МКХ-5 отзыв жюриста: Сергей Волковский - часть 4

Oct 15, 2012 15:52


Часть 1>>   Часть 2>>   Часть 3>>   Часть 4

СЭНРЮ

столько цветов
отродясь не видал
покойник

Я выбрал этот стих лучшим в номинации сэнрю. Смешно, хотя и грешно, но тем еще более смешно по общему смыслу, а комбинация «отродясь» - «покойник» добивает окончательно.


наконец-то
она делится хоть чем-то…
летний грипп

Я поставил «9». Не то, чтобы идея делиться гриппом была сверхоригинальна (хотя забавно поразмышлять о возможных путях заражения... скорее всего, здесь это просто грязные руки), но мне понравилась легкость всего происходящего. Пройдет за три дня: и летний грипп, и с ним все остальное. Заслуга автора еще и в том, что из всех возможных инфекционных болезней именно летний грипп попадает в самую точку.

Бессонная ночь -
покормила бездомных кошек,
теперь кормлю их блох.

Поставил «5». Комично, но «покормила» и «кормлю» в одном стихе, пусть даже сэнрю, совсем не поэтично.

летом на лавочке
тут чешусь, там хлопаю
всюду жизнь

«8». Браво автору за неожиданную концовку: оптимистичную, проникновенную, экологически-ориентированную и самоотверженную... и все это лишь на первый взгляд, потому что все-таки «хлопает», а не по-джайнистки нежно отгоняет. Но тем комичнее! С первого прочтения даже и не заметишь подвоха: всюду жизнь - и хлоп по комарику. Это подводящее итог массовой бойне местного значения невинное и мирное «всюду жизнь» не поддается рациональному анализу, но вселяет уверенность в завтрашнем дне, чувство собственной правоты и мудрости, а также кучу других подходящих летней лавочке положительных эмоций.

мошка в глазу
смотрю на всё
иначе

«7». Смешно, понятно, лаконично, не избито. Не каждый стих в номинации обладал всем набором этих качеств.

сто пятьдесят
по скользкой дороге.
три иконки над бардачком

«2» без зазрений совести. Во-первых, это «готисосама-дэсита» - вы рассказываете, как хорошо и смело умеете, в отличие от некоторых, что-то делать. Во-вторых, хайку и сэнрю призваны, по моему глубокому убеждению, делать мир лучше, а езда по скользкой дороге на большой скорости, ставящая под угрозу не только вашу жизнь, но и жизнь других людей, в общем случае, идет с этим вразрез, а частные оправдания не интересны и к тому же отсутствуют.

отпуск с детьми
у карусели размениваю
четвертую десятку

Я долго мучился над оценкой этого сэнрю. Очень трогательно и жизненно. «Четвертая» вообще покоряет, т.к. не заменимо ни на что: о третьей еще рано было бы сообщать, а пятая была бы не совсем понятным (сколько же вам тогда не жалко на карусель, если дошли до пятой?) перебором. Редко, когда конкретное числительное настолько важно. От автора не исходят жалобы и просьбы, но хочется сопереживать и радоваться: за то, что, видимо, брать отпуск вместе с детьми часто не удается; за то, что приходится считать деньги, когда так не хочется этого делать; за то, что, слава богу, все вместе и детям очень весело на карусели, и не жалко этой десятки, но она уже четвертая... Тихо, скромно, но правдиво и пронзительно. Я хотел поставить «10» и выбрать лучшим сэнрю, хотя, вообще говоря, это самое настоящее хайку - что нам стоит договориться о том, что «карусель» это летнее киго? Но я не понимаю масштаб денег. Либо стих был написан в какой-то из годов, когда цены были именно такими, либо «десятка» подобрана исходя из ритма. В любом случае, это минус, по крайней мере для конкурса, и я вычел два балла до «8». Уверен, что, когда мы полностью запутаемся и забудем все прошлые ревальвации и инфляции, история вернет эти два балла обратно. Стихотворение этого заслуживает.

знакомая школа
вместо густых деревьев
голые пни

Я поставил «5». Мне понравился ряд: густые деревья - лохматые старшеклассники, голые пни - хм, что есть то есть... Но мне показалось, что тогда это должна быть родная, а не просто знакомая школа. Или я неправильно прочитал «знакомая»...

