Про антихриста

Nov 25, 2014 16:19



Да не обольстит вас никто никак:
ибо день тот не придет,
доколе не придет прежде отступление
и не откроется человек греха, сын погибели,
противящийся и превозносящийся выше всего,
называемого Богом или святынею,
так что в храме Божием сядет он, как Бог,
выдавая себя за Бога.
Не помните ли, что я,
еще находясь у вас,
говорил вам это?
И ныне вы знаете,
что не допускает открыться ему в свое время.
Ибо тайна беззакония уже в действии,
только не совершится до тех пор,
пока не будет взят от среды удерживающий теперь.
И тогда откроется беззаконник,
которого Господь Иисус убьет духом уст Своих
и истребит явлением пришествия Своего того,
которого пришествие, по действию сатаны,
будет со всякою силою
и знамениями и чудесами ложными,
и со всяким неправедным обольщением погибающих за то,
что они не приняли любви истины для своего спасения.
И за сие пошлет им Бог действие заблуждения,
так что они будут верить лжи,
да будут осуждены все, не веровавшие истине,
но возлюбившие неправду.

Двадцать с небольшим лет назад многие города России и Украины были буквально уклеены плакатами, на которых была изображена странного вида тётка в белом балахоне (имя её называть не буду - она того не заслуживает, да и так все его знают) Как известно, возглавляемой ей и её мужем с характерной фамилией "Кривоногов" Белое Братство на 24 ноября 1993 назначило конец света (правда, спалились "белые братья", попытавшись Софийский Собор в Киеве захватить, на 2 недели раньше - 10 ноября). Будучи в 1993 году сугубым неофитом, и при этом весьма начитанным в Священном Писании (оглашение у о. Георгия Кочеткова - это вам, что называется, не хухры-мухры), я заранее заглянул в церковный календарь, чтобы поинтересоваться тем, какие чтения выпадут на тот день: может, что-то это скажет. Оказалось, что апостольское чтение и впрямь выпадало весьма примечательное, а именно вышеприведённое чтение среды 25-й седмицы по Пятидесятнице 2Фесс.2:3-12, говорящее об антихристе и его неизбежном поражении, после чего мне стало ясно, что деятельность Белого Братства скорее всего скоро завершится неизбежным громким пшиком, как, собственно, оно и случилось. Ну а так как завтра как раз среда 25-й седмицы, я и решил поделиться своими мыслями, имеющими отношение к теме этого чтения.

Есть известная точка зрения (её, например, озвучил о. Андрей Кураев в своей статье "о нашем поражении"), что конец света наступит, условно говоря, потому, что как русло реки забивается постепенно илом и песком и течение прекращается, так и человечество с веками деградирует так, что его история приходит к неизбежному тупику. У меня давно уже было смутное ощущение, что о. Андрей здесь неправ или хотя бы сильно неточен, и я решил с его точкой зрения поспорить или хотя бы её дополнить.

Я думаю, что дело не в тупике или, во всяком случае, не просто в тупике: конец света (будем называть это так) человекам своими грехами не приблизить - он произойдёт тогда, когда Бог решил, что мир "созрел" в каком-то смысле (не в нашем человеческом понимании, разумеется, так что о "прогрессе" тут речи нет, - а с Его точки зрения, так сказать). В Евангелии сказано - "Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва"(Мк.4:29). Вот тогда-то, когда "плод созреет", и будет "взят от среды удерживающий теперь"(2Фесс.2:7), после чего и явится антихрист - но в какой роли? По сути дела, что бы он о себе не думал (а он-то и его свита, понятно, мнить будут о себе много), всего-то навсего в роли "серпа", т.е. по сути дела - в традиционной для таких персонажей роли бича Божия (а в данном случае - последнего бича). Он сможет сделать ровно столько, сколько ему попущено (поразить и ввести в соблазн тех, кто уже "не приняли любви истины для своего спасения", сыграв таким образом роль своего рода "лакмусовой бумажки" для различения верных и неверных), а после этого Господь Иисус явится и убьёт его "духом уст Своих".

Я ещё подумал, что тут хорошая параллель, проясняющая текст ап. Павла - известные слова пророка Исаии (надо сказать, что вообще в этом отрывке есть несколько аллюзий на Исаию: скажем, "убьет духом уст Своих" - на Ис.11:4)Я пошлю его против народа нечестивого и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах. Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце - разорить и истребить немало народов. Ибо он скажет: "не все ли цари князья мои? Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арпад? Самария не то же ли, что Дамаск? Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии, - то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами ее?"

И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Он говорит: "силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул".

Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево! За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день;
Мне думается, что царь ассирийский здесь - прообраз антихриста. Роль их одна - быть "секирой и пилой", то есть карать по попущению Божию за грехи, ну а поскольку такого рода "пилы и секиры" не возгордиться не могут, их и ждёт за это неизбежный крах.

Тут вот ещё какая мысль, касающаяся уже не самих многочисленных "царей ассирийских" во главе с последним из оных, а их, так скажем, "вдохновителя" (тоже не будем его называть по имени). Я вот подумал, что когда сей "вдохновитель" пал и тем паче когда он соблазнил Адама, то в сущности что бы он опять-таки о себе не думал (а дух он, как мы знаем, весьма и весьма гордый), он всё время оказывался, оказывается и с неизбежностью будет оказываться в дураках вот по какой причине: он, пакостник, мнит о себе, что бросив вызов Богу, сравнялся с Ним, но это, разумеется, не так - твари с Творцом не сравняться. Разумеется, это падение и спровоцированное им падение Адама в планы Бога не входило, но раз уж оно случилось, Бог включил это в Свои планы и раз за разом использует "пакостника" в роли эдакого карателя, "прокурора" (если вспомнить, то ветхозаветный сатана - это своего рода ангел-прокурор), попуская ему поражать соблазнённых им и тем самым по сути дела содействуя пути Господню (как всегда получается, задуманное зло Бог обращает в его противоположность )! Если вдуматься, то большего-то посрамления для "пакостника" и не придумаешь - гадит, злоумышляет против Бога и Его творения, а в итоге-то всё это против него и оборачивается, содействуя Богу в Его Промысле!

Священное Писание, экзегетические этюды, богословие, Священное Писание в богослужении

Previous post Next post
Up