Как вы помните мы рискнули и рванули из Вольтерры через прекрасные тосканские поля-луга на несколько часов в Сан-Джиминьяно. Вообще-то ехать в Сан-Джиминьяно меньше чем на день - это плохая идея, но мы-то уже там были (
пост) и могли точно сказать, что хотим посмотреть (и также точно знали, что всё посмотреть мы не успеем). Городишко хоть и маленький, но он весь напичкан шедеврами.
Бросив машину на знакомой платной (а других там нет) стоянке мы вошли в город через ворота у церкви Сан-Якопо ин Темпио.. "Говорили, говорили мистики", что построили ее тамплиеры, вернувшиеся из первого крестового похода. И спрятали внутри неё несметные сокровища, а может и, страшно сказать,...сам Грааль... да только неведомые стражи молчат и лишь молва шепчет о золоте полученном от смуглых раскосых долихоцефалов из страны по ту сторону Океана.
...да только, к сожалению "лгут обольстители мистики" и построена церквушка почти на 200 лет позже, в XIII в, а если и проходили мимо тамплиеры, так о том источники умалчивают. :) тема Грааля осталась не раскрытой - три с минусом!!!
А вот на тарелочки под карнизом не забудьте посмотреть (я вот забыла)
Лучше всего Сан-Джиминьяно смотрится с площадки по дороге в центр. Этрусский город построенный на скале, период вольной коммуны, драки гвельфов с гибеллинами, "черная смерть" 1348 года и, назовем это так присоединение к Флоренции в 1351 г. Ничего не напоминает? ;). Типичная судьба небольших тосканских городков.
Однако, в отличие от прочих, Сан-Джиминьяно сохранил во всей красе свои 14-15 башен из 70 бывших в XIV в. Они даже в таком количестве производят очень сильное впечатление, а попробуйте представить себе весь этот лес небоскребов... где каждая башенка принадлежала воюющему семейству. Тут только держи ухо востро пробираясь по улицам .. то ли в перестрелку попадешь, то ли под горящую смолу кипяток.
Помните, мы с вами во многих городах видели башни, иногда обрезанные до уровня домов для обуздания гордыни местной знати. В Италии их поиск может быть своеобразной игрой как грибы искать, любопытно представить себе, ну скажем, Рим в виде игольницы,
Сан Джиминьяно сохранил средневековую планировку города, но вот население уменьшилось и теперь составляет около 7700 чел.
Изначально город назывался Кастелло делла Сельва - из-за многочисленных лесов в округе.
А вот дальше, следите за руками ;), потому что разные источники предоставляют разные данные и все они весьма странны - в X в (или в VIII при Дезидерии) город взял себе имя в честь святого
Геминиана, епископа, который жил и был похоронен в Модене (мы там с вами уже были и о нем говорили, теги в помощь) в конце IV в. Считается что Геминиан спас городишко от нашествия то ли гуннов Атиллы в сер. V в. то ли остготовТотилы в VI в. Обратите внимание - не раньше чем через 50 лет после своей смерти. Рискну предположить, что он спрятал город в тумане. И ещё через несколько столетий это событие решили увековечить ибо более ничего значительного в городе не произошло
В этом посте мы с вами осмотрим церковь святого Августина, 1280-1298 г. За неприметным фасадом скрывается сокровищница, полагаю, что этим я уже никого не удивлю из своих читателей ;)
Винченцо Таманьи (1492 - 1530) "Поклонение Кресту"
В центральном нефе находится необычная фреска "Святой Себастьян" Беноццо Гоццоли. Написана она была через сто лет после страшной чумы 1353 года, во время которой город вымер почти целиком. В 1464 г. чума опять пришла в город, наводя на всех мистический ужас. Гоццоли прервал работу над фресковым циклом из жизни св. Августина (в той же церкви - см. ниже) и начал писать фреску, которая должна была спасти город от смерти.
Бог Отец посылает стрелы, а святой Себастьян (а также некоторые ангелы) стараются уберечь жителей.
