Да можно, все можно, конечно... Даже в общем-то и утреня не очень скомканной получается (если часа полтора ее служить и часа полтора - Литургию). В принципе во многих храмах (в т.ч. и в нашем) так и служат на буднях и в субботу: утреня и сряду (сократив часы - у нас обычно только 1-й читают и дальше "Благословенно Царство") - Литургия. Но вечерню накануне в таких случаях не служат
( ... )
паремий стоило бы побольше, да и мало повечерие с каноном тоже прекрасно и с утра тоже получается что не только литургия но и воскресная служба но если удлинять вечер то больше нагрузка на служащих
Я, собственно, свой постинг про утреню когда-то по просьбе Гаслова перепостил в Устав. Но по поводу о. Феогноста я там (как и на других "открытых площадках", т.е. там, где он написать может) принципиально писать не буду, чтобы с ним там не встретиться: повторяю, я с ним спорить не желаю - боюсь, руганью кончится.
Из Вашего текста, я понял, что проблема не в богослужении, а в том, что человеку трудно добираться до храма вечером и утром. Поэтому как было раньше, сейчас нереально осуществить (храмов мало, времени мало, ездить далеко). Но ведь эту трудность можно решить! Если бы в чьём-нибудь доме была домовая церковь или часовня, то тогда утреню или вечерню христиане, живущие поблизости, могли бы служить в своё время без какого-либо напряга мирянским чином. А на литургию (и утреню) ездить в храм.
Из Вашего текста, я понял, что проблема не в богослужении, а в том, что человеку трудно добираться до храма вечером и утром.
Не просто "трудно добираться", а сам ритм жизни сейчас иной, чем прежде. И люди другие - весьма и весьма немощные.Если бы в чьём-нибудь доме была домовая церковь или часовня, то тогда утреню или вечерню христиане, живущие поблизости, могли бы служить в своё время без какого-либо напряга мирянским чином. А на литургию (и утреню) ездить в храм.
Не знаю, по-моему, "урезанное" Всенощное бдение - это красиво, конечно, но совершенно неправильно. В конце концов, если люди не хотят или не могут ходить на одну вечерню, могли бы вычитывать самостоятельно.
Не знаю, по-моему, "урезанное" Всенощное бдение - это красиво, конечно, но совершенно неправильно.
Неправильно, неправильно - не спорю! Только вот как сделать правильно-то? Я не вижу какого-то универсального варианта, который подошел бы всем, поэтому желательно, чтобы было разнообразие и реальная возможность выбора: кто хочет - пусть ходит в храмы с "традиционной русской практикой", кто хочет - пусть имеет возможность прийти на утреню утром или сам дома вычитывает. Сейчас-то проблема в том. что выбора (во всяком случае. в Москве) практически нет (ну разве что выбор между первым и третьим) - служат-то везде по "традиционной русской практике"! Вот в чем беда-то
( ... )
Мне кажется, вычитывание служб мирянским чином дома - это утопия. Ведь человек не идет в храм на службу (по крайней мере в крупном городе) потому, что у него нет на это времени и сил. Это и многодетные родители, и старики, и больные, да и просто люди, у которых всего 2 выходных дня в неделю (а иногда и один!), и чтобы в субботу попасть на вечерню службу, надо к 3-4 часам дня завершить все домашние дела (обед приготовить, постирать, убрать, гвоздь прибить, полочку повесить, кран починить, за картошкой сходить и т.д.), а в воскресенье с утра надо на Литургию, домой человек придет в середине дня, и снова масса дел - с детьми погулять, уроки проверить, просто в домашнем кругу пообщаться. Не каждый выдержит такой ритм. И когда тут еще службу вычитывать? тут один поклон во всю постель, дай Бог вечерние молитвы прочитать...
Согласен. Собственно, я-то вычитываю (если вычитываю) по сильно сокращенному чину (и в соединении с канонами и молитвами по причащении). поэтому и времени немного уходит (не сильно больше, чем на чтение правила ко причащению) - см. выше. В качестве массовой практики вычитывание служб мирянским чином вместо посещения храма или не привьется, или это будут чаще всего практиковать по гордыне.
