Камбоджа Пол Пота называлась "Демократическая Кампучия"

May 19, 2007 01:11


Пол Пот, он же Салот Сар, он же Тол Саут, он же Пол Портх, он же он же Банг Мыонг ("первый старший брат"), он же "товарищ 87" родился не то в 1925, не то в 1927, не то в 1928 году.
Как видим, про его жизнь до прихода к власти известно не так много. Зато про его жизнь после прихода к власти неизвестно почти всё.

Есть три версии происхождения Салот Сара. По одной, он происходил из самых низов обшества, был сыном бедного кхмерского крестьянина, воспитанный в буддийском монастыре.
Эту версию продвигают идейные марксисты и американцы. Марксисты, полагаю, согласно марсистской табели о рангах, по которой главы государств должны рождаться у кухарок, т.е. логическое ударение на "бедный крестьянин". Американцы делают ударение "кхмерский крестьянин", то есть хотят списать Пол Пота и всю его политику на исконные культурные традиции самих кхмеров, замолчать прямую связь с ними, мол, вот видите, что творят туземцы, если оставить их без цивилизованной опеки.

По второй версии Салот Сар происходил из верхов кхмерского общества, даже был в родстве с королевской фамилией. Эту версию продвигал камбоджийский монарх принц Сианук, какое-то время тесно политически сотрудничавший с Пол Потом. Версия тоже голословная, видимо, принц Сианук, в противоположность марксистам, наоборот пытался завысить социальный статус Пол Пота, чтобы как-то оправдать в глазах собственной "партии" этот политический мезальянс.

Наиболее правдоподобной выглядит третья версия, ссылающаяся на родственников Салот Сара. Отец Пол Пота был относительно богатым провинциальным землевладельцем. Имел собственное буйволиное стадо (считай, автопарк), а в сезон урожая на него работали несколько десятков батраков. То есть происходил Салот Сар из верхов среднего класса, или из низов верхнего.
В семье было девять детей. После двух лет начальной школы при буддийском монастыре (такая у них была система начального образования, тоже под контролем французской колониальной администрации), Салот Сар учился во французской школе (т.е. в блатной), потом во французском колледже в столице, не то в торговом, не то в техническом. По воспоминаниям выживших, мальчик был удивительно милый, послушный и уважительный.

Семья действительно крутилась на королевских задворках. Троюродная и двоюродная (по другим сведениям - двоюродная и родная соответственно) сестры Салота работали балеринами в королевском балете, а по совместительству наложницами короля Монивонга.
Или наложницами, а по совместительству балеринами. Надо же что-то наложницам в трудовой книжке писать. Та сестра, которая роднее, была "примой", то есть любимой наложницей, и своей протекцией вытащила родню на теплые столичные местечки. Например, старший брат Салот Сара, Лот Суонг, работал в протокольном отделе двора.
Интересно, если отца звали Пхем Лот, одного сына Лот Суонг, а другого Салот Сар, то что из перечисленного является камбоджийской фамилией, и есть ли она у них вообще?
В 1949 году Салот Сар, в числе прочих, получает от французской колонизационной администрации стипендию на обучение в Сорбонне, по специальности не то машиностроение, не то радиоэлектроника. В общем, что-то в этом роде. Поскольку каких-то особых способностей он до этого в учебе не проявлял, то окружающие объяснили это связями или деньгами отца. Идейные марксисты этот нелепый момент (по их версии происхождения) списывают на ошибку французских империалистов-идиотов, выкормивших собственного врага.

