"Точечные удары" в дополнение к "ковровым бомбежкам"

Oct 29, 2012 21:44


Уже многие отозвались на интервью о. Димитрия Смирнова "Почему в Церкви крестят за деньги?". Интересна реакция anchoret в Кое-что о ковровых бомбардировкахМне эти проблемы не близки. Я в этом отношении не подневольный человек и вообще мышь.
Но тем, кого парит эта проблема - крестить/не крестить, венчать/не венчать, отпевать/не отпевать - хочется заметить: вы, отцы дорогие, хотите и рыбку съесть, и на седалище Моисеевом воссесть. Ведь что постоянно приходится наблюдать?
С одной стороны (для внешних) - это непонятно на чём основанные претензии на вселенскость, всеохватность и прочее тому подобное: типа, у нас в стране православных чуть ли не 90% процентов, так что давайте к нам прислушивайтесь, а лучше просто слушайте и делайте, что мы говорим. Не знаю, кто верит в такие цифры. Ну не знаю.
С другой стороны (для своих) - постоянные разговоры о том, что совершать церковные таинства и требы нужно только над теми, кто является сознательным христианином, иначе происходит профанация святыни и грех такой грех. Поэтому давайте отсекать всех профанов, которых у нас 90%, и пусть у нас будет церковь ма-аленькая, но кристально чистая и вся такая святая. Как уживаются вместе жульничество и романтика, я тоже не знаю. Видимо, это загадочная русская душа.
Объясняю на пальцах: только метод ковровых бомбардировок действительно способен помочь церкви. Т.е. крестить, отпевать и т.п. нужно всех, за исключением каких-то очевидно скандальных случаев. Хотите, чтобы были все просвещённые и наученные - пользуйтесь ситуацией и просвещайте тех, кто к вам приходит. Но не обманывайтесь на свой счёт: за апостолами тоже не весь Израиль ломанулся. Просто занимайтесь своим делом: машите кадилом, что-то там объясняйте между взмахами, и будет вам щастье.
На самом деле, я сказал обычную такую житейскую вещь, даже без претензий на мудрость, слишком уж она очевидна. И что самое интересное - именно так в жизни и происходит (и происходило, и будет происходить). Но только, как напоминает словарь Даля, "поп - что кот: не поворчав, и куска не съест". Поэтому гундёж, подобный приведенному на видео по ссылке, так же естественен и неизбывен, как и сама жизнь. А жизнь идёт своим чередом.
Конечно, anchoret как клирику виднее, но такая перспектива как не обнадеживает: предлагается не делать ничего сверх того, что есть сейчас, а то, что мы имеем, мягко говоря, небеспроблемно, и не я первый это сказал. Хотя, разумеется, и в такой позиции есть свои резоны: не факт, что резкие телодвижения дадут какой-то результат - это видно уже из того, что получилось с требованием обязательной катихизации перед крещением, приносящего плоды типа "а где бы мне найти батюшку, который покрестит без этих дурацких бесед, а то мне некогда (водка стынет и т.п.)" (сам слышал как-то в автобусе разговор, один из участников которого попал на такую обязательную беседу - реакция была именно такая: "елки-палки, приходится на эту лабуду ходить - не могут, что ли, без глупостей эти попы?").

А я вот что думаю - может, какой-никакой выход в том, чтобы разделить храмы и приходы (может не столько де-юре, сколь де-факто) на 2 категории: комбинаты ритуального обслуживания "требные" и "для продвинутой паствы" (с сознательным отношением к богослужению, элементами общинной жизни, катихизацией и т.п.), в которых "конвейерным образом" не крестят. Проблема-то ведь в чем? В том, что как верно о. Димитрий заметил, огромному количеству народу вера "по барабану", и с этим ничего не поделаешь. "Ковровое бомбометание", которым anchoret предлагает ограничится, имеет в таких условиях определенное оправдание: авось кому-то станет не "по барабану". Но что делать тем, кому "не по барабану" уже сейчас и кто тонет в массе "барабанщиков"? Мой ответ - идти в приходы "для продвинутой паствы": так сказать, дополнить "ковровые бомбежки" "точечными ударами".

