Уж не знаю откуда "растут ноги", но ни для кого не секрет, что к Воронежу плотно пристал звучный и пафосный эпитет "колыбель русского флота". Кстати сказать, так же называют и городок Переславль-Залесский, что в Ярославской области. Я там даже служил, но не суть. Зимой 1695 года Петр I действительно заложил корабельную верфь на берегу реки Воронеж и уже к весне 1696 года на ней были построены два больших и несколько десятков мелких кораблей. На которых, собственно, русская армия захватила Азов и у России появился выход в море. Много позже по реке Воронеж ходили пароходы (в том числе и прогулочные), а в советское время, помимо массового грузового судоходства, было организовано и регулярное пассажирское. По утвержденному расписанию можно было отправиться водным путём в Чертовицк или в
Лиски,
Коротояк,
Борщево и др. населённые пункты (с выходом в
Дон, разумеется).
И тем печальнее осознавать тот факт, что в городе, носящем такое почетное звание, в настоящее время, от речного гражданского флота не осталось практически ничего. А ведь между тем, относительно недавно, Воронежское водохранилище бороздили даже скоростные "Ракеты". В прошлом году был демонтирован даже симпатичный дебаркадер, известный многим как кафе "Скедия". Сколько еще сезонов будет радовать воронежцев и гостей города единственный из уцелевших прогулочных теплоходов "Москва-16"? Последние два лета мы с Леной обязательно совершаем на нём водную прогулку. И сегодняшний мой пост именно о нём, а так же о том, что сейчас собой представляет нынешний воронежский "флот". Да-да, именно так - в кавычках.
02. В последние годы "Москва-16" ждет желающих прокатиться по Воронежскому водохранилищу недалеко от Адмиралтейской площади. Раньше от швартовался у Чернавского моста. Когда-то там располагался речной вокзал.
Вот как он выглядел (откроется в новом окне).
03. В теплые летние деньки клиентов собирается достаточно. Теплоход возвращается с очередного круга, а у причала уже новая очередь. И все пробиваются поближе, в надежде занять самые удобные места.
04. Впрочем, по комфорту и обзорности пассажирские места практически идентичны. То, что будет не видно по пути туда, без проблем можно увидеть по пути обратно. К тому же никто не запрещает походить или даже спуститься на нижнюю палубу.
05. Упомянутая "Скедия". Зачем ломать такую красоту? Не понимаю.
06. Некоторое время назад за "Скедией" стояли буксир-толкач БТ-229 1979 года постройки и пассажирский теплоход М-57 1954 года постройки. В настоящее время оба не эксплуатируются. Такие теплоходы раньше назывались речными трамвайчиками. М-57, в частности, относится к проекту 544, разработанному ленинградским ЦТКБ сразу после ВОВ, когда сухопутные маршруты еще были не восстановлены, а по рекам вполне можно было транспортировать грузы и пассажиров. В 1948 году на Московском судостроительно-судоремонтном заводе было начато крупносерийное производство подобных теплоходов (тип "Москвич") для рек Европейской части РСФСР.
07. Ну, а мы, наконец, отчаливаем. "Москва-16" была построена летом 1973 года на упомянутом Московском судостроительно-судоремонтном заводе и относится к серии двухпалубных пассажирских речных теплоходов, предназначенных для водных прогулок и экскурсий под общим названием (вы не поверите!) "Москва". К ней относятся теплоходы проектов 1900, Р-51, Р-51Э и Р-51ЭА. "Москва-16", соответственно, построен по проекту Р-51. Это пассажирский теплоход с одноярусной надстройкой на главной палубе, рулевой рубкой на крыше надстройки и со смещённым в корму машинным отделением.
08. Корпус судна изготовлен из стальных листов толщиной в 5 мм, надстройка из листов алюминиевого сплава толщиной в 3 и 4 мм. Проект теплохода типа "Москва" был утверждён 27 сентября 1965 года, а первое (головное) судно серии было построено в 1969 году и называлось "Москва-1".
09. В машинное отделение я заглядывал, но не снимал. Там установлены два дизельных двигателя 3Д6Н-150 с общей мощностью в 300 л.с. Эти двигатели были спроектированы на базе танкового двигателя В-2 во второй половине 40-х годов - в начале 50-х. Облегченные быстроходные дизели (шести- и двенадцати цилиндровые) пригодились для различных отраслей народного хозяйства. В частности, дефорсированный Д6 получил широкое распространение именно на речных судах.