По приезду в Париж стипендированные кхмерские студенты сразу объединяются в "Ассоциацию кхмерских студентов, обучающихся во Франции", почему-то оказавшуюся политической организацией марксистского толка, и развернули бурную политическую деятельность. Простодушие французов просто поразительно, это ж надо было так раздать стипендии, чтобы понабрать в Камбодже одних марксистов. Можно сказать, готовый кружок и привезли.
Председателем Ассоциации был Иенг Сари, генеральным секретарем Кхиеу Самфан.
Ассоциация выпускала свой официальный политический бюллетень, с материалами по марксизму. Видимо, на доходы от ночной разгрузки вагонов на станции "Париж-Товарная". Салот Сар тоже писал туда статьи, с размышлениями о революции. Свои статьи радиоэлектроник подписывал псевдонимом Кхмаэ Даым ("Истинный Кхмер"). Кхмеры - это такая титульная камбоджийская национальность, их в Камбодже более 80%, 95% населения разговаривают на кхмерском.
"Истинный Кхмер" Салот Сар по национальности был на три четверти китаец, и женат был на китаянке. По чистой случайности, китайцы в Камбодже - привилегированное меньшинство. Как уверяли рекламные материалы тогдашней французской колониальной администрации, кхмеры просто влюблены в китайское меньшинство, за их таланты, предприимчивость и трудолюбие, поэтому с большим удовольствием смотрят за успехами китайцев, занимающих верхушку общества в их стране. Другое дело, скажем, вьетнамское меньшинство. Тех кхмеры, де, ужасно не любят.
То есть, судя по французской пропаганде, тамошние вьетнамцы навроде наших, скажем, кавказцев, а тамошние китайцы - навроде наших евреев.
Даже еврейская привычка псевдонимить себя "истинными русскими" совпадает.
Надо ли удивляться, что революционная коммунистическая партия пролетарских интернационалистов "Красные Кхмеры" (т.е. аналогично "Красные Русские") немедленно после образования поделилась на два враждебных крыла - китайцы и вьетнамцы. По остальным пунктам программы разногласий у красных кхмеров не было. В камбоджийском отделе коммунистической парти Индокитая, на 1951 год, было 1300 членов. Из них собственно кхмеров - 40 человек.
Причем не следует думать, что этакая проблема была только у коммунистических интернационалистов, у всех остальных камбоджийских партий было то же самое. Даже у официальных камбоджийских националистов (то есть тамошних фофудьеносцев-"буддистов").
Как минимум двое из Ассоциации кхмерских-студентов марксистов вступили во французскую коммунистическую партию, Иенг Сари и Салот Сар. Несколько статей Пол Пота публиковались и во французской коммунистической печати, с одобрительными речами о Сталине. Особенно он хвалил коллективизацию и чистки.
Кхмерские бунтари, находясь в Париже на стипендии, вступили в "Комитет за Независимость Камбоджи" (от Франции). Мало того, принц Сианук в 1952 году получил письмо с обвинениями в предательстве национальных интересов и подавлении демократии. Из Парижа. В числе подписантов были и Иенг Сари и Салот Сар.
Кура Тор, должно быть, от смеха уронил круассан в чашку с кофе, когда придумал эдакую фишку.

Говорят, по статьям будущего Пол Пота видны следы серьезного и вдумчивого чтения как и классиков, так и новых на тот момент теорий. Что неудивительно, так как в своей Ассоциации они как раз и занимались серьезным изучением основ государственного управления сталинского образца, его методов контроля общества, решения национального вопроса и прочим замечательным вещам, имеющим мало отношения к радиоэлектронике.
В общем, товарищи были настолько жёсткие практики, что готовились сразу к управлению государством сталинского типа, минуя всякие предварительные исторические стадии. Позже они так и говорили, "коммунизация без ненужных этапов", все делается одним "великим скачком". И были по своему правы.
Впрочем, был в кружке и теоретик, как раз генеральный секретарь Ассоциации Кхиеу Самфан, тоже будущий член полпотовского правительства, описавший теоретическую модель предполагаемого государства.
ТЕОРИЯ

Теория проповедовала т.н. "аграрную революцию". Суть теории, насколько я ее понял, состояла в "коллективизации наоборот", в том смысле, что методы-то как раз копировались полностью, и даже развивались, только цель была обратная. Если Сталин осуществил "кровавую индустриализацию", то они планировали сделать "кровавую де-индустриализацию".

