Следующей точкой нашего путешествия стал город Масса-Мариттима, в провинции Гроссето. Местные холмы были обитаемы еще в доисторическую эпоху, что вовсе не удивительно, ведь со времени этрусков и вплоть до конца двадцатого века (1994 г.) здесь в шахтах добывались разные металлы, в том числе серебро, медь, свинец.
В конце IX века соседний город-порт Популония многократно подвергался нападению пиратов, и епископ принял решение перенести мощи св. Цербония (о нем ниже) в более спокойное место - в Массу Мариттиму. С тех пор св.Цербоний -покровитель Массы-Мариттимы.Чуть позже, в XIв., сюда же была перенесена и резиденция епископа. Начались славные дни города.
С 1225 г. и до 1337 г. он был свободной коммуной и даже чеканил собственную монету. В это же время поддерживались тесные связи с Пизой. Именно тогда (и я думаю, что это не случайно) были созданы все великолепные памятники в городе. В 1337году город попал под власть Сиены (что тоже не так уж и плохо, на мой взгляд), а вот в 1555 он был взят Флоренцией и вошел в великое герцогство Тосканское под руководством Медичи. Вот тут и начались эпидемии и запустение.. даже еще в конце XVI в здешнее население составляло меньше 600 человек.
Так продолжалось вплоть до конца XVIII в., когда наконец пресеклась династия Медичи город начал оживать за счет возобновления работы шахт. Сейчас Масса-Мариттима реставрирует свои памятники, открывает и поддерживает разнообразные музейчики и кажется собирается жить за счет туризма. Пусть процветает.
Эта фотография сделана от стен Дуомо с большим увеличением. Издалека показалось, что где-то там, на краю, над пропастью стоят люди. Привиделось, будто это какой-нибудь просвященный буддисткий монах, который сейчас закончит молитву, расправит свои одеяния, легко спрыгнет с парапета и воспариииит над долиной.
А это увеличение чуть поменьше.
А так всё выглядело без зума.
Центральная площадь города - площадь Гарибальди - неправильная, вся угловатая, показалась нам одной из прекраснейших в этой поездке. Справа - дворец подесты 1225-1235 г., резиденция властей, ныне археологический музей, куда мы не попали.
Ратуша. Левая башня XIII в. была продана городу владельцем примыкающего здания графом Бисерно, правая башня и центральная часть построены на сто лет позже. На фасаде - герб Медичи (повешен в 1563 г.) в напоминание о том, кто здесь хозяин. :(
А теперь посмотрим на Дуомо - собор св. Цербония - во всей красе. Колокольня, начатая в XIII в., перестраивалась в XIX в. Любопытно посмотреть, как увеличивается с высотой число окошек. Один, два, три, четыре, пять и опять пять.. уиии...полетела в небо.
Невооруженным глазом и издалека видно, что собор (XI-XIII) состоит как бы из двух частей, соединенных с великолепным мастерством. Нижняя - более старая, построенная в пизанском романском стиле из туфа и верхняя - луккская готическая, беломраморная.
Если присмотреться, слепые арки первого этажа не одинаковы, крайние правые немного ниже и уже.. сделано это для создания иллюзии, что собор уходит в даль и почти невесомый парит над полями Тосканы, как статуя с первой фотографии.
Рассмотрим поподробнее Дуомо сверху вниз. Поверьте, это стоит усилий. Приближая детали, понимаешь почему же он производит впечатление такого изящества. Тончайшая резьба, безупречный декор, все в нем благородно и без излишеств. Собор будто впитал в себя достоинства пизанской и сиенской школы, а приправил все это гений Джованни Пизано (ок. 1250 - ок. 1315 г.).
Скульптуры Джованни Пизано. Сейчас на соборе копии, оригиналы мы увидим с вами в музее.
Второй этаж
Нижний этаж, центральный портал
Ноздреватый туф с потрясающей текстурой; хочется гладить этот теплый живой, дышащий камень. А цвет мой любимый цвет, мой любимый размер - тот самый упоительный оттенок серо-светлотерракотового цвета, естественнейший для человека, будящий архетипичные представления о доме, земле..благородной и счастливой жизни... этот цвет уже сам по себе способен успокоить и гармонизировать. А еще он обещает вечером становиться нежно-персиковым.
На капителях - тончайшие искусные спирали, на арках - листочки, вырезанные столь мастерски, будто у них еще тогда предполагался зритель, вооруженный хотя бы увеличительным стеклом.
На архитраве центрального портала пять панелей XIII в. из жизни св. Цербония.
Святой Цербоний был в VI в. епископом Популонии. Известен многочисленными чудесами и исцелениями. Официального обьяснения рельефам я не нашла, попробую истолковать сама ;).
Святой Цербоний, по легенде, после своего призвания прибыл в Италию из северной Африки вместе со свв.Феликсом и Регулом. Вероятно, здесь изображена буря на море и ангел, который привел корабль к берегам Тосканы.
Из
Григория Двоеслова:
"Епископ (св. Цербоний - Кербоний у Григория Великого- прим. mrs-mcwinkie) был выведен на средину и для растерзания его выпустили самого лютого медведя. Жестокий Тотила с особенным удовольствием смотрел, когда этот медведь свирепо разрывал на части человека. С жадностью и остервенением бросился медведь из своей клетки на епископа, но вдруг, как бы забыв свою лютость, склонил низко голову и, приблизившись к епископу, начал лизать ему ноги, как бы ясно давая знать всякому, что по отношению к сему угоднику Божию сердца зверей изменились в сердца человеческие, а сердца людей, наоборот, в звериные ... Сам царь невольно почувствовал благоговение к святому, потому что как прежде он безбожно хотел лишить жизни епископа, так теперь, по распоряжению Божию, научился кротости примером зверя. " Как из истории с одним, пусть и остервенелым медведем получился барельеф с четырьмя львообразными зверями... нда.
Св. Цербоний (уже будучи епископом) имел обыкновение проводить мессу на рассвете, чем прогневал местных жителей. Они нажаловались папе
Вигилию и тот призвал Цербония "на ковер". По пути оленихи кормили святого и его спутников молоком. В дороге он излечил трех мужчин от лихорадки.
Проходя мимо стаи диких гусей, святой, сделав крестное знамение, приказал гусям следовать за ним к папе, и только в присутсвии папы св. Цербоний, сделав повторное крестное знамение, отпустил гусей. Медведь, олени, гуси - атрибуты святого.
Папа захотел лично принять участие в мессе св.Цербония, и услышал во время нее пение ангелов. После этого папа сказал, что Цербоний волен служить мессу когда ему вздумается.
Позже святой удалился от опустошавших край лангобардов на остров Эльба где и почил (в возрасте 82 лет), завещав тело свое переместить в Популонию
Посмотрим еще разные детали.
Целиком эти морды в контексте пилястр (вероятно более поздних)
Сверху на все смотрят львы Джованни Пизано. Все крупные скульптуры на фасаде - копии, оригиналы мы еще посмотрим в местном музее.
Львы эмоциональны и очень характерны, они резко выделяются из всего североитальянского прайда живущего на соборах.
Беспокойно-оживленные, неожиданно без добычи значит голодные
Коллажик из деталей
Быстро посмотрим на южную сторону. и с этой стороны ничуть не хуже
Еще раз взглянем издалека на собор и устремимся внутрь ;)
Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Анонс Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Santi Ippolito e Cassiano и San Piero a Grado Тоска, тоска... опять Тоскана ;) . Вокруг Пизы. Суверето и пляж.