По поводу
Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви за последнее время было уже немало сказано и
немало сломано копий, и одним из наиболее пререкаемых вопросов являются тут т.н. "миссионерское богослужение" и "миссионерские приходы". Решил и аз многогрешный внести свои пять копеек в эту скользкую тему - попрошу не бить больно
(
Read more... )
Comments 44
Reply
Сложный это вопрос: обычно тут каждый под этим свое понимает :).
Reply
Reply
Ну, я имел в виду такие вещи, которые способствуют более сознательному участию в богослужении (начиная от наведения элементарного порядка в чтении и пении). Короче говоря, когда к богослужению такое отношение, когда оно воспринимается отнюдь не просто как "средство воспитания смтрения" (ничего не слышно, ничего не понятно, сплошное бу-бу-бу, а ты стой себе, смиряйся), а чтобы все-таки это была именно соборная молитва, причем по словам Апостола не тольуо "духом", но и "умом".
Если этому способствуют осторожные новации типа чтения Евхаристического Канона вслух, русификации или поновления богослужебных текстов и т.п. - я тоже это поддерживаю. Главное лишь чтобы плавно, без эксцессов и потрясений, без смущения братии, без ажиотажа (а вот какие мы тут "крутые" "продвинутые") и т.п. духовно вредных вещей.
Reply
Reply
Угу. И в результате получишь Православие - "сделай сам":), как я это называю. Увы, есть естественные пределы того, что можно и нужно сделать на уровне личной инициативы - в этих пределах, разумеется, можно и нужно, как ты говоришь, брать и делать, несмотря ни на что, но за их рамками, увы, ничего доброго все равно не выйдет...
Reply
Из всех этих особенностей, имевшихся в первоначальной версии концепции, в официально утвержденную Синодом вошли только "по ходу службы объяснять народу, что означает, символизирует тот или иной момент богослужения".
Одно дело - болтать в ЖЖ; другое - писать статью. Если уж писать статью, то комментировать нужно утвержденный Синодом текст. Иначе нехорошо получится. Откажете Синоду в праве голоса.
Reply
Одно дело - болтать в ЖЖ; другое - писать статью. Если уж писать статью, то комментировать нужно утвержденный Синодом текст. Иначе нехорошо получится. Откажете Синоду в праве голоса.***
Дык я ж, строго говоря, не собственно Концепцию обсуждаю как таковую (куда уж мне!), а скорее ту реакцию, которую она вызвала в ЖЖ... Но если действительно дойдет до публикации на "Киевской Руси" или еще где, то я Ваше замечание постараюсь учесть, разумеется.
Впрочем, как раз то единственное из "миссионерских особенностей", что вошло в утвержденный Синодом текст (кстати, а на "Киевской Руси", откуда я его брал, он лежит или не он?), сиречь по ходу службы объяснять народу, что означает, символизирует тот или иной момент богослужения, на мой взгляд достаточно аргументированно раскритиковал klangtao - мне осталось только присоединиться к его ( ... )
Reply
Не знаю. На Патриархии.ру лежит утвержденный. А неутвержденный уже год как по сети бродит.
*** А Вы-то сами как относитесь к этой идее с объяснениями? ***
Объяснения по ходу службы? Толку будет ноль (тем более, что не факт, что духовенство в состоянии правильно объяснять происходящее. Одно дело - воспроизвести, как научили, другое - правильно истолковать), а богослужебный строй это, несомненно, разрушит.
Reply
Не знаю. На Патриархии.ру лежит утвержденный. А неутвержденный уже год как по сети бродит.***
Тот, который "неутвержденный", у меня давно уже был. Я с "Киевской Руси" качал в конце марта по ссылке http://kiev-orthodox.org/site/churchlife/1488/, но сейчас она не работает (у них сервер "падал" недавно, как известно). В самом скачанном мной тесте стоит Документ одобрен на заседании Священного Синода РПЦ 27 марта 2007 года, есть и ссылка на Патриархия.ру (http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html). Так что похоже, что я утвержденным тестом располагаю, хотя, возможно, я его не очень внимательно читал.
*** *** А Вы-то сами как относитесь к этой идее с объяснениями ( ... )
Reply
Reply
Согласен с Вами. Да, то, о чем Вы говорите - основная, наверное, проблема. Но... вода камень точит и Божьи мельницы веют медленно, но верно - будем на это уповать...
Reply
Я думаю, однако, что оглашение, особенно в современных условиях, должно основываться не на передачи информации, а на приобретении целостного опыта жизни в Церкви и исполнения воли Божией. Оглашаемый должен начинать с практики, которая, конечно же, включает участие в Богослужениях, но также должна включать и другие совершенно практические навыки, например молитву, чтение Св. Писания, и т.д., переходя с личного уровня через общинный, приходской на соборный уровень церковного опыта. Кстати именно на соборном уровне лучше всего воспринимать информацию, на этом уровне легко избежать, например, самочинности толкования Писания. Но до этого уровня нужно дойти, и путь лежит через личный и общинный опыт жизни в Церкви.
Reply
Я как раз исхожу из того, что оглашение не может и не должно быть только передачей информации. Поэтому высказанное Вами выше представляется мне странным.Я думаю, однако, что оглашение, особенно в современных условиях, должно основываться не на передачи информации, а на приобретении целостного опыта жизни в Церкви и исполнения воли Божией.
Совершенно верно!Оглашаемый должен начинать с практики, которая, конечно же, включает участие в Богослужениях, но также должна включать и другие совершенно практические навыки, например молитву, чтение Св. Писания, и т.д., переходя с личного уровня через общинный, приходской на соборный уровень церковного опыта. Кстати именно на соборном уровне лучше всего воспринимать информацию, на этом уровне легко избежать, например, самочинности толкования Писания. Но до этого уровня нужно дойти, и путь лежит через личный и общинный ( ... )
Reply
Reply
Как минимум, личный опыт участия в богослужении они приобрести помогут. Ну а остальное (этика, доброделание, личная молитва и чтения Писания и т.д.) - это, понятное дело, только самому, за тебя это никто не сделает...
Reply
Leave a comment