Железной рукой загоним в роддом

Oct 30, 2012 10:42


Прочитал интервью о. Димитрия Смирнова "10 средств спасения российской семьи". Впечатление... Конечно, как это видно их интервью "Почему в Церкви крестят за деньги?", о. Димитрий - человек откровенный и говорит, что думает. Беда в том, что он не всегда, похоже, думает, что говорит и как это будет воспринято аудиторией, особенно нецерковной.

Вот, например, что он предлагает в числе прочего? "Нашел себе помоложе и бросаешь жену - плати штраф плюс оставляй ей жилье и выплачивай алименты. Не так, как сейчас, когда у тебя недвижимость, автомобили и заводы, а ты числишься сторожем в конторе, где всем заправляешь, и платишь бывшей жене пять тысяч рублей.". Казалось бы, дело благое, но мы ж знаем, куда порой ведет вымощенная ими дорога. На минуточку о. Димитрий подумал, что далеко не все разводы происходят по вине мужа и не все сводятся к тому, что "нашел себе помоложе"? Куча разводов происходит и по вине женщин - неужели о.Димитрию это не ведомо? Поэтому его предложения плохи уже тем, что дают большой простор для шантажа со стороны недобросовестной супруги, а потому стимулирует не укрепление семьи, как бы ему хотелось, а вовсе наоборот - провоцируют не оформлять законные отношения елико возможно (об этом говорит и опыт стран Запада - известно, именно из-а того, что "развод стоит дорого" многие и не стремятся вступать в законный брак со своими, как сейчас принято говорить, "партнерами").

Но, может быть, к заключению законного брака людей подтолкнет другое предложение о. Димитрия - "Также должны платить штрафы родители, родившие ребенка вне брака"? Интересно, кто платить-то должен - отец внебрачного ребенка, мать или оба? Судя по другому предложению о. Димитрия ("При сегодняшнем уровне биологии и медицины очень легко установить отцовство. Женщина утверждает, что ты отец ребенка, а ты отказываешься проходить экспертизу - плати штраф. Это тот случай, когда надо исходить из презумпции виновности.") - первое. Значит, увеличивается простор для шантажа со стороны нечистоплотных женщин, что как уже было сказано прочности брака не способствует, а уж о том, к скольким трагедиям могут привести два предложения о. Димитрия, я уж и не говорю. В общем, к чему это подтолкнет, так только не к тому, чтобы вступать в брак и не вступать во внебрачные связи, а к тому, чтобы стараться не "залететь", т.е. не на чаемому о. Димитрием стимулирование рождаемости посодействует, а вовсе наоборот.

Но тут о.Димитрий выкладывает на стол главный козырь, предлагая полностью запретить аборты и ввести за них уголовное наказание - дескать, никуда теперь не денетесь, рожайте и вступайте в брак или штраф платите (странно, что в дополнение к этому он не предлагает запретить и продажу противозачаточных средств, чтобы уж точно "никуда не делись" - "рожайте, сволочи"; очевидно, утопичность этого очевидна и о. Димитрию). Казалось бы, благое предложение - сколько жизней будет спасено (ясно, что главная цель тут не затруднить контроль рождаемости вне брака - это уж я так, иронизирую). Ну, во-первых, как верно говорят, возрастет число подпольных абортов со всеми последствиями. Сам же о. Димитрий говорит о подпольных казино и борьбе с ними - жаль, что эту мысль он не продолжает: эффективность борьбы с подпольными казино невелика - того же следует ожидать и от борьбы с подпольными абортами.

Но главное даже не в этом: с учетом сложившегося в обществе отношения к абортам предложения о.Димитрия об их запрете звучат полностью безответственно, т.к. могут вызвать только дополнительное озлобление против Церкви и ничего более. Да, спасение жизни нерожденных детей - благо, кто б спорил. Но я убежден, что невозможно требовать от неверующих и нецерковных людей никогда и ни при какой ситуации не делать абортов - только для христиан возможен безусловный отказ от абортов. Ведь чем вне христианской системы ценностей (эмбрион уже обладает бессмертной душой) недопустимость аборта может быть мотивирована? Да ничем, строго говоря - не убедишь их всех в том, что это "человек, а не всего лишь эмбрион" (речь идет именно о том, чтобы убедить всех - определенное число людей может и отказаться от абортов не из религиозных соображений, а по каким-то другим причинам; но все и даже большинство вряд ли готовы признать принципиальную и безусловную недопустимость аборта). Поэтому реакция на предложения о. Димитрия достаточно предсказуемая - "опять эти попы нам плешь проедают, житья не дают".

Помнится, была такая (псевдо)гафтовская эпиграмма не помню уж на кого - "когда пути таким открыты - расту ряды антисемитов"; так вот: чем больше из уст мужей Церкви будет публично звучать что-то вроде того, что предлагает о. Димитрий - тем более будут крепнуть антиклерикальные настроения, и обоснованно, т.к. это уже не проповедь, не обличение в грехах (что бередит совесть и тоже, разумеется, вызывает негативную реакцию; но это все-таки другое дело), а призыв к навязыванию силами государства того, к чему люди как минимум не готовы. Нравится или не нравится это нам, но нынешняя сексуальная мораль, включающая легкое отношение к внебрачным связям и абортам - это факт, печальный, но факт, с которым необходимо считаться и хотя бы не предлагать заведомо неприемлемых и нереализуемых мер на государственном уровне. Игнорирование этого может вызвать только ответную антиклерикальную реакцию (сужу по словам одного моего друга - человека нецерковного, но и Церкви в общем-то не враждебного; но слова о. Димитрия уже не раз вызывали у него отрицательную реакцию).

Вопрос в том, почему о. Димитрий раз за разом так говорит - в общем-то не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять неразумность его предложений. Что - он всерьез намерен "железной рукой загнать человечество к счастью", как говорится? Но это ж абсурд, и странно, как такой замечательный пастырь (а его пастырских достоинств я не умаляю) этого не понимает. Возможно, как это я не раз уже читал в Сети, дело в том, что он и многие другие священники привыкли общаться исключительно со своей паствой, которая привыкла воспринимать своего пастыря исключительно "на ура". Соответственно может утратиться критическое отношение к своим словам, и человек искренне может считать, что и любая другая аудитория будет их воспринимать так же, ну разве что кроме "кучки врагов и отщепенцев", которых "скрутить бы - и настанет счастью". Если так, то повторю то, что я когда-то сказал в отношении о.Даниила Сысоева: таким пастырям лучше бы ограничиться жизнью своего прихода и окормлением своей паствы, что у них прекрасно получается, а разговор со "внешними" предоставить тем, кто луче себе представляет то, как это следует делать.

о.Димитрий Смирнов, православие

Previous post Next post
Up