полнолуние
вместе со мною не спит
моя язва

«7». Тот случай, когда просто «полнолуние» совершенно уместно именно благодаря своему психиатрическому оттенку. Чем хороши болезни (при моем глубоком сочувствии автору), так это насильственным дезинтегрированием повседневного смутного «я» на вполне четкие (идентифицируемые по болевым ощущениям), сами по себе бездушные и подозрительно внешние к этому «я» физические составляющие. Смех смехом, но идентификация язвы в качестве отдельного от субъекта объект - большой и серьезный шаг к фундаментальному психическому здоровью. Возможно, помогло полнолуние. Поздравляю и продолжаю сочувствовать.

девушка в храме
наспех перекрестила усмешку

Я поставил опять «3» и опять за то же. Еще раз перечитал присланные мне правила конкурса. «К категории «сэнрю» отнесены стихи...» Все-таки слово «стихи» есть, я не ошибся. Усмешка на лице девушки в храме с последующим поспешным крестным знамением, наверное, интересное наблюдение (хотя мне представляется не менее забавным, что человек в храме заглядывается на девушек). Но в предложении «девушка в храме наспех перекрестила усмешку» я при всем усилии воли никак не могу увидеть ни стиха, ни «стихо-творения».

БАБЬЕ ЛЕТО
тематический конкурс

бабье лето
меняю обои
на рабочем столе

Я поставил «8». Неброский стих оказался тем, что я уже почти отчаялся найти - удачным ториавасэ. Попробую это доказать...
Вначале, попытаемся обнаружить, прочувствовать связь, ассоциацию между первой строкой и второй-третьей. Она есть. Человек, которому хочется поменять обои на рабочем столе бабьим летом, не представляется марсианином.
Затем проверяем эту связь на стереотипность, банальность. Мне кажется, не банально.
Наконец, испытываем ассоциацию на уникальность. Можно ли вместо «бабьего лето» подставить какой-нибудь другой сезон без ущерба для стиха. В принципе, конечно, можно. Но получится уже что-то «не то». Закончилось лето, погожие деньки сентября вновь напомнили о том, что было и чего не было в теплые, светлые, длинные летние дни, но надо садиться за компьютер, перезагрузить себя и взяться за работу. Меняю обои на рабочем столе.
Итак, мы нашли реально существующую и функционирующую связь, которая не лежит на поверхности, не заезжена, не захожена и по своему уникальна. Это ториавасэ. Браво.
Нужно ли каждый раз проделывать весь изложенный выше разбор? А нужно ли проделывать разбор музыкальных произведений или, скажем, замедленный просмотр многооборотных прыжков в выступлениях фигуристов? Кому-то дополнительная информация поможет глубже понять и прочувствовать увиденное или услышанное. Кто-то и так все схватывает с первого взгляда. Наверное, это дело опыта и интуиции. Я в подобной контрольной проверке ничего для себя зазорного не нахожу. Вот, прыгнет, например, Плющенко четверной лутц. Мы тут же устроим овацию. А затем отмотаем пленку обратно, проверим на замедленном повторе, что прыжок был сделан с правильного ребра и докручен, и восхитимся по новой и по возрастающей.

бабье лето -
последние сверчки поют
в почтовом ящике

Я поставил «7». Хорошо, когда хайку позволяет себя покрутить, повертеть, даже слегка нежно помучить, как пушистого котенка. Сверчки последние, но поют. Пока поют, но уже последние. Мне нравится подобная мягкая игра с переплетением времен, она помогает прочувствовать субъективность, иллюзорность времени как такого, и ветерок возникающей грусти несет свежесть свободы. Может, обычный пустой ящик в подъезде. Может, почтовый ящик памяти с неразборчивой песней последних сверчков. Я жалею, что не дал более высокой оценки.

солнце
в чаше густого мёда
тишина осенних дней

«8». Густота и вязкость слов гармонируют с образом меда, возникают уместные ассоциации с медовым спасом и оранжево-янтарным осенним солнцем. У самого стиха есть цвет, запах, вкус и осязаемая плотность. Может показаться, что слишком много всего намешено, но, повторюсь, «густой мед» удачно принимает на себя и гасит этот, в иных случаях неоправданный, перебор.

