МКХ-5 отзыв жюриста: Евгений Штейнер

Oct 16, 2012 00:43



Критерии разделения текстов по жанрам нередко нечеткие - не улавливается разница между «традиционными» и «современными». Что делает хайку традиционными - сезонное слово? Размер? Сопряжение большого и малого, вечного и мимолетного?
При этом тексты в категории «модерн» (а также сэнрю или фристайл) в целом интереснее - свежее, а то и поэтичнее. Что, пожалуй, доказывает, что встроиться в традиционную поэтику совсем непросто.
Ряд сэнрю неплохи - но некоторые туда попали, пожалуй, по ошибке (возможно, авторской - т.е., возможно, это ошибка самоидентификаци, а не жюри). Просто юмора как такового для сэнрю недостаточно - как правило, нужен юмор, основанный на игре словами и порождающий из-за этого двусмысленные, желательно, неприличные ситуации.
Например, почему вот это сэнрю:

знакомая школа
вместо густых деревьев
голые пни
8

По печальному духу вполне вписалось бы в «просто» хайку. Или тут смысл не в том, что дети выросли и ушли, новых не народилось, школа заброшена, деревья порублены, а в том, что раньше вот были ребята умные и длинноволосые, а нынче одни пни бритоголовые? Едко, конечно, по-сэнрюшному, но, боюсь, это у меня чересчур замысловатая трактовка.
Или это:

люблю люблю
убрать лишнее слово
просит программа
8

Вполне «модерно». (Но, если честно, по-моему, для стишка маловато).
Или из фристайла - вполне могло бы быть в традиционных:

дождливый октябрь
сад насквозь проржавел
даже ворона скрипит
9

(и аллитерации неплохи)

Вообще, мне показалось, что корпус текстов этого года в целом слабее прошлогодних. Часто о представленном «хайку» можно сказать, что это краткое высказывание без четко выраженных формальных качеств, сделанное в качестве моментальной зарисовки по мелкому поводу и вызывающее одномоментный смешок (или легкий укол грусти). Само по себе неплохо, но…
Вспомнил сейчас об одной своей танка, написанной исключительно с демонстрационно-образовательными целями, и позволю себе сейчас ее привести. (Чтобы всякий мог сказать «сам дурак» или «а судьи кто». Текст был написан году в 1985-86 для студентов, дабы на русском примере объяснить некоторые основные параметры поэтики танка - размер, ритм, какэкотоба, энго, общую двусмысленность и т.п. Сначала в традиционной записи в одну строку:

Море черное настроение кошмар тихий океан коль ты подлинно велик столь ли солон ты на вкус

Теперь в разбивку на 5-7-5-7-7:

Море Черное…
Настроение - кошмар.
Тихий океан!
Коль ты подлинно велик,
Столь ли солон ты на вкус?

Стало понятнее, но затуманилась какэкотобиная двуликость в словах «настроение» или «кошмар» - дававшая «черное настроение» или «кошмар тихий».
Первая строка - макуракотоба - географический указатель места действия и зачин истории. С ней перекликается третья строка - Тихий океан, параллелизм называется. Далее обыгрывается второе название этого океана - Великий. А в заключительной строке соленость намекает, что имеется в виду не столько морская вода, но мир чувств.
Кончается эта строка (и все стихотворение) вопросом-восклицанием (аналог частицы ка) - как часто было положено классической поэтикой. Для вящего контекстане помешает и котобагаки - развернутое название. Вот оно: «Поругавшись с дамой, кавалер отправился из Москвы в Батуми на конференцию по проблеме «Сознание», в то время как она отъехала ухудшать свою карму во Владивосток на семинар молодых театральных режиссеров. Кавалер же на берег моря выйдя, так сложил»…
Стало быть сокровенный (и главный) смысл может быть примерно таким: «У меня тут на черном (писать с маленькой буквы) море настроение соответствующее, а ты там, на океане, спокойная (тихая) внешне, имеешь ли достаточно величия души, чтоб лить о разлуке слезы»?
Университетские студенты говорили, что вроде соответствующую поэтику проясняет.

Теперь конкретные комментарии. (По стихам с высшими оценками).