Динамичная верхняя часть фрески и статичная нижняя.
Лица портретны, как обычно у Гоццоли. Плащ св.Себастьяна напоминает плащ Богоматери в типе
Мизерикордия.
Бог-Отец посылает стрелы. Предстоящие Христос и Богоматерь просят пощадить жителей показывая соответственно раны и грудь, вскормившую Сына.
Ангелы ломают стрелы
Переведем дух в клуатре
Еще один св. Себастьян от Гоццоли, 1464-1465 г.
Св.Моника (мать Августина), Беноццо Гоццоли 1464-1465
Потолок с Евангелистами от него же ;)
Теперь посмотрим других авторов, а знаменитый фресковый цикл я покажу вам в конце перематывайте
Mariotto di Cristofano di Nardo, XV в. Пьета с ап.Иоанном и Марией Магдалиной; уровнем выше стоят апп. Симон и Фаддей. Вокруг изображены "персонажи" Страстей Христовых.
Здесь мы видим и поцелуй Иуды, и Петра отрубающих ухо у стражника; отречение Петра и прокричавшего петуха; осмеяние и пилатово омовение рук, моление о Чаше. На переднем плане три сосуда для миро.
Остатки старых фресок Липпо Мемми 1317 г. Возможно св. Вердиана и Мария Магдалина
Липпо Мемми. Мадонна Млекопитательница; архангел Михаил и Иоанн Креститель (?)
Христос - муж Скорбей с Богоматерью и св. Иоанном; Бартоло ди Фреди до 1410 г. Вокруг изображены символы и орудия Страстей, включая плат Вероники и омовение рук, гвозди с молотком, терновый венец, губку и копье, колонну, петуха и др. а также солнце и луну (круги сверху)
Что-то не могу сообразить что это за серый предмет над левым плечом Христа, кажется его держат за ручку и в нем какая-то дверца.
От алтарной работы Пьера Франческо Фьорентино "Мадонна на троне с Младенцем и святыми" (1494 г) на фотографиях получились (кое-как) лишь картинки из нижнего ряда. Они не лишены интереса поэтому покажу.
Святая Фина (про нее рассказ будет в других постах, пока запомните имя)
Здесь меня заинтересовал доспех воина. Что за страшные скорпионы на желтом фоне. В фб подсказали, что, вероятно, здесь скорпион означает знак Иуды, знак предательства, "отметина" темных сил. Вспомнила что такое я уже видела в музее Перуджи, Джованни Бокаччи, Распятие, 1440 (картинка из
вики)
Вознесение, Христос уже на небе, мы видим Марию и Учеников и легкий уходящий шаг.
Муж скорбей, а на заднем плане город с башнями. Может быть это и есть 70 башен Сан Джиминьяно.
Беноццо Гоццоли 1464-65 г. Товий и архангел Рафаил. История из неканонической "
Книги Товита" Ветхого Завета. Товия сын Товита отправляется в далекий путь к должнику своего ослепшего отца. С собой он берет почти случайного проводника. Во время купания в р.Тигр на Товию кидается рыба, которую проводник ловит, сохраняет ее внутренности, говоря, что это лекарство. В г. Экбатане Товия с помощью проводника (и рыбы) изгоняет бесов из Сарры и женится на ней, за долгом проводник идет один. Позже все трое возвращаются к Товиту, исцеляют его от слепоты (той же рыбой), Рафаил открывает себя и исчезает. уфф .всё
Вот про эту фреску ничего не знаю. Возможно она из цикла жития Богоматери (?)
Рождество Девы Марии. Бартоло ди Фреди (1374-1375гг).
Считается что эти фрески являются копиями не сохранившихся фресок Симоне Мартини и братьев Лоренцетти со стен фасада Оспедале Санта-Мария делла Скала в Сиене. На фреске мною были замечены перуджинские ткани (коих немало я когда-то
фотографировала в музее) и шестиконечные звезды на спинке кровати. Хотелось бы послушать знающего человека и попробовать понять, что они здесь обозначают.