Доказывалось это тем, что для достижения истинного коммунизма и создания бесклассового общества необходимо отказаться от всех развращающих и преступных благ капиталистической псевдо-цивилизации, источников неравенства и эксплуатации, типа промышленности, образования, медицины, науки, машин и радиоэлектроники, от частной собственности и денег. Все население, до единого человека, сделать крестьянами. Из орудий оставить в стране только мотыги. И отправить всех выращивать репу рожь рис, исконный кхмерский продукт, опору независимости и прогресса Камбоджи.
Особо оговаривалась необходимость полной международной самоизоляции страны, так как любой контакт будет в пользу более развитых капиталистических стран, которые в результате неизбежно подомнут под себя экономику и политику Камбоджи. Это называлось "опора на собственные силы" (на практике же подразумевало просто "придут импортные коммунисты-доброжелатели - а ты их шлепни").
После чего должна была настать простая и счастливая народная жизнь, всеобщее равенство без конкуренции, зависти и эксплуатации, к тому же удвоение производства риса. Конкретные детали счастливой жизни, понятно, не оговаривались.
Так они все и сделали. Буквально.
Теория гениальная, если правильно понимать ее истинные цели. И при этом абсолютно, стопроцентно марксистская. Они совершенно правы, в каждом пункте, и, понятно, в конечном выводе - именно это и есть Коммунизм.
Между прочим, Кхиеу Самфан - получил в Сорбонне степень доктора экономических наук, за работу “Экономика Камбоджи и ее проблемы в связи с индустриализацией”. То есть за эту самую свою радикально-марксистскую теорию деиндустриализации собственной страны, с явно указаным геноцидом собственного населения.
Камбоджиец получил доктора наук. В просвещенном капиталистическом и либеральном послевоенном Париже, победителе фашизма. За теорию геноцида. Нормально.

Помимо этого, будущий инженер-радиоэлектронщик Салот Сар интересовался французской поэзией, и даже сам писал стихотворные памфлеты на принца Сианука. Надо полагать, писал по-французски. Душевный был человек, интеллигентный. Кроме шуток, это признавали буквально все, кто с ним (и с его подельниками) встречался. Включая французских журналистов и даже принца Сианука, так и говорил - если не знать, то невозможно поверить, в личном общении очень мягкий, интеллигентный, обаятельный человек.

В 1953 году Пол Пот не сдает экзамены, и вынужден возвратиться на родину. По марксистской версии - "был депортирован за участие в антиимпериалистических демонстрациях".

Излишне говорить, что никаких случайностей, идиотизма французских спецслужб или сверхспособностей камбоджийских профессоров Мориарти не было. Все это объясняется совершенно просто.
После второй мировой, а еще точнее, после роли в победе Советского Союза, стал происходит "передел мира" в пользу коммунистов, в виде "национально-освободительных движений". Империалисты бились за Грецию и за Китай, в соседнем Вьетнаме шла война с коммунистами с применением артиллерии. Что уж тут "Камбоджа". В 1949 году французы подписывают с принцем Сиануком первый договор о "независимости Камбоджи". Камбоджийцам предоставлялась полная свобода действий, за исключением тех, которые не разрешит полиция. Полиция, армия, суд и прочие незначительные государственные мелочи оставались во французском владении. Было ясно, что эта "независимость" долго не продержится.

В этом 1949 году французы и раздают свои "стипендии на обучение в Париже". В студенты набирают людей из нацменской околодворцовой шушеры, то есть низов элиты. Все очень логично. Они достаточно образованы, говорят по-французски, люди с уже амбициями (уже понявшие, что они "не это быдло, которое рис сажает"), но с еще недостаточными средствами удовлетворения этих амбиций. Как дворцовые низы, они заинтересованы свернуть власть, а как нацменам - им не жалко камбоджийцев. При французах они жили неплохо, счетов к ним не имеют, и рискнут всем, чтобы пробиться.
Из правящей элиты достаточно коммунистов не набрать, да и повседневную грязную работу они все равно на себя не возьмут. А крестьянину наоборот, для идеологической работы придется сначала образование дать. Причем лучше этого и не делать. Он, когда начнет понимать ученые слова, послушает, послушает, да и воткнет авторучку в глаз лектору - всё, понял, про что гнида толкует.