ТРАДИЦИОННЫЕ ХАЙКУ

Как уже отметил, в целом эта категория показалась мне наименее интересной. Но есть обращающие на себя внимание, и, пожалуй, парапросто неплохих. Лучшее, на мой взгляд,

деревенский погост -
долго-долго кукует
кукушка
11

Во-первых, есть свой ритмический строй и размер. (И не говорите мне, что в не-японских хайку не должно быть ни складу, ни ладу - а коли во многих нет, то это нехорошо). Во-вторых, хорошо выбраны слова - стилистически и эвфонически.
А самое главное - за всей простотой противопоставления (кукованье на кладбище) есть глубина чего-то самого главного. Иронии жизни, если угодно, которая и печальна и смешна.

Другие:

Над потоком машин
под весенним небом
бабочка
8

Отметил это, поскольку в самой бабочке есть некое сочетание над и под - простой, вроде бы, червяк - но махнет крылышками в одну сторону - и он над, в другую - под. Как этакая линия горизонта в самом себе.

весенняя ночь
светит звезда
среди тонких осин
8

Есть, пожалуй, что-то весеннее. Наверно, с осенней ночью рифмовались бы тонкие сосны, с летней - широколистные дубравы и т.п.

апрельское утро
в окне ночлежки букет
из папиросной бумаги
8

Всюду жизнь.

снежная крепость
первый раз поздоровался
мрачный сосед
9

Мороз и солнце, день чудесный. Взятие снежного городка. Какой же русский не любит стенка на стенку.

СОВРЕМЕННЫЕ ХАЙКУ

Лучшее:

старые вещи
и чучела нет
доносить
11

Есть атмосфера! Неохота много писать - привиделись одиночество, старость, стертая грань между живым и неживым, печальный юмор. Выражено емко и складно.

Третий час
Пишу в дневнике...
Минутная встреча
8

Хорошее начало поста в ЖЖ.

который раз проверяю
рюкзак и карманы -
душа не на месте
9

Хорошее снижение, передающее смятенье.

выключил свет -
глаза привыкают
к осени за окном
9

Сумерки (времени дня, года, души)

съел свой суп
да так и сижу
8

А вот это мне просто нравится. И Рубинштейна напоминает: «Он и полезней, и вкусней».

утренний чай
уже и молчим
об одном и том же
9

Месяц на небе.
Одному быть
так просто
9

Сочетается с:
Всего-то серпик луны
а уже не один
8

Но второе выглядит разъяснением первого - каковое в разъяснениях вряд ли нуждается.

новый месяц
на миг меж твоих губ
кончик языка
9

Интересная песня в ознаменование начало месячного цикла

без края
Белое море
белая ночь
10

В общем, ничего тут такого и нет, но картинка хороша

под утро
переходит в снегопад
прошедший праздник
9

Заметает

рано темнеет
долго не засыпает
пойманный окунь
9

Хорошее сопряжение конца дня и преждевременного конца жизни

остановка
 где когда-то взял тебя за руку
 теперь по требованию
7

СЭНРЮ

столько цветов
отродясь не видал
покойник
8

Макабричненько. Лучшее из представленного, но на 11 складности чуток не хватает.

строительство храма
у прораба под мышкой
осиновый кол
8

Непонятно, но злободневно. За причинение тяжких душевных мук (ежели кто в этом поругание религии увидит) не посадют?

буднее утро
 у пассажиров маршрутки
 лица воинов
7

полнолуние
вместе со мною не спит
моя язва
8

люблю люблю
убрать лишнее слово
просит программа
8

«БАБЬЕ ЛЕТО»

бабье лето
снимаю с ушей
паутину
8

В то время как баба
Снимает лапшу.

(Считайте это маленькой рэнга. Премию готов разделить с автором.:))

ФРИСТАЙЛ

дождливый октябрь
сад насквозь проржавел
даже ворона скрипит
9

поздно
зовёт далеко
электричка из снов
9

Летний дождь
теряет себя
городской фонтан
11

Хороший образ - поднимающаяся вверх вода погашена и растворена в падающей вниз. Синематичненько. Но добавить два-три слога не помешало бы - для напевности.
Previous post Next post
Up