Сторожевской плацдарм. Правый фланг «Сталинграда на Среднем Дону».

May 07, 2014 23:26




Уже как пару лет я хочу написать о легендарном Сторожевском плацдарме и всё никак не могу этого сделать. Даже чтобы писать о Великой Отечественной войне нужно внутренне мобилизоваться и найти в себе некое мужество. Читая ту немногую информацию, что доступна о Сторожевском плацдарме, и мысленно перенося описываемые события и людские судьбы на многажды виденный мной современный ландшафт у села Сторожевое Первое, так страшно и горько представлять себе, что же пережили в ту войну солдаты и мирные жители. Но мы должны это знать. Обязаны. Знать и помнить. Тем более, что Сторожевской плацдарм (особенно на фоне других, бесспорно тоже великих мест сражений) волею судеб был обделен вниманием военных писателей и корреспондентов и незаслуженно забыт. Многие дельтапланеристы, парапланеристы, скалолазы, туристы и пейзажные фотографы, так часто посещающие эти величественные меловые горы на правом берегу Дона, совершенно не знают героическую историю одного из самых живописных мест Воронежской области.

Сегодня, накануне Дня Победы, я всё же опубликую рассказ, который замыслил так давно.


02. Итак, сначала тезисно. Так сказать, для понимания сути. В июле-августе 1942 года высокий отвесный берег Дона у старинного села Сторожевое Первое был занят фашистами, а если быть точнее - подразделениями 2-ой Венгерской армии. Мадьяры, преследовавшие отступающие от самого Харькова войска Красной армии, по достоинству оценив стратегический и оборонный потенциал места, заняли выгодные позиции и занялись их укреплением. В августе 1942 года в результате наступательной операции отдельными силами Воронежского и Брянского фронтов Сторожевской плацдарм был взят и удерживался до января 1943 года. 13 января 1943 года в ходе Острогожско-Россошанской наступательной операции, называемой современными историками «Сталинградом на Среднем Дону», именно с этого плацдарма началось наступление войск 40-й армии Воронежского фронта под командованием генерала К. С. Москаленко.

Ну, а теперь подробней.
Вот приблизительно такая картина открывалась мадьярским часовым: Дон, а за ним озера-старицы, заливные луга, редкие деревья, а чуть дальше молодой сосновый лес.


03. В кратчайшие сроки хортистами была вырыта многокилометровая извилистая линия траншей и ходов сообщения, которая лишь изредка прерываясь, тянулась по правому берегу реки от села Архангельское до Сторожевого, к хутору Титчиха, селу Селявное Второе и далее. Любые перемещения на противоположном берегу, где кое-как окопались части Красной Армии, были видны как на ладони.


04. Почему кое-как? А посмотрите внимательно на сосновый лесок за улочкой села Аношкино, что раскинулось напротив Сторожевских меловых отрогов. Под соснами песок, в котором нашим солдатам было проблематично даже вырыть приличный окоп, не говоря уж о землянках. Выкопанные бойцами укрытия быстро засыпало зыбучим песком.


05. Примерно такой вид открывался нашим солдатам снизу. Глубина обороны противника с нашего берега никак не просматривалась.
На военных картах эти меловые утесы обозначались как высота 187,7. И её необходимо было взять.


06. На глубине в пару метров уже начинали сочиться грунтовые воды. Из-за высокой влажности летом в этих осыпающихся окопах было невыносимо жарко, а осенью и зимой холодно и мокро. Ни одной консервной банки, ни ржавых патронных гильз или другого какого завалящего трофея уже в послевоенные годы в этих траншеях не находили.


07. Другое дело - мадьярские окопы полного профиля, вырытые в меловой породе, да и вообще весь правый берег Дона.
До сих пор сюда ездят любители копнуть, до сих пор находят много "интересного", а малоценное просто бросают на обочине.


