Беда еще и в том, что ветхозаветные паремии не всегда понятны со слуха народу. Хотя можно бы было в проповедях обращать внимание прихожан на такие значимые совпадения.
Беда еще и в том, что ветхозаветные паремии не всегда понятны со слуха народу.
Да если б только они: по сути дела все чтения, кроме Евангелия, по-церковнославянски на слух воспринимаются с трудом: Апостол, что ли, понятен со слуха лучше паримий? Разве что Деяния еще да м.б. соборные послания (но они в воскресные дни не читаются)... По-хорошему, это основания для того, чтобы их читать по-русски или дважы (сначала на славянском, потом на русском), но это ведь сейчас и представить трудно - в кочетвчтве обвинят.
Хотя можно бы было в проповедях обращать внимание прихожан на такие значимые совпадения.
Угу. Только вот для этого самому священнику Ветхий Завет должен быть интересен как минимум, а много ли таковых?
С Апостолом-таки да... Вчера вот только читал "К евреям" за литургией... уж старался все логические фразы интонационно выделять и все ловил себя на мысли, что стой я сейчас как прихожанин, мало что понимал бы. Правда, никто не мешает людям посмотреть заранее в календаре номер положенного зачала и проработать его дома, правда? Насчет священников рассуждать не берусь, но верю, что они делают, что могут.
С Апостолом-таки да... Вчера вот только читал "К евреям" за литургией... уж старался все логические фразы интонационно выделять и все ловил себя на мысли, что стой я сейчас как прихожанин, мало что понимал бы.
Послание к Евреям - еще не самое непонятное по своему тексту: его хотя бы если не на слух, так читаючи "глазами" легко понимаешь. А вот другие послания... Не, я уверен: пока не будут Апостол читать дважды (по-славянски, затем по-русски) - ни о каком его понимании паствой не может быть и речи.
Правда, никто не мешает людям посмотреть заранее в календаре номер положенного зачала и проработать его дома, правда?
Это мне напоминает обычай иудеев: в течении недели прочитать дома ту главу Торы, которую будут читать в грядущую субботу (да еще с комментариями). Ну, если ничего другого не остается - хотя бы так, конечно... Увы, это для "подвижнейших" :), кому не лень, а большинству все-таки надо "разжевывать" на богослужении - иначе руки у них не дойдут.
Насчет священников рассуждать не берусь, но верю, что они делают, что могут.
Очень интересная тема!На службе Благовещенской как раз об этом думала.Об этих "интересных" параллелях. Пока сама на стала петь на клиросе, - Апостол воспринимался очень плохо на службах (причем,я дома постоянно его на русском читала!),к паремиям как-то был всегда интерес, - очень хотелось разобраться!Пришлось Ветхий Завет почитать - очень помогло.Хотя на службе понятен обычно только привычный текст(Богородичные,например),в остальные чтения надо очень вникать.На клиросе проще,конечно, - там текст бывает перед глазами. А про Вознесение Вы,точно,верно заметили - Ваш вариант больше отражает суть праздника,хотя традиционные паремии его,так сказать, дополняют апокалиптической темой. Может быть, паремии и должны дополнять,а не только констатировать?
к паремиям как-то был всегда интерес, - очень хотелось разобраться!
Вы молодец, прямо скажу - не очень-то это, увы, типично. К сожалению...На клиросе проще,конечно, - там текст бывает перед глазами.
У меня основные богослужебные книги дома есть - Великий Часослов, Триоди, Октоих, Праздничная и Общая Минеи (точнее, 1 и 2 тома РПЦЗ-шного Великого Сборника). Только Минеи Месячной, короче говоря, нет :). Но во всяком случае все праздничные службы есть (а что-то я и отдельными книжками покупал). Кстати, тексты праздничных служб и служб Страстной выложены на сайте http://pravoslavnyi.narod.ru/, если интересно...А про Вознесение Вы,точно,верно заметили - Ваш вариант больше отражает суть праздника,хотя традиционные паремии его,так сказать, дополняют апокалиптической темой.
В принципе очень разный подбор паримий (и не только паримий - нередко и апостольских чтений тоже) возможен, что мы видим, например, в службе Благовещения по древнему иерусалимскому чину. Мне бы в голову не пришли бы
( ... )
Спасибо. Интересные паримии Иерусалимского устава!О Богородице там - как-то почти ничего!Зато о благовещении тема хороша! И спасибо за ссылку - хотя дома у меня тоже кое-что есть,а именно - Триоди и Богослужебный сборник праздничных служб!Минея - это слишком круто для меня(12 томов,или больше?)! Все эти чтения интересны - отцы Церкви же тоже не дураки были - естественно, там огромный смысл заложен! Хотя иногда и удивляют,конечно...