Индейское лето
Полны озёра
золота

«8»... По моему неразумению... Надо было дать оценку выше. Один из немногих стихов, который соответствует сразу нескольким важнейшим канонам жанра. Понятное, яркое, свежее, неизбитое (не просто «зима» или «летний вечер»), туманно-романтическое (причем тут индейцы?... но как же хочется побывать там, в «Индейской стране») киго. Индейцы... ну, конечно же, золото! И у Джо Дассена тоже что-то такое было... Проделана работа, без которой, по моему мнению, стихи на хайку-конкурсе вообще не должны рассматриваться: слова приведены к максимально сокращенным формам; вырезано все, без чего можно обойтись; оставлен необходимый и достаточный минимум. Хайку воспринимается на слух и запоминается с первого же раза. Отражение солнца и деревьев в озерной глади содержит целую гамму цветов. Хайку расходится вверх, вширь, вглубь, в неведомую индейскую даль в картине Левитана. Создается ощущение покоя, полноты, достаточности, если хотите - богатства. И на все это - только пять слов! Надо было ставить «10». И приз за лучшее киго! И за лучшее применение киго. Сплоховал я, снимаю с себя скальп.

погожий денёк
паутинки держит ветер
над пустым гнездом

Я выбрал этот стих лучшим в тематическом конкурсе («погожий денёк» был принят как киго бабьего лета). Поэтично, истинно, душевно. Ненавязчиво, но правдиво сплетаются в картину ранней осени «погожий денёк», паутинки, ветер и пустое гнездо. В тонких паутинках, которые мягко, но стойко держит ветер - хрупкость и непоколебимость жизни. В пустоте гнезда - печаль расставания и безграничная возможность вечного возвращения. Теплота и свежесть, шепот ветра и тихий звон паутинок-струн, ушедшее и приходящее, грусть и надежда - все это найдено на маленьком пяточке покинутого гнезда и передано тремя короткими строками.

ПРИЛОЖЕНИЕ: ФРИСТАЙЛ

весёлый старик
великая душа и
большие уши

Я поставил «4». Встреча с человеком, которого здесь описал автор, несомненно, удача и подходящий материал для хайку. Но сказать «веселый старик великая душа» ненамного лучше, чем заявить то же самое о самом себе. Душу мы признаем великой не потому, что кто-то назвал ее великой (пусть даже тот, кому мы обычно доверяем; а ваши мандаты мы еще не видели), а потому, что мы сами убедились в этом: может, с первого взгляда, а может - за путь длинною в жизнь. В любом случае «дядя Петя хорошо рисует» неубедительно. Покажите картины дяди Пети - мы сами решим. «Большие уши» - объективно, бесспорно, метко и уместно - верим. Кстати, у Будды тоже большие уши. «Веселый» - уже на грани фола. Веселость можно определить по объективно подмечаемым критериям (улыбка на лице и проч.), но, скорее, лишь частично. Здесь уже присутствует ваша личная оценка человека, и это означает, что вы просите у нас кредит. «Великая душа» не принимается вовсе, т.к. это исключительно ваше субъективное суждение. Если вам это удастся доказать методами хайку - замечательно. А иначе - все равно что сказать «смешная шутка». Расскажите шутку, мы, может быть, посмеемся.

лучшее из морей
в пустой ракушке
твои обещания

«9». Матрица спутанных смыслов, противоречивых и правдивых. Значение каждого слова может качнуться в ту или противоположную сторону от самого незначительного сдвига перспективы. «Лучшее» - не о море. Само «море» - тоже не о море. «Пустая» - не о ракушке и даже не о «пустом», ведь все равно лучшее же! По своей лиричности больше похоже на танка. В хайку было бы желательно избавиться от наложения «моря» на (морскую) «ракушку». Но все равно здорово. Если бы обещания в пустой ракушке заканчивались по нисходящей линии напрашивающимся стандартным хныканьем (про обещания вообще обычно вспоминают, когда они не выполняются), было бы более понятно и неинтересно. «Лучшее из морей...» При каждом прочтении меня охватывает романтическая надежда и свобода, истоки которых тщетно пытался найти все эти полтора месяца, пока вдруг, в последнюю ночь перед отправкой текста не осенило: лучшее из морей... что-то гриновское... пустая ракушка... обещание... пустое, без шансов, но лучшее... значит, она верит и надеется... господи, это же Ассоль! Баллы, конечно, пустое, но тогда все «10»!

