Не иконостас разделяет людей и не его отсутствие их соединяет

Jul 24, 2015 11:35


Порталом "Православие и мир" опубликована статья дьякона Павла Сержантова Иконостас разделяет людей или соединяет?. Что я думаю, как про сам основной посыл статьи, так и про вызванные ей дискуссии ( Read more... )

богослужение, православие

Leave a comment

Comments 9

ustavschik July 24 2015, 17:53:49 UTC
О недопустимости исповеди во время Евхаристического Канона говорилось уже достаточно много, но путь решения (если вообще сохраняется связка подготовка к причащению - исповедь) тут ровно один -- вообще вынести исповедь за пределы Литургии.
Если на исповедь стоит человек 30, то даже если уделять каждому по паре минут (из которых полминуты -- это разрешательная), но исповедь их как раз займет всю Литургию вместе с Каноном, и то еще будет опасность не уложиться.
А если к исповеди пришли полсотни человек?
Так что если сделать перерыв на чтение Евангелия еще реально (и у нас в городе весьма многие стараются именно так и делать), то прерываться на канон... Пока исповедь во время Литургии, это невозможно.

Reply

mikhail_zeleny July 26 2015, 14:58:07 UTC
путь решения (если вообще сохраняется связка подготовка к причащению - исповедь) тут ровно один -- вообще вынести исповедь за пределы Литургии.

Полностью, увы, так сделать - это было бы "бременами неудобьносимымим". У нас в храме, например, народу постоянно внушают: на исповедь приходите на всенощную (у нас исповедуют во время чтения канона и далее) или перед Литургией. И всё равно - есть те, для кого и то и другое не очень реально: кто с детьми приходит, кто сильно издалека приезжает (а у нас "прихожан по территориальному признаку" почти нет - мало кто живёт рядом, это ж центр Москвы, там вообще жилых домов рядом с нами немного), не говоря уж о старых-больных. Да и вообще мало ли какие обстоятельство бывают, что человек и на всенощной не был (во всяком случае, у нас в храме), ни перед Литургией не успел приехать до 9:00, когда Литургия начинается. Для таких есть исповедь непосредственно перед Чашей, но при этом оговаривается: это для детей и старых-больных, остальные пусть приходят заранее. Ну или без лишних разговоров - имей покаяние ( ... )

Reply

ustavschik August 1 2015, 11:16:44 UTC
исповедующие священники просто уходят в Алтарь с Символа Веры или лучше с Великого Входа
Так исповедующий-то священник почти всегда один. Вот он и остаётся на всю Литургию, иначе банально не успеет вообще никого поисповедовать.

Всё равно пауза, пока Дары на всех причастников раздробляют...
Когда исповедующихся двое-трое -- да, этой паузы хватит. При десятке и более получим затягивание Литургии минимум на полчаса. Это если никто не пришёл на исповедь впервые в жизни -- тогда получается вообще караул.

Reply

mikhail_zeleny August 1 2015, 12:40:07 UTC

В общем, тут всё дело в различии между общинным приходом, коим является наш, и "комбинатами ритуального обслуживания", коими, увы, является большинство храмов. У нас и народу относительно немного, и они относительно дисциплинированы, и впервые в жизни приходящих мало.

Reply


zaywetno August 26 2015, 09:44:53 UTC
Вы пишите, что ничего не теряем, ничего не приобретаем от иконостаса ( ... )

Reply

mikhail_zeleny August 29 2015, 13:53:00 UTC
Вы пишите, что ничего не теряем, ничего не приобретаем от иконостаса.

Ну, Вы ж должны понимать, что эти слова - прежде всего риторическая формула :)Я уверен в одном - иконостас помогает Церкви фильтровать неофитов. В ней остаются именно те, кто любит эту интригу за иконостасом.

С первым частично могу согласиться. Но именно что частично. Что касается второго - всё, на мой взгляд, сложнее: другого рода люди тоже остаются, и тому масса примеров. Всё-таки это не главный вопрос и не главная проблема - именно поэтому я и настаиваю на том, что "ничего не теряем и ничего не приобретаем". Среди проблем нашей Церкви иконостас - явно не та проблема, на которой свет клином сходится и с решения которой начинать надо в первую очередь ( ... )

Reply


illusoryshadow September 1 2015, 21:22:15 UTC
Если позволите, можно вопрос? Правильно ли я понимаю, что Вы говорите о Литургии как Общем Деле в смысле "дела, совершаемого всеми"? Если Вы можете вспомнить, Вам не трудно сказать, когда и у кого Вы впервые столкнулись с такой интерпретацией этого технического термина?
По крайней мере, у Шмемана еще "общее дело" понимается в соответствии с античной традицией.

Reply


Leave a comment

Up