Порталом "Православие и мир" опубликована статья дьякона Павла Сержантова Иконостас разделяет людей или соединяет?. Что я думаю, как про сам основной посыл статьи, так и про вызванные ей дискуссии
( Read more... )
путь решения (если вообще сохраняется связка подготовка к причащению - исповедь) тут ровно один -- вообще вынести исповедь за пределы Литургии.
Полностью, увы, так сделать - это было бы "бременами неудобьносимымим". У нас в храме, например, народу постоянно внушают: на исповедь приходите на всенощную (у нас исповедуют во время чтения канона и далее) или перед Литургией. И всё равно - есть те, для кого и то и другое не очень реально: кто с детьми приходит, кто сильно издалека приезжает (а у нас "прихожан по территориальному признаку" почти нет - мало кто живёт рядом, это ж центр Москвы, там вообще жилых домов рядом с нами немного), не говоря уж о старых-больных. Да и вообще мало ли какие обстоятельство бывают, что человек и на всенощной не был (во всяком случае, у нас в храме), ни перед Литургией не успел приехать до 9:00, когда Литургия начинается. Для таких есть исповедь непосредственно перед Чашей, но при этом оговаривается: это для детей и старых-больных, остальные пусть приходят заранее. Ну или без лишних разговоров - имей покаяние в сердце и получи разрешительную молитву. Ну или уж в крайнем случае - уложись в одну фразу. Так что если сделать перерыв на чтение Евангелия еще реально (и у нас в городе весьма многие стараются именно так и делать), то прерываться на канон... Пока исповедь во время Литургии, это невозможно.
Откровенно говоря, не очень понятно, почему во время Евангелия можно, а во время Евхаристического Канона - нет: исповедующие священники просто уходят в Алтарь с Символа Веры или лучше с Великого Входа, снова выходят на исповедь уже после причащения духовенства. Всё равно пауза, пока Дары на всех причастников раздробляют...
исповедующие священники просто уходят в Алтарь с Символа Веры или лучше с Великого Входа Так исповедующий-то священник почти всегда один. Вот он и остаётся на всю Литургию, иначе банально не успеет вообще никого поисповедовать.
Всё равно пауза, пока Дары на всех причастников раздробляют... Когда исповедующихся двое-трое -- да, этой паузы хватит. При десятке и более получим затягивание Литургии минимум на полчаса. Это если никто не пришёл на исповедь впервые в жизни -- тогда получается вообще караул.
В общем, тут всё дело в различии между общинным приходом, коим является наш, и "комбинатами ритуального обслуживания", коими, увы, является большинство храмов. У нас и народу относительно немного, и они относительно дисциплинированы, и впервые в жизни приходящих мало.
А откуда взяться общинным храмам, если их, храмов, кот наплакал? У нас в городе на чуть меньше чем девятьсот тысяч населения реально приходских храмов чуть больше двадцати (остальные -- больничные, тюремные и военные). В Москве есть выбор, куда идти, и существенно бóльшая, чем в остальной России, плотность храмов. Я знаю, что и в Москве с храмами дефицит, но это не идёт ни в какое сравнение с нехваткой в провинции. Правда, духовенства при этом не хватает гораздо, гораздо больше :( Кроме того, в Москве (и некоторых ещё крупных городах) были храмы, которые всё же не закрывались в годы гонений. У нас в области позакрывали на несколько лет абсолютно все. Третий храм в областном центре появился только в 1990 году, количество храмов по области превысило два десятка, кажется, год спустя. Сохранению традиций и церковности людей это отнюдь не способствовало... Вот оттуда и берутся пришедшие впервые :(
Поймите, это ж я не в упрёк - про общины и "комбинаты". Да, я знаю, что Москва - это самый настоящий "православный заповедник", это мне многие говорили (может, не только она - ещё Петербург точно, м.б. и ещё несколько городов, но буквально один-два). Т.е. в Москве реально легче, и выбор есть.
Но только не всё упирается в дефицит храмов - самое главное, что "каков поп, таков и приход", как верно сказано. Всё зависит от того, какие задачи ставит настоятель и насколько он справляется с их решением (ну и ещё точнее зачастую - насколько он может позволить себе их решать, Вы ж понимаете). Без того, чтобы священник стремился именно к созданию общинного прихода, получится "как обычно", т.е. "комбинат". Он может быть лучше или хуже, в нём может быть небольшое или не такое уж и небольшое "общинное ядро", где теплится относительно живая жизнь, но это будет именно "комбинат", хотя может быть и поневоле (священник может быть и иного хотел бы, только у него иного не получается или ему иного сделать не дают). Ну и, конечно, общинный приход можно в один миг уничтожить методом "поражу пастыря, и рассеются овцы", что энтузиазму, как Вы понимаете,отнюдб не способствует :(
Кстати, дело далеко не только в незакрывавшихся храмах и в непрерванных традициях: мой храм - как раз "новооткрытый" (возвращен Церкви в середине 90-х), а вот тот, где во время Евхаристического Канона исповедовали (рядом с домом) - один из тех, что всё советское время не закрывался. Более того: на мой взгляд, как раз в "новооткрытых" храмах и легче общинный приход создать - над незакрывавшимися может довлеть сложившаяся в них за десятилетия практика. Конечно, и там может быть жизнь ("комбинат" - это всё-таки некоторая условность), но другая.