поздно
зовёт далеко
электричка из снов

Я поставил «6». Мне понравились две последние сюрреалистичные строки, но первая строчка кажется проходной и мало что добавляющей. Нечто похожее уже было не раз в рассмотренных выше других стихах. Автор умело сплетает с помощью одной из частей хайку (двумя строчками) плоскость смыслов, а в оставшейся строке вместо того, чтобы построить перпендикуляр, выйти в новое измерение, подняться наверх и сделать стих объемным и глубоким, елозит все по той же плоскости, наверное, опасаясь, что на высоте выронит из рук найденный драгоценный камушек. Перпендикуляр, о котором я говорю, означает не новую сюжетную линию, а другую перспективу, другое смотровое окошко, из которого мы видим, слышим и осязаем все то же поле смыслов. Движение напильнечком чуть в иную сторону, и удачная огранка сделает ваш камушек более ярким и сверкающим.

плюс тридцать пять
сто пятьдесят на сто десять
считалки июня

Как всегда за такое «осасси-симас» только «3». Какой бы занимательной ни была считалка, это ваша частная жизнь. Вы считаете только себя самого, у нас нет шансов быть выбранными на интересные роли в этой игре. Рассказы о своих болячках, даже в самой замаскированной форме, это лишь умиление самим собой, змея, кусающая себя за хвост.

свет
тает
сон

«9»! Если анализировать и оценивать «русское хайку» трудно, то делать это в отношении русского фристайла вообще безнадежно. На первый взгляд, простенько, но это несколько больше, чем удачный декадентский эксперимент со звуками и смыслами. Короткие, «примитивные», почти бессмысленные древние слова (обычный, повседневный смысл на них потом нацепит «я», когда окончательно проснется, точнее, вновь возникнет из пустоты) очень точно, насколько слова вообще могут быть здесь точны, описывают пробуждение. Оригинально, ничего другого подобного не было. Заодно и спасен фристайл как отдельная номинация.

Его сиятельство Солнце!
Её сиятельство Лужа!
Весенний Ручей!

Меня снес этот нахлынувший поток весеннего настроения, и я поставил «8», быть может, немного переоценив стих от неожиданности. «Сиятельство» - интересная находка. Жалко, что повторяется, это явный минус. Нарушу обет «не предлагать вариантов», но есть же еще «высочества», «светлости» и проч., которые можно было тоже попытаться обыграть. Лужа и ручей оба про воду, что также, в идеале, не совсем идеально. Бурное, яркое, жизнеутверждающее весеннее половодье с небольшими недоделками в берегоукрепительных работах. Вполне могло бы быть в номинации хайку.

облака...
Бог мой! -
не протолкнуться к тебе

Лучшее, на мой взгляд, произведение в категории фристайл. Три мазка кистью разного нажима, формы и направления. Три изначально ничем не сцепленные строки. Ничто не предвещает «Бог мой! -» после «облака...» и «не протолкнуться к тебе» после «Бог мой! -». Как три внешне не логичных, не связанных между собой хода в шахматах или тройной, непредсказуемый удар автоматом Калашникова в ближнем бою: штыком, прикладом и магазином. Под влиянием сюжета моей любимой телерекламы 15-летней давности (и прочих комплексов, о которых писал выше) мне представился переполненный автобус, пушистые, белые, чистые облака за окном... а она рядом, буквально в трех шагах, но пройти их, протолкнуться невозможно. В общественном транспорте в самые ответственные моменты всегда кто-то мешается, то бабка с самоваром, как в российской киноклассике, то еще что-то. А за окном все те же никуда не спешащие и обещающие никак не наступающий счастливый конец облака. Не уверен, что все разглядят в этом стихе одинаковую со мной картинку - у каждого своя любимая телереклама и комплексы. Я увидел, что увидел, и мне это понравилось. Можно спорить об отнесении к жанру в контексте степени лиричности, о предпочтительности более конкретных сезонных облаков или четкого ритма и проч. Стих не представляется мне совершенством, как нет совершенного каллиграфического свитка или сада камней. Меня покорило, как он был написан - смело, но целомудренно, размашисто, но аккуратно, с надеждой на удачу, но без страха что-то там потерять и чего-нибудь здесь не соблюсти.

дальняя дорога
ты всё больше мне
открываешься

Я поставил «9». На первый взгляд, да и на второй, ничего особенного. Но помимо чего-то с чужим и страшноватым названием «ториавасэ» я искал в русских хайку еще и что-то чисто русское. Что может быть аутентичнее наших дальних дорог и коротких встреч на их долгом протяжении. Стих ненавязчив, с не слишком сладкой и не слишком соленой изюминкой, предельно понятен и вряд ли допускает различные толкования, но при этом оригинален. Про встречи в дальней дороге, наверное, еще напишут много стихов, и тема может стать избитой, но первопроходцам ставят памятники.

