/я когда-то уже в коммах
приводил его/
Сперва по рец. А. Г. Козинцева:
"крупнейший российский этолог, внесший огромный вклад в изучение поведения позвоночных и в сравнительный анализ коммуникации животных и человека"
"патриарх российской зоологии и этологии, пользующийся громадным авторитетом, специалист по систематике и поведению птиц и рептилий, а также по общим проблемам коммуникации"
"Именно усилиями Панова этология превратилась в СССР в полноправную дисциплину. Этому способствовали не только его собственные труды, но и его переводы книг К. Лоренца и Н. Тинбергена"
"перед нами книга Панова, посвященная специально человеку. В отличие от прежних книг - только человеку, а не сравнению его с животными"
"сумма всего, к чему Панов пришел, размышляя о людях. Это, строго говоря, не научный труд, а глубоко личное произведение, менее всего академичное по тону и в высшей степени пристрастное. Судя по всему, оно напечатано в авторской редакции"
"Между введением и финалом - десять глав, посвященных истории первобытного общества от его происхождения до возникновения государства"
"Мы можем соглашаться или не соглашаться, скажем, с Лоренцом, уподобляющим человека животным. Но даже если большая часть написанного им неверна, нельзя отрицать, что он по крайней мере пытается (удачно или нет - другой вопрос) судить о человеке с точки зрения зоолога и притом нобелевского лауреата."
"Да, эта точка зрения может совпадать с точкой зрения «среднего буржуа», как выразился Фромм, так ведь и Дарвина упрекали в перенесении капиталистических отношений в природу. Факты то и дело подталкивают биологов к антропоморфизму, и (нельзя не согласиться с автором) зачастую это изрядно раздражает" /М.С. Я здесь Симард вспомнил, к выделенному
https://mskolov.livejournal.com/389667.html + ха-ха, там в примечании К. как раз отвергает: «Окружающие деревья не дают пню погибнуть, возможно, в обмен [! - А.К.] на доступ к его разветвленной корневой системе». Короче, Дарвину как и Марксу не везет с последователями - возводят их учения в догму
"любые попытки подходить к социальным явлениям с биологическими мерками он отвергает, делая исключение лишь для ранней стадии социогенеза"
"Автор не согласен с Р. Рэнгемом (которого он именует «Реем») в том, что агрессивность и воинственность якобы у нас в крови. Да, эти черты присущи обыкновенным шимпанзе, зато карликовые шимпанзе (бонобо), родство которых с человеком в точности такое же, являют собой пример миролюбия. Столь же резкий контраст заметен в половом поведении этих видов: у бонобо, в отличие от обыкновенных шимпанзе, наблюдается самый настоящий матриархат, который многие этнографы до недавнего времени считали кабинетной выдумкой Бахофена и Энгельса (гони кабинетную науку в дверь - она влетит в окно)" #матриархат /М.С. Однако, ребята, насчет насилия вы явно не правы - см. The phylogenetic roots of human lethal violence. Апд. - Козинцев там ее ниже упомянет, однако/
"В главах 7-10 приведены многочисленные сведения о социальной организации охотников-собирателей, а затем и племенных групп с производящим хозяйством." /М.С. Со стр. 327
"«Все то очень многое, что известно из этнографической литературы, заставляет категорически отказаться от мысли, что отсутствие мира между общинами обусловлено некой пресловутой "агрессивностью" человека как биологического вида» (С. 484). И здесь мои симпатии, как и прежде, на стороне Панова."
"Глава 11 «Неравенство, власть, государство» и эпилог касаются современности. Они написаны в откровенно публицистическом стиле, близком к риторике «Новой газеты», «Эха Москвы» или «Дождя»."
М.С. Нет, на самом деле, г-н Козинцев скорее порадовал рецензией.
Книга же Панова есть на его сайте. Итак, начиная с гл. 7.
* Например, в Австралии к концу XVIII в. существовало свыше 700 «племен», из которых к настоящему времени сохранилось от 200 до 500. Эти расхождения в двух цифрах обусловлены
разногласиями между учеными в том плане, что именно считать самостоятельным языком, а что - разными диалектами одного и того же языка.
* Так, на одном лишь острове Новая Гвинея науке известно сейчас около 750
этносов и микроэтносов, из общего числа которых только четыре включают в
себя более 100 тысяч человек каждый, а численность примерно 700 других составляет в среднем из полторы тысячи. Языковые различия между микроэтносами, населяющими даже соседние деревни, сплошь и рядом весьма велики.
Как писал Н.Н. Миклухо-Маклай в 1870-х гг., он постоянно нуждался в переводчиках, посещая деревни в радиусе до 20-30 км от своей резиденции на Берегу Маклая, не говоря уже об экскурсиях в более удаленные деревни
* Вот что не далее как в 1976 г. писал по
этому поводу знаток индейских культур, чешский этнограф Мирослав Стингл
(1989) о районе, включающем в себя бассейн р. Амазонка и обширнейшую холмистую территорию Мату-Гроссу в Бразилии. «Племена, населяющие джунгли,
саванны и холмы этой части Южной Америки, никому никогда не пересчитать.
