"Против зерна" Дж.К.Скотта - начало Sum

Nov 14, 2023 22:51

/на сейчас мной прочитано, судя по всему, более половины книги/

Из "Против зерна" Дж. С. Скотта. Самое начало https://mskolov.livejournal.com/304146.html
* Джеймс Скотт считает, что первые аграрные государства - порождение совокупности одомашниваний: сначала огня, затем растений, животных, подданных государств, пленников и, наконец, женщин в патриархальной семье - все эти этапы одомашнивания можно рассматривать как способ обретения контроля над воспроизводством. /!!/
* оседлый образ жизни возник задолго до первых случаев одомашнивания животных и растений: оседлость и одомашнивание появились по крайней мере за четыре тысячелетия до того, как оформилось нечто похожее на деревни
* Оседлый образ жизни и первые государства считались следствием развития систем орошения и появления городов. Однако на самом деле все было наоборот: как правило, города и системы орошения были результатом избытка болотистых территорий.
* города неожиданно появились намного позже оседлого земледелия
* первые государства были вынуждены захватывать большую часть своего населения и удерживать его с помощью разных форм рабства /М.С. Не одни бы, так другие/, а также страдали от эпидемий по причине своей перенаселенности
* Первые государства были хрупки и склонны к разрушению, а следовавшие за их распадом «темные века» часто означали реальное улучшение условий жизни людей. /М.С. Тех, кто выживал? Так ли многие выживали по ср. с городской жизнью?/
* /М.С. Возможно, стоит будет еще перечитать/

"Против зерна" с начала - 2 /3/ https://mskolov.livejournal.com/326338.html
/#недочитано - поглядеть там и пред., его "проводников"/
* антропоцен - деятельность человека стала принципиально важна для выживания мировых экосистем и сохранения атмосферы
* промышленная революция произошла относительно давно (два столетия назад)
* Первые свидетельства использования огня относятся к периоду 400 тысяч лет назад и, возможно, даже намного раньше, задолго до появления Homo sapiens
* Постоянные жилища, земледелие и скотоводство появились примерно 12 тысяч лет назад
* Наша общемировая численность в X тысячелетии до н. э. составляла ничтожные 2 или 4 миллиона
* Первые государства на аллювиальных равнинах Месопотамии возникли не ранее чем 6 тысяч лет назад - через несколько тысячелетий после появления первых форм земледелия и оседлого образа жизни в регионе.
*...государство как форма жизни - это что угодно, но не что-то естественное /!/
* Homo sapiens появился как вид рода Homo примерно 200 тысяч лет назад, останки его представителей за пределами Африки и Леванта датируются не позднее чем 60 тысячелетиями назад. Первые свидетельства существования культурных растений и оседлых сообществ относятся примерно к 12 тысячелетиям назад. До этого момента, т. е. на протяжении 95 % истории человечества на планете, мы жили в небольших, мобильных, рассеянных, относительно эгалитарных группах охотников и собирателей.
* первые небольшие социально дифференцированные, собирающие налоги и окруженные стенами государства неожиданно возникли в долине Тигра и Евфрата лишь примерно в 3100 году до н. э., спустя более четырех тысячелетий после первых одомашненных зерновых и элементов оседлости
* нарратив был историей «восхождения человека». Согласно ему сельское хозяйство вытеснило первобытный, дикий, примитивный, беззаконный и жестокий мир охотников-собирателей и кочевников
* Фактически предполагается, что уставший донельзя Homo sapiens просто не мог дождаться того момента, когда сможет где-то осесть навсегда, не мог дождаться окончания сотен тысячелетий кочевой жизни и сезонных миграций. В то же время существует множество свидетельств повсеместного и решительного сопротивления кочевых сообществ переходу к оседлому образу жизни даже в относительно благоприятных условиях.
* Многие коренные народы Америки были заперты в резервациях только после военного поражения. Другие использовали исторический шанс, предоставленный контактами с европейцами, чтобы увеличить свою мобильность, например сиу и команчи стали конными охотниками, торговцами и налетчиками, а навахо - скотоводами, преимущественно овцеводами. Большинство народов, предпочитавших мобильные формы выживания (пастушеское скотоводство, собирательство на суше и на море, охота и даже подсечно-огневое земледелие), с готовностью адаптировались к торговле, но ожесточенно боролись против оседлости.
* ...Подобные взгляды, по сути, воспроизводили эволюционную модель Юлия Цезаря - от домохозяйств через кланы, племена и народы к государству (к жизни под властью законов), где Рим был вершиной развития, а кельты, а позже германцы, отставали от него в развитии.
* /М.С. В коммах к Sum про #вождества
*+ Очень легко перейти из оседлой деревни без вождя в вождество. Это, по-видимому, организационный режим по умолчанию в эпоху голоцена, после палеолита. Но трудно идти в общества государственного уровня. Людям они просто не нравятся, потому что в обществе государственного уровня возникает один класс, который фактически контролирует людей. - Ч.Стэниш