10. "Москва-16" может развивать скорость до 24 км/ч и вмещает порядка 250 человек. Водоизмещение судна с пассажирами и полными запасами 101,58 тонн. Автономность 2 суток. Прямо по курсу -
Вогрэсовский мост.
11. А пассажиры тем временем веселятся и наслаждаются водной прогулкой под летним солнышком.
12. Рулевая рубка и нехитрый тюнинг.
13. Проплываем мимо одного из артефактов воронежской "колыбельности". На бетонной опоре прямо среди Воронежского водохранилища установлен макет военного корабля времен Петра I. За основу был взят фрегат "Меркурий", отправившийся из Воронежа в Азов в 1699 году. Как видите, не смотря на условную недоступность, памятник как следует отвандален, а его опора год от года клонится всё ближе к воде.
14. В районе Песчановки теплоход разворачивается и отправляется в обратный путь.
Интерес пассажиров, как видите, не ослабевает.
15. А что же за суда и суденышки может встретить на своём маршруте наша "Москва-16"? Например, вот такое водоплавающее недоразумение, которое может за денежку доставить всех желающих на Петровский остров или прокатить вокруг него. Что делать на пустынном острове я не знаю. Это только снаружи он такой лесистый, а в действительности за деревьями просто большая загаженная поляна с обломками какого-то "банкетного зала" под открытым небом.
16. Кстати, с 1876 года на Петровском острове располагался Воронежский Петровский Яхт-клуб (Общество любителей парусного и гребного катанья на лодках). Правый берег реки был соединён с островом небольшим мостиком. На острове был разбит парк, где проводили массовые гуляния и представления для воронежцев. Яхт-клуб просуществовал до Гражданской войны, а его здание было разрушено до основания во время ВОВ.
Вот как он выглядел (откроется в новом окне). Встречаются единичные любители пройтись под парусом и сегодня.
17. Но абсолютное большинство предпочитает яхты с многосильными моторами. На фото ниже частный яхт-клуб "Акватория" на набережной Массалитинова. Кстати, продается за 120 млн. рублей. Не желаете? Есть еще один, на базе Дворца творчества детей и молодежи. Называется "Шторм" и находится на левом берегу в парке "Алые паруса". Там же, кстати, до сих пор торчат мачты еще одного артефакта "колыбельности" Воронежа - кораблика-кафе, от которого сейчас остался только "скелет". На фото
in_windows его неплохо видно (
откроется в новом окне).
18. А это мощная моторная лодка. Главное отличие лодки от катера в том, что на лодках мотор съемный, а на катерах стационарный.
19. Доблестная Государственная инспекция по маломерным судам или просто ГИМС.
20. Выше я назвал "Скедию" дебаркадером, хотя по факту это скорее переоборудованная баржа, а вот, судя по всему, тру дебаркадер с бетонным понтоном (основанием) недалеко от ГИМСа. До Великой Отечественной войны в Советском Союзе было разработано около 20 видов бетонных дебаркадеров различного назначения - пассажирских, грузопассажирских, грузовых. До войны конструкции дебаркадеров имели индивидуальный характер. После войны были разработаны стандартные типы бетонных дебаркадеров, и их строительство стало вестись крупными сериями.
21. Еще парочка дебаркадеров.
Это "офисы" Рыбнадзора возле подвесного мостика у Придаченской дамбы.
23. Вот в целом и всё, что касается воронежского "флота". Добавлю, что недавно появился вот такой тандем буксира и баржи, предназначенный для массовых возлияний синьки и жарки шашлыков прямо на ходу. Слабо представляю куда при этом справляют естественные надобности. Ну, и строится плавучий
корабль-музей "Гото Предестинация", стоимость которого уже превысила 215 млн. рублей. Из пристаней осталась не освещены те, что у бассейна на Димитрова и рядышком - у школы водолазов.
Похожие посты:
Вогрэсовский мост Гото Предестинация Дебаркадер под
Волгоградом Очистные сооружения ВСК ВодохранилищеКопипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofolow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно
связаться со мной.