Полностью, увы, так сделать - это было бы "бременами неудобьносимымим". У нас в храме, например, народу постоянно внушают: на исповедь приходите на всенощную (у нас исповедуют во время чтения канона и далее) или перед Литургией. И всё равно - есть те, для кого и то и другое не очень реально: кто с детьми приходит, кто сильно издалека приезжает (а у нас "прихожан по территориальному признаку" почти нет - мало кто живёт рядом, это ж центр Москвы, там вообще жилых домов рядом с нами немного), не говоря уж о старых-больных. Да и вообще мало ли какие обстоятельство бывают, что человек и на всенощной не был (во всяком случае, у нас в храме), ни перед Литургией не успел приехать до 9:00, когда Литургия начинается. Для таких есть исповедь непосредственно перед Чашей, но при этом оговаривается: это для детей и старых-больных, остальные пусть приходят заранее. Ну или без лишних разговоров - имей покаяние в сердце и получи разрешительную молитву. Ну или уж в крайнем случае - уложись в одну фразу. Так что если сделать перерыв на чтение Евангелия еще реально (и у нас в городе весьма многие стараются именно так и делать), то прерываться на канон... Пока исповедь во время Литургии, это невозможно.
Откровенно говоря, не очень понятно, почему во время Евангелия можно, а во время Евхаристического Канона - нет: исповедующие священники просто уходят в Алтарь с Символа Веры или лучше с Великого Входа, снова выходят на исповедь уже после причащения духовенства. Всё равно пауза, пока Дары на всех причастников раздробляют...
Reply
Так исповедующий-то священник почти всегда один. Вот он и остаётся на всю Литургию, иначе банально не успеет вообще никого поисповедовать.
Всё равно пауза, пока Дары на всех причастников раздробляют...
Когда исповедующихся двое-трое -- да, этой паузы хватит. При десятке и более получим затягивание Литургии минимум на полчаса. Это если никто не пришёл на исповедь впервые в жизни -- тогда получается вообще караул.
Reply
В общем, тут всё дело в различии между общинным приходом, коим является наш, и "комбинатами ритуального обслуживания", коими, увы, является большинство храмов. У нас и народу относительно немного, и они относительно дисциплинированы, и впервые в жизни приходящих мало.
Reply
В Москве есть выбор, куда идти, и существенно бóльшая, чем в остальной России, плотность храмов. Я знаю, что и в Москве с храмами дефицит, но это не идёт ни в какое сравнение с нехваткой в провинции. Правда, духовенства при этом не хватает гораздо, гораздо больше :(
Кроме того, в Москве (и некоторых ещё крупных городах) были храмы, которые всё же не закрывались в годы гонений. У нас в области позакрывали на несколько лет абсолютно все. Третий храм в областном центре появился только в 1990 году, количество храмов по области превысило два десятка, кажется, год спустя. Сохранению традиций и церковности людей это отнюдь не способствовало... Вот оттуда и берутся пришедшие впервые :(
Reply
Поймите, это ж я не в упрёк - про общины и "комбинаты". Да, я знаю, что Москва - это самый настоящий "православный заповедник", это мне многие говорили (может, не только она - ещё Петербург точно, м.б. и ещё несколько городов, но буквально один-два). Т.е. в Москве реально легче, и выбор есть.
Но только не всё упирается в дефицит храмов - самое главное, что "каков поп, таков и приход", как верно сказано. Всё зависит от того, какие задачи ставит настоятель и насколько он справляется с их решением (ну и ещё точнее зачастую - насколько он может позволить себе их решать, Вы ж понимаете). Без того, чтобы священник стремился именно к созданию общинного прихода, получится "как обычно", т.е. "комбинат". Он может быть лучше или хуже, в нём может быть небольшое или не такое уж и небольшое "общинное ядро", где теплится относительно живая жизнь, но это будет именно "комбинат", хотя может быть и поневоле (священник может быть и иного хотел бы, только у него иного не получается или ему иного сделать не дают). Ну и, конечно, общинный приход можно в один миг уничтожить методом "поражу пастыря, и рассеются овцы", что энтузиазму, как Вы понимаете,отнюдб не способствует :(
Кстати, дело далеко не только в незакрывавшихся храмах и в непрерванных традициях: мой храм - как раз "новооткрытый" (возвращен Церкви в середине 90-х), а вот тот, где во время Евхаристического Канона исповедовали (рядом с домом) - один из тех, что всё советское время не закрывался. Более того: на мой взгляд, как раз в "новооткрытых" храмах и легче общинный приход создать - над незакрывавшимися может довлеть сложившаяся в них за десятилетия практика. Конечно, и там может быть жизнь ("комбинат" - это всё-таки некоторая условность), но другая.
Reply
Leave a comment