На самом деле проблему отец Феогност поднял правильную и нужную: как разумно с литургической точки зрения сократить утреню так, чтоб она была "служибельна" за время не намного большее времени, затрачиваемого на вечерню. В России может это покажется дикостью, а вот на Западе эта проблема стоит очень остро -- утреня почти нигде не служится из-за своей длины, для западных прихожан даже сокращенное всенощное бдение (~ 3 часа) -- это очень долго. При этом московский вариант с сохранением уставного "скелета", но безжалостным сокращением наполнения (тропарей канона, стихир) и служением в дико загнанном темпе не подходит -- здесь востребовано неспешное чтение и пение, причем часто с дубляжом на разных языках. Естественно, корректного литургического решения у этой проблемы нет по определению, но какой-то мало-мальски приемлимый вариант хотелось бы нащупать.
И, кстати, нормально я с батюшкой на эту тему поговорил (как, впрочем, и всегда на любую тему). Никогда не понимал и не понимаю, почему у всего ЖЖ с отцом Феогностом проблемы.
Comments 38
Reply
Да можно, все можно, конечно... Даже в общем-то и утреня не очень скомканной получается (если часа полтора ее служить и часа полтора - Литургию). В принципе во многих храмах (в т.ч. и в нашем) так и служат на буднях и в субботу: утреня и сряду (сократив часы - у нас обычно только 1-й читают и дальше "Благословенно Царство") - Литургия. Но вечерню накануне в таких случаях не служат ( ... )
Reply
и мало повечерие с каноном тоже прекрасно
и с утра тоже получается что не только литургия но и воскресная служба
но если удлинять вечер то больше нагрузка на служащих
Reply
Reply
а насчёт часов - мы пропускаем, у нас они в 8.00 начинаются, литургия - в 9. ребёнок просто не выстоит ((
Reply
Я, собственно, свой постинг про утреню когда-то по просьбе Гаслова перепостил в Устав. Но по поводу о. Феогноста я там (как и на других "открытых площадках", т.е. там, где он написать может) принципиально писать не буду, чтобы с ним там не встретиться: повторяю, я с ним спорить не желаю - боюсь, руганью кончится.
Reply
Reply
Reply
Reply
Не просто "трудно добираться", а сам ритм жизни сейчас иной, чем прежде. И люди другие - весьма и весьма немощные.Если бы в чьём-нибудь доме была домовая церковь или часовня, то тогда утреню или вечерню христиане, живущие поблизости, могли бы служить в своё время без какого-либо напряга мирянским чином. А на литургию (и утреню) ездить в храм.
См. мой ответ ( ... )
Reply
В конце концов, если люди не хотят или не могут ходить на одну вечерню, могли бы вычитывать самостоятельно.
Reply
Неправильно, неправильно - не спорю! Только вот как сделать правильно-то? Я не вижу какого-то универсального варианта, который подошел бы всем, поэтому желательно, чтобы было разнообразие и реальная возможность выбора: кто хочет - пусть ходит в храмы с "традиционной русской практикой", кто хочет - пусть имеет возможность прийти на утреню утром или сам дома вычитывает. Сейчас-то проблема в том. что выбора (во всяком случае. в Москве) практически нет (ну разве что выбор между первым и третьим) - служат-то везде по "традиционной русской практике"! Вот в чем беда-то ( ... )
Reply
Reply
Согласен. Собственно, я-то вычитываю (если вычитываю) по сильно сокращенному чину (и в соединении с канонами и молитвами по причащении). поэтому и времени немного уходит (не сильно больше, чем на чтение правила ко причащению) - см. выше. В качестве массовой практики вычитывание служб мирянским чином вместо посещения храма или не привьется, или это будут чаще всего практиковать по гордыне.
Reply
И, кстати, нормально я с батюшкой на эту тему поговорил (как, впрочем, и всегда на любую тему). Никогда не понимал и не понимаю, почему у всего ЖЖ с отцом Феогностом проблемы.
Reply
Разумеется. Но лучше бы, чтобы это делал кто-то другой с иной репутрацией.
Reply
Leave a comment