Даже многие из до сих пор живущих племен остаются неизвестными, анонимными под покровом бразильских джунглей и не подозревают, что их землю, их
часть света посетили и покорили люди с иным цветом кожи. Мир этих племен
внутриматериковой Бразилии кончается у границ их деревни. Что находится
дальше, никто из них не знает»1.
* Например, южноамериканские индейцы намбиквара со сменой сухого
сезона с приходом периода дождей переходят от охоты и собирательства к возделыванию сельскохозяйственных культур. Именно такие различия между этносами в сфере их экономики определяют в значительной степени характерные
особенности социальной организации каждого из них.
Мало кто сомневается в том, что на заре становления человечества популяции гоминид слагались из частично автономных малых групп, которые вели
образ жизни современных охотников-собирателей.
* Австралия - это единственный континент, который до европейской его колонизации всецело принадлежал местным племенам
** Среди питьянтьяра известны случаи гибели семейных групп от голода или жажды /в наиболее жестких условиях среды и
вынужденные изо дня в день сопротивляться враждебному окружению всеми
доступными средствами/
** универсальный свод правил морально-этического и поведенческого
кодекса аборигенов, завещанного им пращурами и соблюдаемого в точности и неукоснительно
** взрослые мужчины несут строгую ответственность за соблюдение традиций, предписывающих подержание status quo на земле предков. /М.С. Очевидно, как наиболее сильные/
** Важным моментом в жизненном
укладе питьянтьяра были периодические собрания-фестивали.
Цель собраний состояла в отправлении важнейших культовых обрядов.
«Суть ритуалов, - пишет Казанков, - состояла в инсценировании событий
из мифического прошлого - так называемого “времени сновидений” (тьюкуррпа). Тогда мифические тотемные предки - прародители тотемных родов странствовали по земле, общаясь друг с другом и создавая элементы современного
ландшафта: холмы и скальные останцы, источники, валуны, сухие русла, рощи
деревьев и т.п. Воспроизводя “в лицах” эти древние события, аборигены обеспечивали, по их мнению, нормальный круговорот вещей в природе: обильные
дожди, размножение животных и растений, стабильность родственных связей
и так далее. Легенды о странствиях тьюкуррпа содержали также обширную информацию обо всех важных для аборигенов источниках пищи и воды, равно как
и о материалах для изготовления орудий. В критических ситуациях (например,
во время длительных переходов в периоды засух) эпизоды из легенд становились порой руководством к выживанию» (Казанков 2002: 98)
** В тех случаях, когда аборигены оказывались на территориях чужих локальных групп вне ситуации племенных праздников, они должны были получать
разрешение на использование местных ресурсов у хозяев
Мужчины не покидали стоянки, не вооружившись связкой копий. Странствующие группы не заходили в те места, где не имели родственников. Приближаясь к границам племенных территорий и завидев дым на горизонте,
семейные группы аборигенов уходили назад, опасаясь возможной встречи с
враждебными незнакомцами. Лагеря же располагались обычно на гребнях дюн,
чтобы избежать внезапных нападений.
Вместе с тем, этнографы не отрицали, что аборигенам далеко не всегда удавалось избежать межобщинных столкновений. Как пишет Казанков, это обстоятельство могло бы опровергнуть тезис об их гибкой территориальности. «Однако, - продолжает он, - следует сразу отметить, что нам не удалось найти
в этнографической литературе ни одного прямого указания, а тем более описания, хотя бы единственного случая убийства аборигена аборигеном в доконтактные времена», то есть в периоды до прихода европейцев (там же: 105
Нельзя не упомянуть о явлении институализация агрессии в обществе питьянтьяра, как и у всех прочих австралийских племен. Существовала у этого
этноса также общеавстралийская практика ритуализованных поединков между взрослыми мужчинами с нанесением травм копьем в бедра обидчика. «В
источнике 1889 года, - пишет Казанков, - белые путешественники указывали, что на одном из сборищ аборигенов питьянтьяра “...испытывали очевидные трудности в поддержании социального мира, и многие мужчины были покрыты шрамами”.
В целом, можно заключить, что уровень межобщинной конфликтности в
Западной пустыне до прихода колонизаторов был весьма низким. Этнографы
писали, что аборигены здесь не воинственны. Известный авторитет в области
австралийской полевой этнографии Р. Берндт специально указывал, что «…в
центральной Австралии постоянная межплеменная вражда отсутствовала». О
том же смотри в приведенной выше цитате из работы Штрелова.
/До стр. 340 дочитал