Напомню из википедии: "Первое свидетельство того, что гексаграмма использовалась в качестве специфически еврейского символа, датируется 1354 годом, когда император Карл IV (император Священной Римской империи) даровал евреям Праги привилегию иметь собственный флаг".
Может быть это оберег (помните красный коралл на младенце Иисусе), или орнамент.
Введение во Храм
А теперь ну наконец то, переходим к главным сокровищам Сан Агостино :).
Цикл фресок написанный Беноццо Гоццоли в 1464 г посвящен жизнеописанию Августина. Подробное описание (с цитатами) рекомендую почитать в посте уважаемого
sibeastera. А я расскажу покороче. ;)
Общий вид
Августина приводят в школу
Какой-то недорисованный персонаж, исчезающий призрак.
- Как-как он сказал?
Августин прилежно учит греческий
Августин в университете Карфагена
Августин прибывает в Остию (383 г)
На кафедре в Риме.
Собачка; wga трактует ее как символ проповедника - Пастуха над овцами.
Августин едет (384 г.) в Медиолан (Милан) преподавать на кафедре риторики. Фото из вики. Фреска на мой взгляд невероятно похожа на его же Шествие Медичи и Ко волхвов во Флоренции. На заднем плане узнаваемый Рим (слева Пантеон, справа Пирамида Цестия). Замечу, что цветопередача здесь нехороша.
То ли маленький лев, то ли такая собачка.
Августин в Медиолане. Здесь он изображен трижды: снимающим одежды для верховой езды; преклоняющим колени перед каким-то ученым мужем и третий раз справа со св. Амвросием.
Августин и Амвросий, на заднем плане видна мать Августина, св. Моника.
В "Исповеди" Августин описывает, что как-то раз под смоквой после горячей молитвы ему послышался голос ребенка "Возьми, читай! Возьми, читай!". В наугад отрывшейся Библии он прочитал: "Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;"
И далее случилось .."Ты обратил меня к Себе: я не искал больше жены, ни на что не надеялся в этом мире. Я крепко стоял в той вере, пребывающим в которой Ты..".
Через полгода на Пасху 387 г. Августин был крещен Амвросием.
Крещение. Над головой слова гимна
Te Deum, который написал св.Амвросий (
послушать)
После крещения Августин с матерью решили вернуться в Африку, но в Остии св.Моника умерла
Что за легкомысленная деталь на такой значимой фреске? Непорядок, тов. Гоццоли.
Веселый художник, даже в такой момент не дал увлечь себя пафосу. А и правда, ведь святая Моника уже на небесах.
По легенде после смерти матери Августин еще некоторое время оставался в Тоскане. На заднем плане Августин разговаривает с монахами горы Пизано (
?). слева известный сюжет с мальчиком (
отсюда)- "Однажды, когда Августин, размышляя о догмате Божественной Троицы, шел по берегу моря, он увидел ангела в облике младенца, который вычерпывал ложкой морскую воду и переливал ее в ямку. На вопрос Августина о смысле этого занятия ребенок ответил, что попытка постичь тайну триединства Бога силами человеческого разума так же тщетна, как и стремление вычерпать море ложкой. Сказав это, ангел исчез. ". Справа Августин проповедует.
Погребение Августина, 430 г. Гиппон, Африка а не Флоренция, как могло бы показаться если приглядываться к архитектуре
И напоследок, покажу вам кораблик. Где-то подцепила в храме, а про что это не ведаю, но люблю кораблики ;)
Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Анонс Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Santi Ippolito e Cassiano и San Piero a Grado Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Суверето и пляж. Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Масса-Мариттима, часть 1. Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Масса-Мариттима, часть 2. Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Масса-Мариттима, часть 3. Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Масса-Мариттима, часть 3а. Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Масса-Мариттима, часть 1 . Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Вольтерра, часть 1. Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Вольтерра, часть 2 Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Поля-луга.