Нет, механика простая и надежная, везде одинаковая. Из кого вербуются "революционеры", как обрабатываются. В Париже никакой электротехнике их не учили, а делали из них "ручных марксистов", на опережение настоящих. Заложили управляемую ядерную бомбу под оставляемую Камбоджу, одни мотыги чтоб остались. "Вот вам свобода". Наверняка мина была не единственная, но сработала эта. К слову, кажется, рванули ее все-таки не французы, а американцы.
А в 1953 году подписан второй договор о независимости Камбоджи, с действительной передачей в руки Сианука армии и полиции, после чего "студенты" и заваливают сессию. "Депортировали" орлят, пришло время работать.

Кстати, не они одни. В разное время в Париже вдохновились коммунистическими идеями такие известные коммунистические лидеры Индокитая, как Дэн Сяопин, Хо Ши Мин или лаосский принц Суфанувонг. Можно сказать, школа там престижная.
На родине электроники вступают в коммунистическую партию Индокитая, и организуют фракцию, будущее ядро "красных кхмеров". По некоторым данным, членом компартии Индокитая они были еще до поездки в Париж. Скорее всего, так оно и было, еще один критерий отбора.

Сар работает преподавателем неизвестного предмета, не то литературы, не то истории, в престижном частном лицее, где пропагандирует коммунистические идеи среди молодежи. Впоследствии он называл себя "профессором истории и географии". В чувстве юмора ему не откажешь, учитывая область его реальной занятости, к тому же ближе всего к правде, если сравнивать с прочими многочисленными специальностями Пол Пота.
И тут, по отзывам, он был приветливым, мягким и вежливым в общении с людьми. Намного более культурным и городским человеком, чем большинство его соратников из джунглей. Пользовался популярностью у студентов. Поже он их всех убьет.

В марте 1955 года Сианук проворачивает комбинацию с "отказом" от монархии.
Будучи королем, вскоре после обретения долгожданной независимости добровольно отказался от трона в пользу отца, и образовал Народную Социалистическую партию, с программой, цитирую, "кхмерский, буддийский, королевский социализм". Если кто не узнал, "православие, самодержавие, народность" на кхмерский лад.

Которая социалистическая королевская партия немедленно побеждает на выборах подавляющим большинством голосов, сколько там в Азии считается приличным объявить, делая Сианука одновременно премьер-министром, министром иностранных дел и представителем Камбоджи в ООН. То есть тем же монархом, с теми же полномочиями и в том же лице, но волею народа. Проще пареной гуайямы.
Чисто символически мешал отец, но через 4 года, после смерти отца, тем же макаром народ избирает Сианука главой государства. После большого перерыва на красных кхмеров и вьетнамскую оккупацию, они эту систему уточнили и отточили. Называется "демократическая монархия".

В общеполитическом смысле Сианук, олицетворяя "камбоджийскую элиту" сделал то же самое, что сделала "коммунистическая элита" в СССР - целиком скинул старое государство как старую змеиную кожу, и переоделся в новое, "демократическое", сохранив власть. При той же циничности, Сианук поступил много умнее ех-коммунистов, поскольку сохранил внутреннее содержание кхмерского государства и колонизаторское добро, в виде западной системы образования, медицины и какой-никакой индустрии, скинув только старый идеологический балласт (колониальный) монархии, с прилипшими на него грехами. Смех смехом, а демократ Сианук мог еще и претензии монархии предъявлять, за угнетение кхмеров в пользу импортных хозяев, то есть самому себе, или папе, по выбору.

В то время как экс-коммунисты поступили строго наоборот, выбросили при переходе все лучшее из советского, оставив себе, и даже специально развив, все самое худшее. Доходы от сдачи цветного лома вместо экономики, антирусскую "многонациональность" вместо патриотизма, толстовскую фофудью вместо веры и георгиевские ленточки вместо Победы, плюс денежные и моральные долги на пятьсот лет вперед, "русские угощают".
Кстати, справедливости ради, к элите РИ можно предъявить ровно те же самые претензии. Пустили государство на "красные ленточки", точно по тому же сценарию. Не трогая Николая II лично, дело далекое и запутанное, но представить себе такую комбинацию, "царь выдвигается на выборы под лозунгом православие-самодержавие-народность" я вполне могу. Побежать впереди паровоза, риск, но тем не менее вариант рабочий, как показывает история Кампучии.
Просто элитам СССР и РИ в истории Кампучии соответствуют обратные персоналии, де-цивилизаторские и сверх-колонизаторские пол поты. К нам полпот стучал дважды.

