Спасибо, очень актульно все выразили. Позвольте немножко добавить. Требные Вы правильно сказали, очень условное название, потому что сами "требы" духовенство ой как не любит исполнять. Даже заказные записки игнорируются несмотря на большое кол-во духовенства. Но дело тут не только в этом. Эти постоянные прихожане тоже, в свою очередь, делятся, только не скорее не на более воцерковленных, а на активных идейных, сотрудников (которых может быть около 100 на больших приходах), алтарников и просто прихожан. Как правило, первые 3 группы более воцерковленные и действительно, смотрят свысока на всех остальных (каюсь, грешен). А все остальные, преимущественно, даже хуже чем "батюшки молятся, а хор красиво поет". Они могут даже не знать основ Православия (среди алтарников и духовенства тоже такое может быть) и просто откровенно "язычничать". Один раз, я был просто поражен, когда услышал ка бабуля, так скажем, воцерковленного вида, спрашивала у известного московского священника про какие-то там проклятия. А вот в светлую субботу меня одни из
( ... )
Спасибо и Вам. Да нет, все понятно, что написанное мной - не более чем схема, достаточно условная, и все в жизни несколько сложнее. Разумеется, и активные прихожане бывают разные, в т.ч. и такие, активность которых не радует. Просто в моем приходе я что-то таких не замечал. Ну и, конечно, не дай Бог таким как Энтео разрушить то, что по крупицам собиралось.
Такая схема, по моим наблюдениям, типична для "спальных" приходов, но и центральных не закрывавшихся, о которых Вы тут, по-моему, не упомянули... А в таких, ко всему прочему, добавляются еще священники с Волыни, которые объясняют, что нельзя часто причащаться и отчасти, подогревают "бабулин" тип религиозного сознания...
Такая схема, по моим наблюдениям, типична для "спальных" приходов, но и центральных не закрывавшихся, о которых Вы тут, по-моему, не упомянули...
Да, конечно - спасибо, что сказали об этом (в свое оправдания скажу лишь ту банальность, что нельзя объять необъятное). Конечно, центральное положение - еще не панацея, как и спальный район - не клеймо. Создание прихода "с нуля" дает настоятелю больше свободы, а в старом сложившемся приходе волей-неволей приходится считаться со сложившимися порядками. Поэтому если настоятель "с идеями", во вновь открываемом приходе он может попытаться их реализовывать, создавая паству в соответствии с ними.
Впрочем, есть пример и того, когда существовавший в советское время храм стал типичным "продвинутым приходом" - Кузнецы. Но тут, конечно, наследие о. Всеволода Шпиллера и его традиции сказались - это явное исключение.
И еще, поводу конвейерного крещения. Конвейером, по крайней мере взрослых, уже не крестят. Но теперь встала проблема конвейерной катехизации. Конечно, правильно Архиерейский Собор сделал ее обязательной, но, видимо, не учел момент ее профанации. Понятно же, что катихизис Филарета Московского - это недостаточно. А некоторые даже его не разбирают. Просто проведут несколько бесед "для галочки" и крестят. А потом отчитаются владыке со статистикой, и этим дело заканчивается.