08. И до сих пор в этих местах "поднимают" бойцов поисковые отряды. Вот цитата с одного из форумов: «В основном, погибшие красноармейцы были обнаружены в блиндажах, ячейках в Титчихинском лесу - ближе к Дону. Парни работали с МД и щупами. Работа шла тяжело. В позициях ещё стояла верховая вода. В поле - напротив леса по каскам зацепились за стрелковые ячейки. Там нашли двух бойцов - заслона. Венгры засыпали их 50-мм и 80-мм минами. Бойцы отстреливались из винтовок, приготовили для ближнего боя гранаты. Но оторваться от хортистов не смогли. Полегли в воронежский чернозём. В 100 м. к югу от погибших бойцов по остаткам брони, массе деталей от разорванного в клочья венгерского лёгкого танка Толди, поисковикам посчастливилось выйти на останки ещё одного солдата. Видимо он был одним из истребителей танка (в нише глубокого окопа были связки ПРГ). Куском летящей брони ему оторвало голову. Ребята нашли её под этим самым куском металла голову. Но теперь все 26 погибших воинов РККА покоятся со своими боевыми товарищами погребенными в предыдущие Вахты Памяти на Сторожевском Плацдарме. С него и началась победоносная Острогожско-Россошанская операция 13-января 1943 г. Но готовили эту Победу ещё в июле - октябре 1942 -г эти погибшие ребята.»


09. Не смотря на приказ № 138 «О порядке погребения погибших военнослужащих офицерского, сержантского и рядового состава» наркома С. Тимошенко от 15 марта 1941 года, вернувшиеся из эвакуации местные жители еще долго находили косточки бойцов, неприкаянные, омываемые дождями и вымываемые талой водой, и хоронили их до пятидесятых годов в братских могилах в Селявном и в других крупных сёлах, которых война не обошла стороной. Место захоронения найденных поисковиками солдат непосредственно на Сторожевском плацдарме появилось относительно недавно.


10. На этом месте находилась кратковременная ставка генерала армии Г. К. Жукова, который в конце ноября 1942-го года вместе с командованием фронта лично побывал на Сторожевском и Щученском плацдармах, где ознакомился с состоянием войск.


11. 9 августа 1942 года (то есть через 3 дня после взятия Сторожевских круч 25-ой гвардейской стрелковой дивизией) части 309-й стрелковой дивизии, разгромив 54-ю пехотную дивизию немцев и два их резервных батальона, отбили у врага узкую полоску земли между селами Щучье и Переезжее. Щученский плацдарм или высота 160,7. Долгих 158 дней и ночей советские воины держали здесь оборону, а 14 января 1943 года отсюда пошли в наступление части и соединения 18-го отдельного стрелкового корпуса и 40-й армии Воронежского фронта, положив начало Острогожско-Россошанской операции.


12. Судя по фотографии выше, вы уже поняли, что послевоенная судьба Щученского плацдарма сложилась несколько удачней, чем у Сторожевского. К 40-летию Победы здесь воздвигли достойный мемориал. Рядом со стелами-штыками и Вечным огнем застыла легендарная «тридцать четвёрка». И лишь немногие знают, что этот Т-34 был найден и поднят из озера-старицы у Сторожевского плацдарма.


13. Какая ирония судьбы: поделившись с «соседом» мемориальной славою, сам Сторожевской плацдарм так до сих пор и пребывает в бесславии. Хаотичный мемориальный комплекс, появившийся несколько лет назад, судя по всему, поддерживается только силами поисковых отрядов. А между тем, в Воронежской области есть два обустроенных (одно даже с Вечным огнем) венгерских воинских кладбища, о которых я писал здесь.


14. Впрочем, рядом с братской могилой, несколькими православными крестами и памятной плитой, сообщающей о приезде Жукова, на бетонном постаменте установлена противотанковая пушка ЗИС-2.


15. Но вернемся в август 1942 года. Как же красноармейцам, еще совсем недавно панически отступавшим, удалось взять эту неприступную, казалось бы, высоту 187,7? Давайте внимательно посмотрим на снимок ниже. Видите за изгибом реки небольшой заросший деревьями остров, почти прильнувший (с этого ракурса) к левому берегу? Он образовался в апреле 1821 года в результате обвала поросшего лесом склона, после чего русло Дона разделилось на два рукава, а на месте отвалившейся глыбы образовалась отлогая ложбина. Из года в год она зарастала чернолесьем и именно эти густые заросли послужили естественной маскировкой первым ударным батальонам 25-й гвардейской дивизии. Заросший лозняком остров тщательно скрывал в своей чаще лодки-плоскодонки, необходимые для форсирования широкого донского русла.


