Приростает РПЦ МП концепциями... :)

Mar 27, 2007 23:38

Как и положено постсоветским организациям, которыми к сожалению являются официальные органы современной РПЦ МП, возрастает количество официальных "концепций" и "целевых программ".

Про плоды этих концепций наверное можно особо и не говорить :( Плоды одни - возможность оправдать цитатами из таких концепций неканонические и часто откровенно еретические поступки.

Но давайте посмотрим на некоторые пункты принятой на последнем Синоде очередной концепции.
Итак сначала цитата из Определения Синода:

ЖУРНАЛ №12

В заседании Священного Синода под председательством Патриарха

СЛУШАЛИ:

Сообщение Преосвященного Иоанна, Архиепископа Белгородского и Старооскольского, председателя Миссионерского Отдела Московского Патриархата о «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви».

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Одобрить «Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви».

2. Опубликовать данную концепцию в церковных средствах массовой информации.

3. Рекомендовать епархиальным преосвященным и священнослужителям руководствоваться данной концепцией при организации епархиальной и приходской миссионерской работы.
http://www.patriarchia.ru/db/text/220819.html

Вот так :) Наконец случилось то, к чему так долго шли наши доморощенные "миссионеры".

Теперь несколько цитат из самой концепции (с которой можно ознакомиться по следующему адресу http://www.patriarchia.ru/db/text/220922.html):

3.5. Миссионерский приход
Образ жизнедеятельности и сам облик современного церковного прихода должен быть максимально приспособлен к миссионерским потребностям, исходя из интересов миссии Церкви.
Приход, подтвердивший свою способность (по уровню подготовленности и практическим результатам) заниматься миссионерской деятельностью постоянно и плодотворно, приобретает статус миссионерского прихода.
Существуют следующие отличительные особенности миссионерского прихода:
Главная его цель - осуществление миссионерской деятельности на территории его пастырской ответственности.
Желательно, чтобы его клир знал богословие миссии и приобретал практический опыт миссионерства.
Целесообразно, чтобы миссионеры имели или приобретали светское высшее образование.
Приходское собрание данного прихода должно состоять преимущественно из прихожан, активно участвующих в миссионерской деятельности, знающих проблемы и нужды современной миссии.
Приход обязан заниматься социальной диаконией.
В миссионерском приходе необходимо сформировать институт миссионерских катехизаторов. Миссионерское служение мирян необходимо скоординировать по разным аспектам работы в соответствии с образованием и профессиональными навыками конкретного миссионера.
В приходе богослужения должны иметь преимущественно миссионерскую направленность.
Миссионерскому приходу по благословению епархиального Преосвященного желательно постоянно поддерживать контакты в методической сфере с Миссионерским отделом Московского Патриархата.

Небольшой комментарий:
Точнее не комментарий, а вопросы.
Как приход будет "подтверждать свою способность (по уровню подготовленности и практическим результатам) заниматься миссионерской деятельностью"? Какова процедура такого подтверждения? Кто и каким образом будет наделять приход статусом "миссионерского"?
Первая существенная особенность такого прихода: "Главная его цель - осуществление миссионерской деятельности на территории его пастырской ответственности". Ни в одном из документов РПЦ МП нет определения понятия "территория пастырской ответственности". Более того, если мы говорим о переходе того или иного прихода в статус "миссионерского" - что в таком случае будет происходить с мифической пастырской территорией? Она будет оставаться прежней, или будет расширяться до территории благочиния/епархии? Что тогда будет происходить с прежней территорией пастырской ответственности? Должен ли там появиться новый "традиционный" приход? Или все жители, в том числе уже воцерковленные, переводятся в разряд объектов миссии? Или традиционный приход объявляется априори ущербным и достойным замены на миссионерский?

Конечно особо интересен раздел "Миссионерское богослужение" :)

Цитируем:
"Ради облегчения вхождения и пребывания невоцерковленного человека в Церкви целесообразно предоставить приходам, по благословению священноначалия, право проведения особых миссионерских богослужений, в которые были бы внесены элементы катехизации:
Богослужение без нарушения его цельности и молитвенного настроя верующих в необходимых случаях сопровождается богословскими комментариями или посредством распространения брошюр с объяснением смысла богослужения и совершаемых молитв. Подобная катехизация также необходима при совершении всякого Таинства и обряда.
Во время совершения Божественной литургии, проповедь может произноситься непосредственно после Евангельского чтения и должна носить, по преимуществу, экзегетический характер. При необходимости Священное Писание может быть прочитано на национальном языке просвещаемого народа или на русском языке с богословскими комментариями."

Ну что ж, теперь сторонники русского богослужебного языка получили (пока малое) одобрение Синода.
Кстати чуть ниже присутствует следующий пассаж: "совершение богослужений и издание православной литературы на местных языках". С изданием литературы более менее все в порядке, а вот прямое указание на необходимость, не только чтения Писания, но и уже совершения богослужения на местных языках это уже круто. Особенно в контексте того какой язык является "местным" для подавляющего числа российских епархий.

Далее пункт особо радующий:
"Главной задачей совершения миссионерских богослужений является приближение литургической культуры Православия к пониманию наших современников. В зависимости от степени воцерковленности членов приходской общины желательно осуществлять программы литургического обучения как взрослых, так и детей".

Ну что ж, Кротовскую детскую литургию многие наверное читали. Посмотрим до чего дойдут МПшные миссионеры в "приближение литургической культуры Православия к пониманию наших современников".

Насмешил дисклеймер:
"В настоящей Концепции для обозначения Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви применяются, как равнозначные, термины «Вселенская Православная Церковь», «Православная Церковь», «Церковь». Эти же термины используются в Концепции только для обозначения Русской Православной Церкви применительно к территории ее пастырской ответственности". В контексте дрязг со вселенским Патриархатом и заигрываний вокруг "Вселенской Церкви" в консультациях с Римо-католиками звучит забавно :)

Нашлось в одобренной концепии место и для канонического права:
"Необходимо особо подчеркнуть каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации (Крещение без оглашения запрещается 78-м правилом VI Вселенского собора и 46-м правилом Лаодикийского собора). Конечно, никто не должен накладывать на людей «бремена неудобоносимые» (Лк. 11, 46), однако того, кто не хочет посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно".

Вообщем документ сырой. Одним словом "концепция" :) И очень жаль что некоторые горячие головы начнут его под свои действия подкладывать, и всякие свои шаги им обосновывать. Ведь стоит же на нем гриф "Одобрено Синодом" :(

миссия

Previous post Next post
Up