Читаю Е.Н.Панова - 2. Индейцы намбиквара

Nov 14, 2023 21:43

предыд. - https://mskolov.livejournal.com/398957.html

Речь здесь пойдет об этносе, населяющем ландшафты другого континента, Южной Америки, резко отличные по своим экологическим условиям от тех, которые присущи негостеприимной австралийской пустыне. Однако по укладу жизни намбиквара мало чем отличаются от тамошних аборигенов питьянтьяра. Их
быт первобытных охотников-собирателей был подробнейшим образом описан
выдающимся французским этнографом и философом Клодом Леви-Строссом
(1908-2009), который не далее, как в 1930-х гг. изучал общественное устройство
и обычаи этого народа. По материалам своих полевых дневников он написал
книгу «Печальные тропики», на тексте которой я буду основываться далее.

Намбиквара - люди невысокого роста (в среднем 1.6 м у мужчин, 1.5 м у
женщин), с удлиненной головой и сравнительно тонкими чертами лица, чем
они отдаленно напоминают изображения на барельефах древних цивилизаций Мексики. Эти индейцы не носят никакой одежды, если не считать тонкой
нити из самодельного бисера, опоясывающей талию женщин.

/М.С. Кажется, это тоже те, кто были выпханы маргинально в худшую часть экосреды. Вообще примечательно, что Панов начинает с рассмотрения именно таких. Забегая вперед: их выпхали туда те, кто позанимал более благоприятные места - в том числе позволящие доземледельческую еще оседлость, коя позволит перейти затем и к земледелию. За счет чего они там оцивилизуются, а диким потому лучше к ним уже и не соваться - силенок не хватит противостоять!?/

Один из важнейших факторов, определяющих судьбу группы и, в конечном
итоге, ее последующее процветание либо полное исчезновение, - это личные качества лидера того или иного коллектива. Леви-Стросс называет такого лидера
«вождем», хотя тут же оговаривается, что тот не обладает, по существу, никакими властными полномочиями. Слово, которым у намбиквара обозначается вожак группы, буквально переводится как «тот, кто объединяет» (рис. 7.4). Выбирая лидера (пост которого не передается у намбиквара по наследству, например,
от отца к сыну), индейцы преследуют цель создать жизнеспособный коллектив,
но отнюдь не обременить себя централизованной властью. Мера ответственности и спектр обязанностей, ложащиеся на плечи лидера, во много превосходят
причитающиеся ему привилегии - такие, как право иметь помимо одной жены
несколько «дополнительных». В силу сказанного не столь уж редки случаи, когда
мужчина категорически отказывается принять на себя роль «вождя». /М.С. Очень интересно. Эгалитарность противодействует организации очевидным образом!/

* /вожак/ он определяет начало и место оседлой жизни, руководит
огородными работами и выбирает сельскохозяйственные культуры; в целом он
направляет деятельность жителей деревни в зависимости от сезонных потребностей и возможностей

* может наступить момент, когда немногочисленные
оставшиеся в коллективе мужчины уже не в состоянии защитить ее женскую
половину от притязаний чужаков

* На фоне этого постоянно идущего процесса смены состава групп, распада
прежних и возникновения новых единственной стабильной ячейкой в обществе намбиквара оказывается семейная пара со своими отпрысками. «Когда
после неудачной охоты мужчина, молчаливый и усталый, возвращается в лагерь и бросает рядом с собой лук и стрелы, воспользоваться которыми ему на
этот раз так и не пришлось, женщина извлекает из своей корзины трогательный
набор: несколько оранжевых плодов пальмы бурити, двух крупных ядовитых
пауков-птицеедов, нескольких ящериц и их крошечные яйца, летучую мышь,
маленькие плоды пальмы бакаюва или уагуссу и горсть кузнечиков. Мякоть
плодов пальм давят руками в наполненных водой колебасах, орехи колют камнем, животных и личинки вперемежку закапывают в золу. Потом вся семья весело истребляет этот обед, которого не хватило бы для утоления голода и одного
европейца».

* Прежде всего, важно понимать, что на одной и той же территории могут одновременно кочевать
группы, относящиеся к разным общинам. Такие группы не связаны друг с другом сетью родственных уз, а порой члены той и другой даже говорят на существенно разных диалектах. В большинстве случаев в основе отношений между
подобными группами лежит скрытый антагонизм, но если одна из них либо обе
находится в состоянии депрессии из-за своей малочисленности, группы могут
объединиться и породниться

* Впрочем, как уже было сказано, взаимное недоверие между кочующими на
одной территории (но относящимися к разным общинам) группами гораздо более характерно для намбиквара, нежели добрососедские или союзнические отношения групп. Иллюстрацией тому может служить описанный Леви-Строссом
эпизод запланированной встречи двух таких коллективов, с целью обновить их
имущество и украшения путем обмена с чужаками. В полевой лагерь ученого,
провозглашенный нейтральной зоной, явились мужчины обеих групп во главе
с их вождями. Общение началось со своеобразной беседы этих лидеров. Один
каким-то неприятным, заунывным голосом непрерывно повторял: «Мы очень
раздражены!... Вы наши враги!..», тогда как другой в той же манере мямлил: «Мы
не раздражены... Мы ваши братья... Мы друзья...» В конце концов обе группы
разбили общий лагерь, где на протяжении всей ночи пение и танцы сменялись
вспыхивающими тут и там драками. Индейцы находились в состоянии с трудом
сдерживаемого гнева, они пытались незаметно завладеть луками и стрелами
противной стороны и запрятать их куда-нибудь подальше.

/До 345
Previous post Next post
Up