Ну, говоря про "конвейерное крещение", я и "конвейерную катихизацию" разумею (собственно, я ее тоже упомянул - "дурацкие беседы"). "Оба хуже", как говорится. На самом деле понятно, откуда "уши растут": если нет мотивации - то хоть кол на голове теши, как говорится. "Три беседы" в таких условиях не могут не стать пустой формальностью. Не с введения обязательных бесед начинать надо, а с того, чтобы не крестить без выяснения мотивации крещаемого. Ну а поскольку это невозможно в общецерковных масштабах, пусть это будет хоть где-то
( ... )
В "требных" храмах тоже может быть, по крайней мере у нас, много "приезжан". Они могут приезжать "к батюшке на исповедь" и т.п., но уровень даже воцерковленности таких людей зачастую оставляет желать лучшего
( ... )
Дело не только в желании. Во-первых, для храма в "спальном" районе большая проблема - поток жаждущих треб окрестных жителей (в частности - трудно отказывать в крещении). Во-вторых, если храм находится там, где жителей немного и там есть паства - значит, как я писал и в самом топике, и в комментах, у прихожан есть своя мотивация ездить в этот храм и к этому священнику, а не ходить в тот, что поблизости. Более мотивированные прихожане - иные методы пастырского окормления возможны. В храме, где вокруг много народа живет, священник вынужден работать со всеми теми, кто пришел невзирая на них "тараканов", а в храме, где вокруг мало народу живет, естественным образом осуществляется селекция прихожан
( ... )
На счет "луковичной структуры", согласен с Вами. Так и есть Но и отказать в таинстве вполне возможно, у нас это происходит очень часто и как следствие треб очень мало. " священник вынужден работать со всеми теми, кто пришел невзирая на них "тараканов"- работать конечно, но не потворствовать потребительству.
Comments 24
Reply
Спасибо и Вам. Да нет, все понятно, что написанное мной - не более чем схема, достаточно условная, и все в жизни несколько сложнее. Разумеется, и активные прихожане бывают разные, в т.ч. и такие, активность которых не радует. Просто в моем приходе я что-то таких не замечал. Ну и, конечно, не дай Бог таким как Энтео разрушить то, что по крупицам собиралось.
Reply
Reply
Да, конечно - спасибо, что сказали об этом (в свое оправдания скажу лишь ту банальность, что нельзя объять необъятное). Конечно, центральное положение - еще не панацея, как и спальный район - не клеймо. Создание прихода "с нуля" дает настоятелю больше свободы, а в старом сложившемся приходе волей-неволей приходится считаться со сложившимися порядками. Поэтому если настоятель "с идеями", во вновь открываемом приходе он может попытаться их реализовывать, создавая паству в соответствии с ними.
Впрочем, есть пример и того, когда существовавший в советское время храм стал типичным "продвинутым приходом" - Кузнецы. Но тут, конечно, наследие о. Всеволода Шпиллера и его традиции сказались - это явное исключение.
Reply
Reply
Ну, говоря про "конвейерное крещение", я и "конвейерную катихизацию" разумею (собственно, я ее тоже упомянул - "дурацкие беседы"). "Оба хуже", как говорится. На самом деле понятно, откуда "уши растут": если нет мотивации - то хоть кол на голове теши, как говорится. "Три беседы" в таких условиях не могут не стать пустой формальностью. Не с введения обязательных бесед начинать надо, а с того, чтобы не крестить без выяснения мотивации крещаемого. Ну а поскольку это невозможно в общецерковных масштабах, пусть это будет хоть где-то ( ... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Дело не только в желании. Во-первых, для храма в "спальном" районе большая проблема - поток жаждущих треб окрестных жителей (в частности - трудно отказывать в крещении). Во-вторых, если храм находится там, где жителей немного и там есть паства - значит, как я писал и в самом топике, и в комментах, у прихожан есть своя мотивация ездить в этот храм и к этому священнику, а не ходить в тот, что поблизости. Более мотивированные прихожане - иные методы пастырского окормления возможны. В храме, где вокруг много народа живет, священник вынужден работать со всеми теми, кто пришел невзирая на них "тараканов", а в храме, где вокруг мало народу живет, естественным образом осуществляется селекция прихожан ( ... )
Reply
Но и отказать в таинстве вполне возможно, у нас это происходит очень часто и как следствие треб очень мало.
" священник вынужден работать со всеми теми, кто пришел невзирая на них "тараканов"- работать конечно, но не потворствовать потребительству.
Reply
Reply
А разве уже сейчас нет такого деления де-факто?
Reply
Де-факто, конечно, есть - речь идет о том, чтобы это было более-менее сознательно, а не просто потому, что "так получилось".
Reply
Ну и вот еще что - чтобы число "продвинутых" росло, особенно в заМКАДье: а то с "требными"-то все в порядке, а вот "продвинутых" - кот наплакал...
Reply
Leave a comment