Однако, из истории Кампучии нельзя не вынести и другого урока, что на всякого хитрого Сианука найдется свой Пол Пот с резьбой. Если Сианук не дурак и научился хорошо играть по правилам, то это приведет к односторонней отмене правил, плохие ребята начнут играть шахматными фигурами в чапаевские шашки. Впрочем, это понятно и без Кампучии.
Комбинация, наряду с прочими его действиями, имела успех. Сианук выбил из под оппозиции протестную основу - французские оккупанты ушли, продажная монархия сама себя победила, жизнь вроде начала налаживаться. Численность камбоджийских коммунистов (Народно-революционной партии) постоянно падала, и к 1960 году составляла 250 человек.
За отсутствием посетителей обнажился состав зоопарка. По составу коммунисты представляли собой три категории - "старики-ветераны" коммунистического движения, полжизни проведшие в джунглях, в неустанной брьбе с врагами; молодые "романтики-леваки" из городской интеллигенции, очевидно, из обычных бабочек, летящих на любой бунтарский свет; и отдельной сплоченной группой из 30 человек - известная нам банда "студентов из Парижа".

По политическим воззрениям, как уже говорил, кхмерские коммунисты делились на две национальные группы - китайцы и вьетнамцы. И опять наша банда стояла несколько особняком, из-за чего в некоторых источниках их называют собственно "кхмерской" фракцией - де, национал-шовинистическая фракция партии интернационалистов. Но причины их обособленности и сплоченности, как мы уже поняли, лежат в другой области. Риторикой они пользовались любой, тяготели всегда к Китаю, а вьетнамцев, придя к власти, вырезали. Такие вот "кхмеры". Все очень логично.

Вроде бы бомба осталась без использования, Сианук овладел ситуацией, перехватил все нити, в том числе придавил коммунистов, и остался "всем нужным".

В 1960 году эти остатки коммунистов собирают свой II съезд, где избирают генерального секретаря и ЦК из 8 членов. Генсеком стал некий Ту (Тон) Самут, очевидно, из "старичков-ветеранов". В состав ЦК вошли и Пол Пот с Иенг Сари, причем Пол Пот стал личным секретарем Ту Самута. В числе прочего вырабатывают меры действия в новых кризисных условиях, учреждают партийную "секретную гвардию" и т.п. Из чего уже видно, что власть подбирают более компетентные в управлении товарищи, в отличие от своих лесных собратьев.
В 1962 году Ту Самут при невыясненных обстоятельствах убит на конспиративной квартире. На экстренно собранном третьем съезде генсеком становится Салот Сар, а новый ЦК теперь состоит сплошь из его сторонников. Всё, за 9 лет французская банда полностью подмяла под себя коммунистическое движение в стране, хотя, в тот момент, оно казалось уже ни к чему. Очевидно, Сианук знал, или догадывался, что к чему, и обновленных комунистов попыталсь переловить. Народно-революционная партия переименовывается в Коммунистическую партию Камбоджи, и уходит в джунгли, на нелегальное положение, поднимать партизанскую войну против властей. А может, сами разыграли, в рамках новой, нужной им стратегии.
Иначе я не совсем понимаю, почему Ту Самут был на нелегальном положении, а его личный секретарь Салот Сар на легальном, работал в колледже.

Новые коммунисты, якобы кхмерские национал-шовинисты, с якобы "опорой на собственные силы" - целиком завязываются на Китай. Пол Пот несколько раз посещал Китай, 1965 год провел там почти весь, лично встречался с Мао, очень одобрял культурную революцию.


