О таксономическом упорядочении

Sep 10, 2022 17:14

По умолчанке, вернее, по дурацкой инерции - абстрактная живопись, графика и скульптура у нас считаются подвидом «живописи, графики и скульптуры вообще»,  т.е. подвидом того, что искони существовало вот именно как фигуратив, и целью своей имело создание некоторого образа, т.е. чего-то совершенно иного, нежели вот эти цветовые пятна, линии и формы ( Read more... )

кругово ротве ществ, сложжное о ремесле

Leave a comment

Comments 31

fly_in_fish September 10 2022, 15:56:00 UTC

Это причисление к подвиду исходит из того, по видимости, что техническо-материальная часть общая. Я бы дизайн вообще отдельно, а за нефигуративом признала создание образа, только в нынешних категориях "слабости". Слабая образность. Ну как слабая сила, слабая теология, все это. Нефигуратив ведь форму все же инспирирует, подстрекает к ней восприятие.

Reply

mmekourdukova September 10 2022, 16:07:49 UTC
Это-то понятно, что исходили из того, что техническо-материальная часть общая (а главное - более шыкарная по сравнению с рукомёслами).

Дизайн как же отдельно? если он всегда исходил из технологии и требований к использованию.

Если его отдельно (как мы всё чаще видим на практике), то это обычный нефигуратив ужэ. Только не кисточкой на холсте.

Слабая теология - это, насколько я поняла, идея про "слабого Бога"? а образность слабая - это, собсна, что? для меня демаркационная линия проходит по признаку "суть ли эти пятна ещё и что-то другое предметное, отличное от них самих".

Reply

fly_in_fish September 12 2022, 17:17:35 UTC

Сорри, бактерии на меня напали, глаза вываливаются, вот и отвечаю поздно. Дизайн да, ближе к утилитарному, к аритектуре, как сейчас говорят, архитектура и дизайн проекта, т. е. внешняя и внутренняя организация.
Слабая теология не только про "слабого Бога", т. е. с акцентом на кенозис и с отрицанием некой "мстительности" Бога, но и про нашу богословскую слабость, такая немного новая апофатика.
И слабая образность была бы тогда такой, когда образ не "насильственный", а несколько подражающий тайне, уже не просто пятно, уже какой то гештальт, но ещё пятно не диктующее.

Reply

mmekourdukova September 12 2022, 19:20:39 UTC
Осторожно там с бактриями, пожалуйста. Будьте им Александр какбе Македонский.

А, если и про нашу богословскую слабость, тады да. С той разницей, что богословие никогда сильным и не бывало, а вот фигуративное искусство, "сильное", - оно-то было и есть.

Reply


brat_chik_2 September 11 2022, 10:05:45 UTC
Да, это здорово помогло бы в разговорах с вот эти ми вот: "да у меня ребёнок так может - хахаха" и "квадрат малевича 10 лет висел перевёрнутым - хахаха ( ... )

Reply

на языке античных мифов mmekourdukova September 11 2022, 14:14:51 UTC
Нет уш, сюжеты оставимте за кадром, пжлст. Язык у всех один - пятна, линии, форма, пространство. Только одни на этом языке делают только музыку, а другие - музыку, приличествующую предмету изображения (и только уж потом - сюжету).

Не нахожу ничего особенно вкусного в "переходном периоде от фигуратива к абстракциям" - в действительности это был просто период постепенной утраты изобразительности. А качество самой нефигуративной составляющей от этого вовсе не улучшалось. И не удивительно - художнеги, ещё кое-как владевшие искусством предметной музыки, музыки-соединённой-с-предметом, сначала немножко упростили себе задачку, потом ещё упростили, потом ещё. Что в этом пленительного, помилуйте.

Конечно, перекройка. Мало ли что привычно. Если бы теория искусства сохраняла все привычные наивности, датируемые 18 в., то где бы мы были сейчас.

Reply

защищая нефигуративную живопись, приводил в пример му messaggiera September 13 2022, 12:44:34 UTC
Фокус тут в том, что внутри огромного поля, называемого "музыкой", параллельно существуют области а) того, что по аналогии совпадает с "изобразительным фигуративом", б) того, что соответствует "изобразительному нефигуративу" в) того, что ближе к орнаменту. Проблемы соотношения этих областей вполне себе те же самые, что и у живописи.

