Продолжение [предыдущие записи см.:
здесь (1) и
здесь (2)].
2.6. Сущность и бытие. Фома изложил концепцию, согласно которой различие сущности и бытия наблюдается в творениях, тогда как в Боге сущность и бытие совпадают (in deo non est aliud essentia vel quidditas quam suum esse). Бытие здесь рассматривается как актуальность сущего, при этом Бог
(
Read more... )
Comments 55
Reply
Reply
Reply
Здесь два пути: либо мы, следуя Каллисту (который основывается на определенных текстах, ссылки на которые даны выше), понимаем Фому в таком смысле, что он рассматривает мышление (и прочие энергии) как акциденции, либо, следуя Схоларию, пытаемся доказать, что Фома понимал различие сущности и энергий близко к восточным Отцам, - и тогда предлагаем свою интерпретацию, т.е. объяснение того, как Фома понимал мышление и волю в человеке. Вы какую интерпретацию Фомы можете предложить?
Reply
Reply
Что касается аристотелизма, то вот тут-то как раз вся суть моей заметки, смысл которой в том, что Фома сам ставит себя в жесткие рамки аристотелизма (примеры даны выше в записи), за что, в частности, его весьма жестко критикует Каллист (он приводит сотни ссылок, указывающих на привязанность Фомы к Аристотелю). В то же время, Фома использует язык трансценденталий (описывающих категории сущего), выходящий за рамки категориальной системы Аристотеля. Смысл моей заметки в том, что если бы Фома более последовательно проводил трансцендентальный взгляд на Божественные атрибуты (и по аналогии - человеческие сущностные свобйства), как это было на Востоке, а не прибегал бы к жесткой схеме "сущность - акциденции", то его позиция, во-первых, была бы более последовательной, а во-вторых, более близкой восточным и предщшествующим Отцам (в частности, Максиму Исповеднику и Иоанну Дамаскину).
Reply
Но то, что Фома был вынужден использовать язык аристотелизма, это вполне понятно, на Западе после XII века аристотелизм неудержимо входил в моду.
Reply
А что касается вот так в лоб сказать, что богословие Фомы окрашено аристотелиански... У Аристотеля где-то есть понятие причастности?
А у Фомы это ключевое понятие. Вот и "аристотелик".
Reply
Leave a comment