Полпотовцы формируют в свою армию оригинальным, однако вполне логичным методом, поскольку они все делали очень логично. Они просто терроризируют крестьянское население, заставляют себя содержать, а кроме того, реквизируют крестьянских детей "на нужды революции". Где в лесных лагерях из них делают боевиков. Дети не имеют собственных убеждений, крайне легко обучаются убийству, и не способны на взрослые политические интриги.
Однако дело шло туго, массы не шли. Самих крестьян вообще трудно стронуть с места, когда у них есть возможность жить и работать. Но пришла помощь со стороны. К 1970 году положение в стране резко ухудшается. Вряд ли дело в каких-то грубых политических или экономических просчетах Сианука, скорее сказывались массовые и постоянные ковровые бомбежки страны американцами. В ходе вьетнамской войны часть северовьетнамских сил укрывалась на территории Камбоджи (видимо там, где сильны были позиции их меньшинства). Это только РФ не может бомбить Панкисское ущелье, с открытыми базами чеченских боевиков, когда война идет на собственной территории. Американцы бомбили туземцев у них на дому, не особо заморачиваясь какими-то политическими или моральными ограничениями. Работали, по американской привычке, промышленными методами, согласно данным библиотеки Конгресса, (видимо, с 1969 по 1973) совершили 79.959 вылетов, сбросив на Камбоджу бомб общим весом 539.129 тонн. Не знаю, учтены ли тут прочие американские радости, типа напалма и диоксина, или они шли отдельной ведомостью. В среднем, получается, как минимум 50 вылетов в день.
Что-то тут похудшеет политико-экономическое положение в стране.

В марте 1970 года, во время поездки Сианука в Москву и Пекин, происходит путч, военная верхушка во главе с генералом Лон Нолом отстраняет его от власти, и заочно приговаривает к смерти. Сианук оседает в Китае. Переворот называют "проамериканским", но вряд ли это полностью описывает ситуацию. Сианука вряд ли можно назвать патриотом своей страны, в том смысле, что он готов чем-то пожертвовать на ее пользу, он вовсе не чинил препятствий американцам, пытался лишь лавировать между коммунистами и американцами, чтобы в ходе вьетнамского конфликта не огрести лично (страна-то все равно огребла по полной). Почему-то не помогло. Возможно, американцам было мало непротивления, а хотелось активной наземной помощи.

В том же 1970 году Сианук собирает в Пекине объединительный съезд всей оппозиции, учреждают Национальный Единый Фронт. Но в качестве реальной силы они вынуждены опираться на партизанскую базу красных кхмеров. Те, не будь дураки, погребли под себя и все политические результаты сделки, опираясь на свою незаменимость и автоматы Калашникова. Да и с армией, с помощью американцев, дело пошло живее. Народ в страхе бежал в города. Население Пномпеня с 800 тысяч, к 1975 году выросло до 3 миллионов. Практически полстраны собралось в столице, видимо, ее не бомбили. Население было озлоблено, разорено, массово привыкло к крови и беспричинной смерти. Государство, как источник контроля и порядка, включая экономические и социальные связи, было полностью разрушено американцами. Согласно данным какой-то "финской комиссии", в ходе этих бомбежек было убито около 600 тысяч человек. А кто про это слышал?
Американские части (30 тысяч человек) контролировали лишь те пункты, которые были интересны самим американцам, а в 1973 году они выходят, оставляя Лон Нола один на один с вдребезги разбитым ими корытом. Коммунисты, к тому времени контролировавшие едва ли не половину страны, переходят в наступление. В камбоджийской армии, на момент переворота 1970 года, было 550 тысяч человек (при тогдашнем населении в 7 млн. человек), то есть около 8% населения, как если бы в России была армия 11 млн. человек. Через 5 лет Пномпень был взят 3-тысячной "армией детей".

Сайгон пал 30 апреля 1975 года, Пномпень занят 17 апреля.
Красные кхмеры, у себя дома, даже опередили вьетнамцев на две недели.

(окончание позже, как время будет)

Начало
Продолжение-1
Продолжение-2
Продолжение-3
Окончание
Previous post Next post
Up