О "Ровенском меморандуме": единство во Христе или единство "в Украине"?

Nov 17, 2014 15:04


По сообщениям СМИ, "Пять представителей разных конфессий и двое представителей Ровенской государственной администрации подписали региональный меморандум о единой и поместной церкви. Соглашение предусматривает создание рабочей группы, которая попытается отработать механизм объединения конфессий. Это первое подобное событие за всю историю независимой Украины". IMHO проблема в том, что единство-то может быть разное: с большой долей вероятности единство чаемой "единой поместной Церкви Украины" может оказаться единством не во Христе, а так сказать "в Украине" - объединять будет не Христос, а украинский патриотизм, украинская идентичность, украинская лояльность и т.п.: в ситуации, когда национальные и патриотические чувства достигли высокого градуса, трудно ожидать объединения на какой-то иной основе. Да и что мешало-то раньше объединиться? Так что если раньше не объединились во Христе - сомнительно, что сейчас объединятся во Христе, а не "в Украине".

Если так, то, прочтите, чем это лучше "единства в Русском Мире", в подмене которым единства во Христе многие православные Украины упрекают Московскую Патриархию - лучше не с точки зрения "украинской лояльности и идентичности" (тут-то всё ясно - позиция "не можем быть в одной церковной организации с теми, кто благословляет войну с нами" по-человечески вполне понятна), а "с точки зрения Христа", так сказать? Получается - МП обвиняем в политической ангажированности, но сами-то ангажированы не менее - просто иной стороной. Причем Патриархия-то хотя бы старается (или во всяком случае старалась до недавнего времени) "на двух стульях сидеть", что ярче всего видно из демонстративного неприсутствия Патриарха на торжественном заседании по Крыму и - не в последнюю очередь из-за своих "глобальных амбиций", так сказать. А будет ли что-то, что что заставит чаемую"единую украинскую Церковь" хотя бы так же "сидеть на двух стульях" в том смысле, что не становиться в конфликте на 100% на одну сторону, если на обеих сторонах, увы, в конфликте участвуют христиане?

Оборотной стороной любых такие искусственных попыток установления единства не "во Христе", а на основе чего-то земного (будь-то "украинская лояльность", "русский мир" или что другое) неизбежно будут новые расколы и разделения. Объединяетесь с УПЦ-КП и УАПЦ - автоматически теряете многих православных Донбасса (для тех, кто настроен проукраински: можете считать, что они в своих политических симпатиях ошибаются, что они обмануты и т.п. - ломать копья по этому вопросу не буду, но в любом случае политические симпатия и заблуждения - явно не повод для того, чтобы рвать Нешвенный Хитон). Объединяетесь с униатами - автоматически теряете тех, кто в этом увидит "новую унию", а если при этом униаты рвут с Римом (были утверждения, что многие украинские униаты якобы связью с Римом не очень-то и дорожат) - теряем тех из них, для кого эта связь значима. И т.д. и т.п.

В общем, если это будет объединение на основе "плоти и крови", то не стоит забывать, что плоть и кровь-то, как известно, Царствия Небесного не наследуют. Другое дело, что, конечно, эта проблема является следствием болезни, увы, общей для всех без исключения православных церквей, да и не одних только православных. Хотя не раз и не два говорилось, что "Церковь, заключающая политические браки, неизбежно останется вдовой", но, увы, от таких браков крайне трудно уклониться в условиях, когда Церковь воспринимается как "душа народа", "духовная скрепа", "снова идентичности" и соответственно от Церкви ждут "духовной поддержки своего народа". Конечно, далеко не всегда это греховно и "земное отечество - подножие Отечества Небесного", но всё-таки не стоит забывать, что как ап. Павел пишет "наше гражданство уже теперь на небесах" (Флп.3:20 по переводу еп. Кассиана) и поэтому лояльность "земному отечеству" не может быть большей "лояльности" Отечеству Небесному. Понятно, что этому всегда сложно следовать, а особенно тогда, когда на практике "все так делают" (т.е. предпочитают земное небесному), но при этом обвиняют "противную сторону" в таком предпочтении, а себя самих представляя в этом отношении "белыми и пушистыми", а то и чуть ли не проводником воли Небес. Но следовать-то надо - иначе это не христианство, и мало утешения в том, что псевдохристианству одной стороны противостоит псевдохристианство другой...

церковная жизнь, политика, экклезиология, Украина

Previous post Next post
Up