"Против зерна" с начала - 3 /4/ https://mskolov.livejournal.com/335713.html
* Например, прежде считалось, что постоянное местожительство, или оседлость, - результат полевого земледелия: сельскохозяйственные культуры позволили создавать густонаселенные поселения, став необходимым условием формирования городов. К сожалению для нарратива, оседлый образ жизни оказался распространен в экологически богатых и многообразных досельскохозяйственных условиях, особенно на заболоченных землях вдоль маршрутов сезонных миграций рыб, птиц и крупных животных.
* Встречается и противоположная аномалия - выращивание сельскохозяйственных культур в сочетании с мобильностью и территориальным рассеянием (кроме короткого периода сбора урожая).
* Задолго до специальных посадок семян в распаханные поля собиратели создали все инструменты для сбора урожая, плетеные веялки, точильные камни, ступы с пестиками для переработки дикорастущих зерновых и бобовых[12].
*...можно считать этот ранний период истории частью длительного и все еще продолжающегося процесса, в ходе которого человечество вмешивается в природу, чтобы контролировать репродуктивные функции интересующих его растений и животных. /М.С. В смысле? Снижать сорняки? Ведь и так все стремятся плодиться. Или, скорее имелось в виду, содействовать окультуренным?/
*...Гильермо Альгазе высказался еще смелее: «Первые ближневосточные деревни одомашнили растения и животных. В свою очередь, городские институции Урука одомашнили людей»[14]. /М.С. Однако, здесь вряд ли акцент на репродукции/
* ...Как только в исторических записях упоминаются письменные документы (иероглифы или клинопись), смещение исторической перспективы становится еще более очевидным. Мы имеем дело исключительно с текстами, ориентированными на государственные нужды: налоги, рабочие единицы, сбор дани, царские генеалогии, мифы об основании государства и законах.
* И все же первые государства, появившиеся на аллювиальных и наносных равнинах юга Месопотамии, Египта и Желтой реки, были просто крохотными с демографической и географической точек зрения. Они были лишь маленьким пятнышком на карте древнего мира и статистической погрешностью в общей численности мирового населения, составлявшей в 2000 году до н. э. примерно 25 миллионов человек. Это были крошечные сосредоточия власти, окруженные обширными пространствами, заселенными безгосударственными народами, или «варварами». Невзирая на существование Шумера, Аккада, Микен, империй ольмеков/майя, Хараппы и китайской империи Цинь, большая часть населения мира на протяжении очень долгого времени жила за пределами государственного контроля и налогообложения.
* Если принять во внимание огромный массив накопленных данных, то до начала последних четырех столетий треть земного шара была занята охотниками-собирателями, подсечно-огневыми земледельцами, скотоводами и независимыми садоводами, а государства, будучи аграрными, ограничивались той небольшой частью планеты, что пригодна для сельского хозяйства.
** мы датируем начало эпохи окончательной гегемонии государства примерно 1600 годом
* Классические государства Юго-Восточной Азии - практически современники эпохи Карла Великого, но возникли они лишь через шесть веков после «изобретения» земледелия. Государства Нового Света, за исключением империи майя, - еще более поздние творения. И они тоже были очень небольшими по территории. За пределами их досягаемости жили многочисленные «неуправляемые» народы, объединенные в сообщества, которых историки предпочитают называть племенами, вождествами или просто группами. Они населяли территории, не имея верховной власти или располагая ускользающе слабой, номинальной властью.
* В большинстве государств междуцарствия, раздробленность и «темные века» случались чаще, чем эпохи консолидированного эффективного правления.
* Четыре «темных века» в истории Греции, когда письменность была утрачена, представляют собой практически пустой лист по сравнению с огромным массивом литературы, посвященной пьесам и философии классического периода.
* если цель истории - изучать почитаемые нами культурные достижения, но тогда она упускает из виду уязвимость и хрупкость государственных форм

#вождества, #недочитано

Previous post Next post
Up