Волгоград (часть третья)

May 08, 2010 00:27




Финальная часть трёхсерийной фотоэпопеи о моей поездке в город-герой Волгоград в начале апреля. В первой части я поделился общими впечатлениями о городе, во второй показал вам некоторые его окраины, ну а сегодняшний отчет я намеренно приурочил к грядущему 9 мая. Как вы уже догадались, речь пойдёт о культовых волгоградских достопримечательностях - Мамаевом Кургане и музее-панораме "Сталинградская битва".

Бесспорно, в сети вообще и в ЖЖ в частности, не менее миллиарда фотографий этих символов города и нашей великой Победы. Позвольте и я добавлю к ним щепотку своих, разбавив некоторым количеством личных ощущений и энциклопедических фактов.


01. Итак, дело было первого тире третьего апреля сего года. Днём в Волгограде уже было почти по летнему тепло, но зелени, кроме как на ёлках, увы пока не вылупилось. На территории музея-панорамы "Сталинградская битва" шла генеральная уборка.
(1770х800px и место на карте мира)


02. Каждый год данный музейный комплекс посещает до полумиллиона человек.
И конечно же, почти все они фотографируют и фотографируются.


03. Открытие музея состоялось 6 мая 1985 года в канун 40-летия Победы, спустя 3 года после открытия панорамы. Для тех, кто совсем не в теме и запутался в музеях и панорамах, предлагаю вернуться ещё раз к первой картинке. Цилиндрическое здание или ротонда - это, собственно, панорама, то бишь внутри неё по кругу изображена гигантская, как вы понимаете, батальная сцена разгрома немецко-фашистских войск. Правее виден лихо задранный бетонный козырёк. Это вход в, собственно, музей. Там сидит тётя, продаёт билеты, тематические сувениры и разрешение фотографировать. Сразу после тёти вас ждут 10 залов с экспонатами, не считая всё той же панорамы и четырёх диорам.


04. Но мы пока не пойдём внутрь и посмотрим, что у нас еще имеется снаружи. Вот, к примеру, разрушенная паровая мельница Грудинина. 14 сентября 1942 года в здание, проломив крышу, попали большие фугасные бомбы. Когда враг вплотную приблизился к Волге, здание стало укрепленным узлом обороны 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии. После окончания Сталинградской битвы здание решено было оставить в невосстановленном виде как памятник разрушенному войной городу.


05. Тем не менее, при ближайшем рассмотрении видно, что здание находится далеко не в естественном виде.


06. Так же вокруг музея развёрнута постоянно действующая экспозиция военной техники.
Как времен Великой Отечественной...


07. ....Так и современной.


08. Там можно увидеть и пощупать самолеты, танки, БТРы, пушки, гаубицы, "Катюшу", полевую кухню и даже паровоз с вагонами. Не знаю, как у вас, а у нас в Воронеже такого добра тоже хватает, поэтому я не стал устраивать фотосессию всему выставленному арсеналу и наконец-то зашёл в сам музей.


09. Он огромен. Экспозиционная площадь музея составляет 4,5 тыс. кв. м, единовременная вместимость музея 1200 человек. В состав музея также входят хранилища площадью 650 кв. м, кинозал вместимостью 200 человек, научная библиотека с фондом свыше 15 тысяч книг и читальным залом площадью 120 кв. м., а также триумфальный зал площадью 400 кв. м.


10. Я не знаю сколько нужно времени, чтобы детально изучить все экспонаты во всех залах, читая каждую табличку с пояснением, а так же все документы. К большому сожалению, на всё про всё у меня было всего лишь около часа.


11. Один из самых поразивших меня - зал №4 "Уличные бои в Сталинграде".


12. Центральное место в этом зале занимает 30-метровый макет разрушенного города. Ниже лишь его небольшой фрагмент.


13. Как вы уже наверное заметили, почти всё в музее сделано из бетона.


14. Зал №7 "Полководцы Великой Отечественной войны". Экспозиция этого зала посвящена советским военачальникам, командовавшим фронтами, армиями и дивизиями под Сталинградом, и тем, кто принимал участие в разработке планов военных операций. Это представители Ставки Верховного Главнокомандования и Генерального штаба.


15. Хотел посетовать на сложные условия съёмки в музее, но, пожалуй, не стоит.


16. Насколько далеко шагнула вперёд фототехника и насколько неизменной остаётся труба.
Почти на такой же играл Луи Армстронг, и почти на такой же дудел я, когда служил в военном оркестре.


