Благовещение Пресвятой Богородицы и жертвоприношение Авраама

Apr 09, 2006 19:08


В этом году на Благовещение было замечательное совпадение - в этот же день читалась рядовая великопостная паримия о жертвоприношении Авраама:
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.
И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

Можно прекрасно связать это чтение с праздником, проводя параллель между послушанием Авраама Богу и "се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" Пресвятой Девы. Достаточно прозрачен и другой образ - запутавшийся в чаще овен как прообраз Агнца Божия, берущего грехи мира и исполняющий тем самым обетование Аврааму о благословении в его семени всех народов. (не говорю уж о том, что явившийся ему Ангел - это скорее всего Гавриил, т.к. это архангел-вестник в отличии от Михаила - архангела-воителя)

Или в прошлом году тоже было замечательное совпадение: на Благовещение рядовая паримия была о вавилонской башне:
Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы на земле после потопа. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Зная церковное учение о Богородице как о "лествице, ею же сниде Бог", легко противопоставить ложный путь столпостроения, истинному пути послушания Богу.

Наконец, в 2000 году, когда Благовещение приходилось на пяток Крестопоклонной седмицы, рядовая паримия была о призвании Авраама:
И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей по длине ее до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал ему: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там Аврам жертвенник Господу, Который явился ему.

Сразу напрашивается параллель между "И пошел Аврам, как сказал ему Господь" и таким же ответом Богородицы на призыв Божий (Авраам для того и был призван, чтобы среди его потомства нашлась та, кто сказала бы "Да" на призыв послужить воплощению Сына Божия). Дерзну даже предположить (понимая, насколько важна роль Авраама в иудейском мышлении), что Пресвятая Дева не могла не вспомнить при явлении Ангела об Аврааме...

Когда видишь такое - начинаешь понимать, насколько же сильно связаны Ветхий и Новый Заветы: на самом деле Новый Завет не просто невозможно понять вне контекста Ветхого - Новый Завет вообще невозможен вне символики Ветхого Завета, вне задаваемого им "смыслового поля".

Кстати, интересный момент есть и в известной паримие праздника Благовещения о Неопалимой Купине:
Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи!
И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.
И сказал Господь Моисею: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его 8 и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед.

Как мне видится, тут есть не только очевидное "купина как прообраз Божией Матери", но и "Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его" как параллель с "Днесь спасения нашего главизна"!

Такие совпадения навели меня на мысль, что наш набор праздничных паримий можно считать неполным, т.к. для многих праздников можно найти и другие ветхозаветные пареллели, кроме тех, что в нашем Уставе были выбраны в качестве паримий. Вот, например, мне недавно в голову пришло, что для праздника Вознесения очень подошло бы чтение из книги Даниила (гл.7, 9-10, 13-14):
Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

На мой взгляд это ярчайшее пророчество о Вознесении (куда более яркое, чем те, что положены в качестве паримий праздника (Ис.2:2-3, Ис.62:10-12;63:1-3,7-9 и Зах.14:4,8-11 - см., например, тут), и что важнее всего - оно раскрывает смысл Вознесения как прославления Сына Божия. Теперь становится понятно, почему апостолы после вознесения "возвратишася в Иерусалим с радостию велию" (Лк.24:52) - еще бы не возрадоваться, увидев своими глазами исполнения тех пророчеств, на которые уповал Израиль! Почему составители нашего лекционария прошли мимо этого места - мне лично непонятно...

Одно лишь жаль: на то, о чем я говорю большая часть и духовенства, и тем паче мирян скорее всего не обратит внимания: вряд ли, скажем, в этом году хотя бы в одном храме в проповеди на Благовещение связывали чтение о жертвоприношении Авраама с праздником или в 2000 - чтение о призвании Авраама. Оно и понятно: Ветхий Завет у нас, увы, не очень-то интересен большинству верующих. Надеюсь, это все-таки со временем изменится!

UPD: вот тут для сравнения я привел чтения службы праздника Благовещения по доиконоборческому иерусалимскому уставу.

Священное Писание, богослужение, Священное Писание в богослужении, литургика

Previous post Next post
Up