти гоэтические принцы, герцоги, графы и т.п. - из той же оперы. К тому же, у меня тут недавно возникло ощущение, граничащее с уверенностью, что, если достаточно долгое время проецировать на духов, с которыми общаешься, статус выше тебя самого (и в себе, стало быть, утверждать соответствующую подчинённую роль с сопутствующими страхами перед власть-предержащим), то на определённом этапе они этот статус таки себе возьмут, и начнут общаться с человеком с выделенного им трона, и тогда, если шаман ещё сам прокачивается для того, чтобы постоянно "быть одной ногой в мире духов", то здравствуй, паранойя и шизофрения, вокруг монстры, а я такой маленький и уже даже священные имена и святая вода уже не помогают, потому что диспозиция сил утверждена, картографирована на общее пространство и добровольно наполнена энергией. А затем, когда процесс пойдёт, энергия уже берётся духом самостоятельно из неконтролируемого страха человека. Ну, я так думаю...
Кто-то может возразить, что духи же, они больше людей, к ним и отношение другое. Но ведь к слону мы не обращаемся как-то по-иному, чем к поросёнку. Я не о физической безопасности, а об общении. Или же кто-то ещё возразит, что крупные духи, они же вмещают в себя столько всего! И тут я думаю, что, например, нет большой разницы в общении между матерями с 1 ребёнком и с 15 детьми. Есть просто осознавание по умолчанию того, что перед тобой, и банальное уважение.
В мире духов то же самое. Как Викки
сказала в истории про статуи буддийских монахов, they need to be recognized, acknowledged. И вот этого, на мой взгляд, достаточно.
Далее, о благодарности. Во всех инструкциях к шаманским путешествиям на встречу с духами, или к визуальным медитациям, где тоже надо кого-то встречать, в конце неизменно советуют поблагодарить. Это мне тоже непонятно. Не хочу, чтобы кто подумал, что я неблагодарная. В мире людей, когда надо, я благодарю, т.к. это часть человеческой ритуалистики. Но в мире духов, особенно когда осознаёшь, что он - часть тебя, выраженная благодарность теряет смысл.
Мы же не благодарим свои ноги, что они ходят, или свою правую руку, что она приносит ко рту ложку. Это просто часть нас, и оно выполняет свою роль без особого осознавания нами этого процесса. Максимум, мы можем подумать, что как хорошо, что у меня есть ноги, которые ходят, и руки, которыми удобно брать всякое. И это не потому, что руки - это наша собственность. Они не собственность, а часть нас. Собственность можно купить, отдать, уничтожить. И не париться каким-то там признанием роли или уважением. Части нашего тела по умолчанию (за исключением случаев, не предусмотренных природой) ни купить, ни продать нельзя. А уничтожение свидетельствовало бы о проблемах с головой.
Точно так же в мире духов. Если отталкиваться от идеи, что дух моей квартиры - это просто неосознаваемая мной клеточка одного большого духа, который есть Я, то достаточно просто признания его роли, без унижения или возвеличивания, без лишних церемоний называния своего имени или рассыпании в благодарности за полученную информацию. И то, что эта клеточка мной не осознаётся, не делает её менее моей. Как не становится менее моей какая-нибудь кость внутри меня и всё остальное, что я не в состоянии осознать.