Минея - это слишком круто для меня(12 томов,или больше?)!
Да больше обычно на месяц 2, а то и 3 тома. Да, дома это все иметь практически нереально - больно дорого. Но т.к. основной интерес представляют праздничные службы, достаточно книги типа Праздничной Минеи сос лужбами великих праздников и наиболее чтимых святых.
Comments 17
Reply
Да если б только они: по сути дела все чтения, кроме Евангелия, по-церковнославянски на слух воспринимаются с трудом: Апостол, что ли, понятен со слуха лучше паримий? Разве что Деяния еще да м.б. соборные послания (но они в воскресные дни не читаются)... По-хорошему, это основания для того, чтобы их читать по-русски или дважы (сначала на славянском, потом на русском), но это ведь сейчас и представить трудно - в кочетвчтве обвинят.
Хотя можно бы было в проповедях обращать внимание прихожан на такие значимые совпадения.
Угу. Только вот для этого самому священнику Ветхий Завет должен быть интересен как минимум, а много ли таковых?
Reply
Насчет священников рассуждать не берусь, но верю, что они делают, что могут.
Reply
Послание к Евреям - еще не самое непонятное по своему тексту: его хотя бы если не на слух, так читаючи "глазами" легко понимаешь. А вот другие послания... Не, я уверен: пока не будут Апостол читать дважды (по-славянски, затем по-русски) - ни о каком его понимании паствой не может быть и речи.
Правда, никто не мешает людям посмотреть заранее в календаре номер положенного зачала и проработать его дома, правда?
Это мне напоминает обычай иудеев: в течении недели прочитать дома ту главу Торы, которую будут читать в грядущую субботу (да еще с комментариями). Ну, если ничего другого не остается - хотя бы так, конечно... Увы, это для "подвижнейших" :), кому не лень, а большинству все-таки надо "разжевывать" на богослужении - иначе руки у них не дойдут.
Насчет священников рассуждать не берусь, но верю, что они делают, что могут.
В ( ... )
Reply
Reply
Пока сама на стала петь на клиросе, - Апостол воспринимался очень плохо на службах (причем,я дома постоянно его на русском читала!),к паремиям как-то был всегда интерес, - очень хотелось разобраться!Пришлось Ветхий Завет почитать - очень помогло.Хотя на службе понятен обычно только привычный текст(Богородичные,например),в остальные чтения надо очень вникать.На клиросе проще,конечно, - там текст бывает перед глазами.
А про Вознесение Вы,точно,верно заметили - Ваш вариант больше отражает суть праздника,хотя традиционные паремии его,так сказать, дополняют апокалиптической темой.
Может быть, паремии и должны дополнять,а не только констатировать?
Reply
Вы молодец, прямо скажу - не очень-то это, увы, типично. К сожалению...На клиросе проще,конечно, - там текст бывает перед глазами.
У меня основные богослужебные книги дома есть - Великий Часослов, Триоди, Октоих, Праздничная и Общая Минеи (точнее, 1 и 2 тома РПЦЗ-шного Великого Сборника). Только Минеи Месячной, короче говоря, нет :). Но во всяком случае все праздничные службы есть (а что-то я и отдельными книжками покупал). Кстати, тексты праздничных служб и служб Страстной выложены на сайте http://pravoslavnyi.narod.ru/, если интересно...А про Вознесение Вы,точно,верно заметили - Ваш вариант больше отражает суть праздника,хотя традиционные паремии его,так сказать, дополняют апокалиптической темой.
В принципе очень разный подбор паримий (и не только паримий - нередко и апостольских чтений тоже) возможен, что мы видим, например, в службе Благовещения по древнему иерусалимскому чину. Мне бы в голову не пришли бы ( ... )
Reply
Интересные паримии Иерусалимского устава!О Богородице там - как-то почти ничего!Зато о благовещении тема хороша!
И спасибо за ссылку - хотя дома у меня тоже кое-что есть,а именно - Триоди и Богослужебный сборник праздничных служб!Минея - это слишком круто для меня(12 томов,или больше?)!
Все эти чтения интересны - отцы Церкви же тоже не дураки были - естественно, там огромный смысл заложен! Хотя иногда и удивляют,конечно...
Reply
Да больше обычно на месяц 2, а то и 3 тома. Да, дома это все иметь практически нереально - больно дорого. Но т.к. основной интерес представляют праздничные службы, достаточно книги типа Праздничной Минеи сос лужбами великих праздников и наиболее чтимых святых.
Reply
Leave a comment