Поясню свою мысль. Как известно, свой церковный путь я начал у о. Георгия Кочеткова (сначала в Сретенском Соборе, потом в Успении в Печатниках), продолжил в Успении на Успенском вражке у о. Владимира Лапшина, а с 2003 года хожу в храм Трех Святителей на Кулишках, где настоятельствует о. Владислав Свешников. Что общего было у этих трех приходов при всем различии взглядов их настоятелей? То, что всех их никак нельзя было отнести к категории "требных", соответственно общего там было больше, чем различий (я даже для себя так формулировал: Три Святителя - это как у о. Георгия, но без ряда его крайностей). Разумеется, это не единственные "храмы для продвинутых прихожан", которые я знаю: можно вспомнить и известный московский храм Косьмы и Дамиана в Шубино, и питерский Феодоровский Собор у Московского вокзала, и домовой храм Третьяковской Галерее церковь Николы в Толмачах, и храм Николы в Клениках на Маросейке. Это я говорю только о храмах, в которых я сам бывал - разумеется, мой список можно дополнить.

Конечно, не всякий храм может стать "храмом для продвинутых прихожан" по одной только воле своего настоятеля. Все вышеназванные храмы объединяет еще одно обстоятельство - они расположены в центре города, а не в "спальных" районах. В центре, где храмов много, а жителей в иных кварталах может и вовсе почти не быть, очень и очень невелик поток "захожан", которым ничего кроме треб не надо, зато постоянные прихожане приезжают в храм со всех концов большого города (и у них дожна быть для этого соответствующая мотивация). Соответственно клир храма может ориентироваться не на требы, а на более-менее индивидуальную работу с прихожанами, выращивание общины, воспитание у прихода сознательного отношения к богослужению и т.п.

Понятно, что в "спальном районе" или в селе так не получится, особенно в "спальном районе" (в селе, расположенном относительно недалеко от большого города, еще возможен такой вариант, что часть паствы - "традиционные бабушки", так сказать, а часть приезжает из города). Значит, тут ничего не остается, кроме "ковровых бомбардировок" с надеждой на то, что хоть какое-то семя все же упадет на добрую землю. Кроме того, действительно разные уровни, запросов у прихожан - когда я говорю о "требном храме", это не значит, что он ориентирован только на тех, кто совершенно не воцерковлен и в храме бывает только на Крещение водички набрать да на Великую Субботу куличи освятить ну и еще детишек покрестить да покойников отпеть -- есть люди с разным уровнем воцерковенности и наученности, в т.ч. те, кто достаточно регулярно в храм ходит, но, скажем, службу особо не знают и не понимают, воспринимая ее чисто эмоционально и удовлетворяясь тем, что "батюшка там в алтаре что-то молится, а хор очень красиво поет". "Требный храм" (хочу подчеркнуть, что это очень условное название!) ориентирован на них все-таки куда в большей мере, чем на совсем уж "захожан" хотя бы потому, что именно они составляю "постоянный контингент" такого прихода. И самое худшее, что могут сделать "продвинутые" - это относиться к таким свысока.

На "требных" приходах может быть вполне активная приходская жизнь - функционировать приходская библиотека, воскресная школа (как для детей, так и для взрослых - а от этого и до катихизации недалеко), организовываться паломнические поездки, экскурсии, лекции и т.п. Но, понятно, что-то там и невозможно - например, придется действительно "крестить всех подряд, кроме самых вопиющих случаев". А "продвинутые" приходы (располагающиеся либо в центре, либо в ближних пригородах) могут и должны позволить себе большее - в т.ч. там может и такой порядок сложиться, чтобы "кого попало не крестили", чтобы крещению предшествовала реальная катихизация и т.п.

Главная задача таких приходов - быть, так скажем, "маяками", задавать ориентиры. Ну и вообще: если не можем сделать "правильно" в общецерковных масштабах - надо делать хотя бы в таких масштабах, как это получается делать.

о.Димитрий Смирнов, православие

Previous post Next post
Up