Не иконостас разделяет людей и не его отсутствие их соединяет

Jul 24, 2015 11:35


Порталом "Православие и мир" опубликована статья дьякона Павла Сержантова Иконостас разделяет людей или соединяет?. Что я думаю, как про сам основной посыл статьи, так и про вызванные ей дискуссии?

Перефразируя ап. Павла, скажу, что иконостас сам по себе не приближает к Богу: нет его - ничего не приобретаем, есть он - ничего не теряем. По моему опыту нет принципиальной разницы между Литургией в нижнем храме Феодоровского Собора в Петербурге (был там несколько раз, лично знаком с одним из священников собора), где алтарь полностью открыт (изображен на одной из фотографий в статье) и, скажем, у нас в Трёх Святителях, где высокий иконостас и Царские Врата открываются и закрываются "как обычно". Куда важнее отношение духовенства и прихода к Литургии: как к "обшему делу" или нет. Так как и у нас и в Феодоровском священики так к Литургии относятся и соответствующим образом паству воспитывают (и самое главное - евхаристические молитвы вслух читаются в обоих храмах), и получается, что разницы особой нет. Я, во всяком случае, её не вижу - во всяком случае, она куда, на мой взгляд, меньше, чем между нашим храмом и "совсем обычным", где евхаристические молитвы не слышны.

Тут, конечно, несколько "но". Первое - я всё-таки соответствующим образом воспитан в плане отношения к Литургии и начинал там, где Алтарь был открыт. Это сейчас, по истечении 22 лет церковного стажа, мне в общем-то всё равно - есть иконостас или нет. Может быть новоначальному и проще, если иконостаса нет (но не само по себе, а при условии должного научения). Второе - у нас в храме хоть и обычным образом открываются-закрываются Царские Врата, но они сами невысокие - примерно чуть ниже чем по плечи. Поэтому и слышно священника из Алтаря и в каклй-то мере видно вне зависимости от того, открыты Врата или нет.

В общем, всё, как уже было сказано, всё зависит от того, какое отношение к Литургии духовенство воспитывает у паствы: если правильное, т.е. как к Общему Делу - то не особенно принципиально, есть иконостас или нет, высокий он или низкий, открыты Царские Врата или нет и т.п. Хотя, конечно, при таком правильном отношении можно и без иконостаса - паства воспримет это адекватно. Может, даже и лучше без иконостаса в таком случае. А вот если нет правильного отношения... Не секрет, что в наших храмах много "левого" народа присутствует: идёт Евхаристический Канон, а люди ничтоже сумняшеся заходят свечки ставить. Или, что ещё на мой взгляд хуже - во время Евхаристического Канона идёт исповедь (лично видел несколько лет назад в Знаменском храме на Рижской, куда детей причащать водил). Это уже, потому как первое может быть по неведению (и ещё слава Богу порой, что хотя бы свечку поставить человек хочет!), а второе говорит о небрежении как со стороны духовенства (исповедующий священник мог бы и прервать исповедь хотя бы во время Евхаристического Канона), так и со стороны "церковного народа", терпящего такое бесчиние (я лично хотя бы в такой ситуации старался, чтобы дети подошли к исповеди либо до Канона, либо после).

Что касается "церковного народа" - увы, многим действительно как раз нужна интрига, многие "тащатся" от ощущения "таинственности" и от того что они не видят и не слышат происходящего в Алтаре. Таким действительно не нужно ни отсутствие иконостаса, ни открытые Царские Врата...

богослужение, православие

Previous post Next post
Up