Reply

fly_in_fish September 16 2022, 09:27:18 UTC

Так музыка действительно последний аргумент. И в этой теме и в других.

Reply


zakivimiarch September 11 2022, 11:48:54 UTC
Во едином царствии Чорный Квадрат Малевича (и там же все орнаменты), во другом - Банка Супа Кэмпбелл Уорхола (и там же Джотто с Дионисием). И между ними пропасть велика утвердися.

Reply

mmekourdukova September 11 2022, 14:05:23 UTC
Нет уш, орнаменты не там. Орнаменты как раз изобразительны, даже так называемые геометрические в первобытном своём происхождении были изображениями, так что их к Джотто.

И Банка Супа - тут уж ничего не поделаешь, попадает к Джотто. Но классификацию внутри каждого из царств никто не отменял.

Reply

zakivimiarch September 11 2022, 14:43:48 UTC
В первом царствии ЧКМ, модистки и прочие столяры-музыканты. Во втором Суп Кэмпбелла и Джотто, так?


... )

Reply

mmekourdukova September 11 2022, 15:34:47 UTC
В фигуративное было бы, если бы с самого начала стояла цель подобрать дуб этот именно в виде сияния, и к тому были бы приложены конкретные усилия. А так - скорее к Малевичу.

Чёткой границы ведь нет. Вот и с тем, что мы ТЕПЕРЬ называем орнаментом, частично произошло соскальзывание в нефигуратив (которое и с фигуративом произойти, как мы знаем, может, напр. https://mmekourdukova.livejournal.com/510999.html ) - но с древним геометрическим орнаментом оно произошло ещё и потому, что значение фигурок было забыто, вытеснено из народного сознания более развитой изобразительностью.

Reply


brat_chik_2 September 11 2022, 14:38:39 UTC
"предметной музыки"

интересен параллелизм музыки с ИЗО

музыка без песни в старину играла вспомогательную роль (фон на пиру, бубны для танца) непредметные изображения - орнаменты тоже не были самоцелью.

И торжество предметного искусства - песен в музыке и сюжетной живописи Причём, и песни и сюжетная живопись очень поддерживались религиями от античности до средневековья

потом появляются и музыкальные (раньше) и художественные (позже) произведения, имеющие ценность сами по себе, а не как орнамент, и без всяких там слов, сюжетов, человечков, деревьев...

Музыка абстрактная ИМХО истощилась - 20 век - снова век песен.

Возможно и абстракционисты скажут всё, что есть у них в загашниках и вернутся к предметности, но в эдаком рок-н-ролл-стиле.

Reply

mmekourdukova September 11 2022, 15:55:30 UTC
Ну, у меня проэтофсё ещё десять лет назад книга вышла https://mmekourdukova.livejournal.com/313996.html, которую тут многие читали, так что мне лень её в ответ пересказывать :-)).

Reply

brat_chik_2 September 11 2022, 16:03:35 UTC
я свой комент перечёл - что-то там полстроик стёрлось и вышло невразумительно... извиняюся... с книгой ознакомлюсь - спасибо.

Reply

mmekourdukova September 11 2022, 17:20:48 UTC
Тут в ЖЖшечке по тэгу "цитаты из меня" можно ознакомиться с отдельными кусками этой книги и некоторых других.

Reply


maitai1again September 12 2022, 08:03:27 UTC
Это Вы, дорогая ИН, есчё ре слыхали нынещних лекций по истории искусства в провинции. И. слава Богу, не знакомы с теоретической частью, чтоб посетители мастер-классов озанкомились, такскть, с высотой собственной работы и принадлежностью ея к искусству.

Reply

mmekourdukova September 12 2022, 08:49:40 UTC
Почему же славабогу? искусствовед должен всёооо знать.

Хотя я и уверена, что это примерно тот же дискурс, который напевают мальчику в его здешней шыкарной частной школе :-)). Ибо откуда бы взяться оригинальному?

Reply

maitai1again September 13 2022, 07:14:26 UTC
Тот же самый, ага ( ... )

Reply

mmekourdukova September 13 2022, 09:35:00 UTC
Ну пусть свечьку парафиновую отольют в виде ангела деисусного. Или мыло сварят.

Приятно слышать, что к этим подзаборным сучкам во второй раз уже не приходят. Всё-таки русские люди так в целом по натуре практичны и сообразительны.

Reply


Leave a comment

Up