прохожий -
его тоже вывела в космос
первая звезда

«8». За две вещи. Первое. В хайку, как и во всем, каждое действие, каждый шаг может быть сделан навстречу или на удаление, к единению или разобщению, слиянию или распаду, дружбе или вражде. Здесь - шаг из частного индивидуального мира к Целому, где Целое проявляет себя как в одиноком прохожем, так и в бескрайнем космосе. Второе. В обычном случае первая звезда должна была бы вывести под какое-нибудь удачно подобранное сезонное небо (на которых я сам так настаиваю), и уже это было бы замечательно (иначе бы не настаивал). Здесь же автор, не страшась перебора, пробивает все небеса прямо в космос. Это смело. Захватывает дух. Космос непросто вставить в стихотворение, избежав надуманности и пафоса. Мне показалось, что в данном случае это удалось. Не удалась только мне сама оценка. Сейчас бы поставил выше. Простите.

утро на реке
рыбак дирижирует
тишиной

Я поставил «2», хотя с такой интересной зарисовкой все должно было бы быть иначе. «Дирижировать тишиной» это находка. Но на реке рыбаков не бывает, хоть фристайлом назовите это, хоть чем. На музыкальных конкурсах могут быть различные стили и техники исполнения, школы, направления и проч. Все это дело вкуса и не только, и жюри должно в меру на эту тему поспорить. На конкурсе хайку река и рыбак в одном стихе - это просто фальшиво взятая нота, и я не вижу предмета для сомнений и обсуждений. Не буду повторять то, о чем рассказал в процессе по делу о сапожнике. Подставьте вместо реки или рыбака все что угодно, и увидите, насколько безнадежен исходный вариант.

лыжная прогулка
всё параллельно

Я поставил «7». Вроде бы, все простенько, но ведь сыграть дуэт с «параллельно» может именно «прогулка», а не, скажем, «кросс» или просто «лыжня». Я пытался в целях защиты себя от возможных обвинений в двойных стандартах придраться к стиху чуть попристрастнее, но об «параллельно» ломаются клыки и скользят когти.

Дружная весна.
Меняются мостами
горные речки.

Самая настоящая хайку, на все «8» баллов! Более того, это пример того, как замечательно может выполнить свою роль киго, если его правильно встроить. О бурлящих селевых потоках, прорезающих по своему хотению новые русла через каменистые склоны не сказано ни слова - напрямую в хайку поется лишь о дружбе и товарищеском обмене «я тебе мостик, ты мне». Но мы явственно видим эту разбушевавшуюся и, скорее всего, опасную для нас в данный момент природу, в ее дружном весеннем опьянении. А может, и не так. Может, речушки и не так страшны, даже в половодье. Просто набрались сил-водицы, чтобы наконец встретиться, пересечься и разойтись по разным мостам. Пусть каждый увидит свое. Но я хочу на примере этого стиха обратить внимание на то, что хорошо написанная хайку (а это, повторяю, хайку чистейшей пробы) - не фотография, что звучных, образных киго полно и в русском языке и что игра словами действует сильнее, когда не лоб. Я бы еще дал второй приз в номинации «киго».

как никогда
и как всегда
люблю

Три строчки из «никогда», «всегда» и «люблю» - это, конечно, сумасшествие. Достойно конкурировать может лишь «любовь - это кровь» на майках в пионерском лагере. Прыжок с новой Токийской телевышки без парашюта. Удивительно то, что смельчак выжил, по крайне мере в моей версии. «Как никогда и как всегда» можно интерпретировать по-разному: как удары молотом по стенам заколдованного царства-тюрьмы времени-памяти; как прорыв ничего толком не помнящего индивидуума к своему изначальному, все-содержащему и ничего не забывающему естеству, но, это, наверное, будет неуместное умничание. Автор просто хотел сказать, что сильно любит, и не нашел других слов. Я поставил «7» за смелость, но, как в таких случаях пишут строкой на экране во время телепрограмм, «просьба не повторять».

Это все. Спасибо.
Часть 1>>   Часть 2>>   Часть 3>>   Часть 4

Авторское послесловие >>

Previous post Next post
Up