долгий разговор

Jun 12, 2020 18:38

Это продолжение дискуссии. Начало здесь, но там место кончилось, читать неудобно: https://protonko.livejournal.com/287182.html?view=1263310#t1263310Read more... )

христианство, вера, церковь

Leave a comment

Comments 75

protonko June 12 2020, 15:39:50 UTC
Ваша версия происходящего совершенно не удовлетворительна. Вот вам другая аналогичная ситуация. Я учусь 7 лет в медицинском институте, долго и напряженно постигаю секреты врачебного искусства, осваиваю массивы знаний не понятных, не доступных обывателю, выхожу молодым специалистом, работаю в больнице. Начинается эпидемия коронавируса. Я читаю целый ворох абсурдных рекомендаций в сети; вижу запуганных, обманутых людей, которых впечатлили кадры из реанимаций, графики смертности; которые, не зная специфики работы больниц верят в самые фантастические выдумки, не имея базовых мед.знаний с жаром доказывают правоту какого-нибудь популярного блогера, за деньги продвигающего официальную точку зрения, далекую от истины. И т.д. и т.п. Не вынося этого, и чувствуя свой гражданский долг начинаю в соц.сетях разъяснять, объяснять, опровергать, разоблачать и...попадаю в ковидидиоты. Все, мем прилеплен, никакие разумные доводы его не могут меня от него избавить. Находятся сочувствующие люди, продвигающие в блог-сообществах идею, что сам он парень ( ... )

Reply

mikhail_bar June 12 2020, 19:13:09 UTC
Интересно, как у Вас преломляется в сознании то, что я пишу. Прямо вот каждый раз сижу в задумчивости.
Вот смотрите, если уж вспомнили про этот вирус. Мне кажется, что как раз это хороший тест. И я вижу, как церковные люди реагируют. Все эти прения - "можно от Причастия заразиться или нельзя", "нет от ложечки можно", "нет только от толкучки", все эти богослужения с пустыми храмами, и т.д. - как попытка связать "диски" между собой. Получается не очень, но очень показательные прения. 30 лет людей учили бежать в храм в любой ситуации, а теперь сказали стоп и наоборот стали ругать людей, которые все туда пытались прорваться, и оказалось что вовсе незачем туда идти.

Reply


spbreader June 12 2020, 16:41:38 UTC
согласен. сознаю это уже очень давно как большую личную проблему (и вытекающий из этого жизненный дискомфорт, скажем так). и че делать совершенно непонятно.

Reply


protonko June 12 2020, 16:52:08 UTC
"В некоторых случаях "церковная" зона может настолько сильно подавить прочие, что возникает видимость целостности. Но чаще всего это приводит к печальным последствиям, к мечтаниям и общей неадекватности ( ... )

Reply

spbreader June 12 2020, 18:38:06 UTC
>Ибо есть те, кто справился с программой, выпустился из института, наладил жизнь.

и обрел цельность, именно в церковном смысле? я вот не вижу таких. у всех раздвоенность и нехватка не только времени, но и просто сил. а ушедшие в Церковь "с головой" -- да, десоциализация, потеря профессии и еще много чего.

Reply

protonko June 12 2020, 18:52:02 UTC
Кто-то обрел, кто-то в процессе обретения. Но первый и второй на верном пути.
Тут вероятно проблема, как понимать цельность. Я понимаю ее как внутреннюю целостность в духе, вере, убеждениях и жизни.
Социальная реализация не так важна, потеря профессии - это зависит от профессии и конкретного человека. Есть профессии, которые не жалко потерять.

Reply

spbreader June 12 2020, 19:05:04 UTC
знаете, я по простому отвечу, за себя. в глубине, в базовых жизненных реакциях я простой советский человек. октябренок/пионер/комсомолец/служба в СА. это никуда не ушло и, полагаю, уже не уйдет. Церковь мне предлагает поздневизантийское средневековое мироощущение и миропонимание (с поклонами, целованием рук и икон и вот это вот все), в которое я погружаюсь по мере своих сил больше 20 лет. а реальная жизнь принуждает быть маленькой капиталистической акулой, и здесь, думаю, ничего пояснять не надо. и все эти три пласта одинаково живы и раздирают меня на части. нужны ТИТАНИЧЕСКИЕ внутренние усилия чтобы их согласовать. какая цельность? нету ее.

ps. ах да, забыл добавить, все это приправлено соусом апокалиптичности, от которого никуда в Церкви не деться, кто бы что ни говорил. да и внешних поводов для такого осмысления реальности более чем хотелось бы...

Reply


ext_3872337 June 14 2020, 07:23:58 UTC
Поздняя Византия, думаю, так же страдала от раздвоенности (в лучшем случае) сознания. Наследия Рима с одной и Востока с другой стороны увязывались друг с другом ненамного лучше, чем советский и старорежимный дискурсы в наши дни. Наша общность с исторической Церковью в такой вот неуспокоенности плюс понимание века человеческого как 70ащежевъсилахъ80 - думаю, достаточная база для сущностного тождества Церкви.

Reply

mikhail_bar June 14 2020, 07:49:46 UTC
Я знаю позднюю Византию хуже, чем 4-5-й век. Но уже в этих веках, при погружении в тему - столько напряжения, драматизма, разрывов, муки. Очень сложная, напряженная история, развал античного общества, очень много проблем и вовне и внутри для людей того времени. Помню, как луже больше 20 лет назад поразили меня письма Василия Великого, насколько там много вот этой самой "плоти жизни".

Reply

ext_3872337 June 14 2020, 09:56:33 UTC
Именно - не миръ, нъ мечь.

Reply


Leave a comment

Up