17. Если кто не в курсе, согласно википедии, диорама - это лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Ниже одна из четырех диорам музея под названием "Стойкость, победившая смерть". В основу исторического сюжета этого полотна положен подвиг четырёх бронебойщиков: П. Болото, Г. Самойлова, И. Алейникова, А. Беликова и батареи 76-миллиметровых пушек младшего лейтенанта М. Серого. 23 июля 1942 г. на подступах к Сталинграду в районе станицы Клетской они приняли неравный бой с 30 фашистскими танками. Он длился целый день, в ходе которого были подбиты 15 вражеских машин. Остальные 15 повернули назад. 8 танков подбил Пётр Болото. В этот же день был совершен первый воздушный таран в истории Сталинградской битвы летчиком Александром Поповым. Воздушный бой так же изображен на полотне этой диорамы.


18. Фрагмент диорамы "Центральная переправа через Волгу". На полотне изображена переправа через Волгу частей 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора А. И. Родимцева. Фашистские самолеты постоянно бомбили Волгу, практически не прекращался артиллерийский и минометный обстрел переправ. С помощью Волжской военной флотилии и речников 13-я гвардейская стрелковая дивизия была переброшена на правый берег Волги.


19. Если ничего не путаю, свод триумфального зала.


20. Панорама, в данном конкретном случае, отличается от диорамы всего лишь тем, что она круглая и из-за этого граница между нарисованными и реальными вещами еще более незаметна. Сюжетом панорамы "Разгром немецко-фашистких войск под Сталинградом" является заключительный этап Сталинградского сражения, когда советские войска приступили к выполнению последней операции "Кольцо". Решая поставленную задачу, две армии (21-я и 62-я) Донского фронта встретились на северо-западном склоне Мамаева кургана 26 января 1943 г. Именно этот день и момент, когда бои шли на сравнительно небольшом пространстве, где концентрация войск была особенно велика, и изображён на панораме. Смотровая площадка, по которой завороженно бродят по кругу посетители, условно находится на крыше одного из бетонных водоотстойников Мамаева кургана.


21. На сам Мамаев курган я попал поздно вечером, когда уже было совсем темно. К тому же было очень ветренно и холодно. От дневной жары и следа не осталось. Существует возможность проехать на машине почти на самый верх, но, конечно же, я прошёл все полтора километра от подножия комплекса до его вершины пешком и ступил на каждую из 200 ступеней (по числу дней и ночей Сталинградской битвы). Вопреки расхожему мнению, своё название курган получил отнюдь не во времена хана Мамая, а с лёгкой руки автора мемориала Е.В. Вучетича. На военно-топографических картах Мамаев курган значился как "Высота 102". На каждый квадратный метр Мамаева кургана пришлось от 500 до 1250 пуль и осколков. После окончания Сталинградской битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города, по приблизительным данным там похоронено около 34,5 тысяч человек.


22. Не смотря на то, что это целый мемориальный комплекс, для большинства людей он ассоциируется, в основном, с монументом "Родина-мать зовёт!". Действительно, это композиционный центр всего ансамбля и высшая точка кургана. Высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота скульптуры (вместе с мечом) - 85 метров. Для сравнения, высота американской статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Позднее появилась киевская Родина-мать высотой 102 метра и 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году в Японии. Общий вес Родины-матери 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Границы слоёв, кстати, видны невооруженным взглядом. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Удивительно, но монумент никак не скреплён с фундаментом и держится только силой тяжести. Родина-мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, большая часть которого скрыта под землёй.


23. Было на самом деле очень холодно, но мы ненадолго укрылись от ветра и немного согрелись у Вечного огня в Зале воинской славы. В это время здесь уже не было почётного караула и не звучала траурная мелодия Шумана. За порядком присматривает наряд милиции. Да и трудно представить себе человека, способного что-либо развандалить в этом месте. По периметру зала выложено 34 мозаичных траурных знамени, на которых так же мозаикой написаны имена 7200 участников Сталинградской битвы. Первоначально автор проекта Вучетич планировал разместить здесь ту самую панораму (см. фото №20), но потом, когда цилиндрическое здание уже было построено, передумал.


На этом мой отчет о поездке в Волгоград прошу считать законченным. На всякий случай еще раз даю ссылки на первую и вторую его части, а так же искренне поздравляю всех с наступающим праздником Великой Победы. Без пафоса. Просто от души.

Ссылки для самостоятельного изучения:
Сайт музея-панорамы "Сталинградская битва" номер раз
Сайт музея-панорамы "Сталинградская битва" номер два (тут есть что-то вроде виртуальных экскурсии)
Гигапиксельные панорамы Мамаева кургана
Виртуальный Мамаев курган (3D)
Мифы Мамаева кургана
Добавить в друзья


Отчет, РФ/Волгоградская область, Музеи и заповедники, Фото, Экскурсовод на полставки, ВОВ

Previous post Next post
Up