16. Вот как описывает эти события в своих мемуарах командир 25-й гвардейской дивизии П.М. Шафаренко: «В ночь на 5 августа дивизия заняла исходное положение для наступления. К берегу Дона подвезли и тщательно замаскировали переправочные средства. Наша авиация не давала врагу покоя, изнуряя его налетами. Следующую ночь, когда должно было начаться форсирование, летчики 291-й штурмовой авиационной дивизии, навесив осветительные ракеты, безошибочно бомбили цели, разведанные днем. И вот ровно в 3 часа 30 минут грохот артиллерии, вой гвардейских минометов, вспышки залпов разорвали ночную тьму и тишину. На вражеском берегу поднялась огненная стена разрывов. В районе Сторожевого форсирование началось сразу после первого огневого налета. Высокий берег, занятый противником, образовал у своего основания "мертвое" пространство. Оно позволило бойцам накапливаться внизу под откосом еще в ходе артиллерийской подготовки. Воины 2-го батальона старшего лейтенанта Г. Л. Релина на плотах, лодках и подручных средствах стремительно форсировали Дон и из "мертвого" пространства начали по круче подниматься наверх. Как только наша артиллерия перенесла огонь в глубину, они атаковали врага, ворвались в траншеи и в рукопашном бою - гранатами, огнем, штыком и прикладом - стали бить фашистов, ошеломленных внезапным появлением гвардейцев. В районе аношкинской переправы нарастала новая угроза. Когда после залпа батареи "катюш" батальон Васюкова овладел первой позицией и стал развивать успех, враг начал готовить из района Довгалевки сильную контратаку. Билютин доложил, что Релин из района Сторожевого видит выход пехоты противника на рубеж развертывания. В той обстановке нельзя было допустить контратаки. Я попросил командующего армией нанести по врагу удар авиацией. Под ударами штурмовиков полковника А. Н. Витрука вражеские подразделения рассыпались и залегли. После штурмовки, когда хортисты попытались продолжить контратаку, огонь нашей артиллерии смял их поредевшие цепи, и остатки мадьяр повернули вспять. 1-й батальон начал продвигаться вперед. В Сторожевом уже шли упорные уличные бои. Батальон Релина, отражая непрерывные контратаки, продвигался медленно. На левом фланге положение вновь осложнилось. Когда 1-й батальон Васюкова вышел к домику лесника, автоматчики противника отрезали его от переправ, создав видимость полного окружения. В помощь батальону была направлена рота автоматчиков 81-го полка. Разогнав вражеских солдат, она прикрыла фланги и тыл батальона, создав условия для дальнейшего наступления.».


17. Читая такое и пытаясь представить себе как это мадьяры проглядели такую глобальную подготовку к штурму, прихожу к двум умозаключениям. Не исключено, что подготовка к форсированию реки велась в таком густом тумане, какой случается на Дону на рассвете, или же черными безлунными ночами, а сами венгры, очевидно, никак не ожидали, что Красная Армия быстро оправится после отступления, да еще и начнет атаку в таком невыгодном месте.


18. Вплоть до 17 сентября продолжались кровопролитные бои за плацдарм. Противник потерял до 9 тысяч солдат и офицеров убитыми и ранеными, 48 орудий, 28 танков, 4 самолета, много другой техники и вооружения и перешел, наконец, к обороне. Наших солдат и офицеров погибло не менее 12 тысяч, из которых четыре тысячи бойцов двадцать пятой гвардейской дивизии.


19. Как говорил Суворов: «Война не может считаться законченной, пока не будет похоронен последний солдат.»
А сколько их еще в непролазном Титчихинском лесу, являвшимся центром Сторожевского плацдарма?


20. Разгром на донских берегах 2-й Венгерской армии стал самым крупным поражением за всю тысячелетнюю историю этого государства. И начался он с маленьких лискинских плацдармов у Дона - Щученского и Сторожевского. Оба они не только почти полгода надёжно прикрывали с разных сторон железнодорожную станцию Лиски, гнавшую под Сталинград военные грузы. В январе 43-го этим же «пятачкам» придонской земли предопределено было Ставкой стать основными участками прорыва в Острогожско-Россошанской операции.


21. Давайте же помнить об этом. И приезжая в эти величественные места, будем мысленно благодарить и поминать всех тех, кто дал нам возможность называть их своими, отдыхать здесь и любоваться красотой Среднего Дона.


С Днем Победы!

По материалам:
- Газета "Коммуна"
- П.М.Шафаренко "На разных фронтах" (записки командира 25-й гвард. стрелковой дивизии)
- А.П. Тюнин "Территория войны". "Сторожевской плацдарм близ села Сторожевое"

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.

#оружиепобеды, Реки и ручьи, РФ/ВО/Острогожский район, РФ/Воронежская область, Фото, ВОВ, Пейзаж, Экскурсовод на полставки

Previous post Next post
Up