(no subject)

Oct 16, 2009 04:00


В продолжении разговора о Япончике хочется обратить внимание на следующую вещь - все эти разговоры на тему "а-вдруг-он-покаялся-на-смертном-одре, не-нам-его-осуждать, а-если-он-как-евангельский-мытарь" и т.п. игнорируют, на мой взгляд, различие контекста евангельских историй о покаянии мытарей, блудниц и подобного рода персонажей с современной ситуацией.

Все дело в том, что в тогдашнем Израиле к мытарям и блудницам относились примерно также, как сам Япончик относился... ну, скажем, к "петухам" - эти люди были по сути дела отлучены от религиозной общины: их презирали и чурались, от них не принимали пожертвования на храм или на синагогу (не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим - Втор.23:18), с ними не ели вместе, старались не иметь с ними молитвенного общения (в частности, если для общественной молитвы не хватало одного человека - в иудаизме для того, чтобы молитва была общественной, нужно не менее 10 взрослых мужчин - мытаря не могли пригласить "быть десятым") и т.п.

Пусть мытари были людьми явно не бедными и вообще относились к "сильным мира сего", т.к. за их спиной стояла римская власть, но жили они в атмосфере всеобщего презрения и потому не могли не чувствовать своей неправды, своей глубокой греховности и своего отпадения от Народа Божия. При всем внешнем благополучии их жизни они осознавали себя погибшими. Может, действительно в душе многие из них понимали глубокую греховность своей жизни и готовы были с ней порвать, невзирая ни на какие потери, да вот только не особо готовы были в тогдашнем Израиле их принять, а Христос - принимал, и именно поэтому мытари так ценили тот дар прощения, который Он им нес, восстанавливал их в статусе сынов Авраамовых (Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама - Лк.19:9).

То ли имеем мы сейчас? Бандитами не то что не гнушаются, - от них спокойно принимают пожертвования на храм (пресловутые "Колокола от солнцевской братвы" - вещь общеизвестная), их почитают "достойными христианами", а иные клирики и миряне чуть ли не гордятся общением с ними. Налицо полная полная противоположность ситуации с мытарями - если тех почитали "погибшими", то бандитам как бы говорят: "не бойся, браток - все пучком, а что на тебе кровь и боль людская, то и это не беда - только отстегивай побольше на добрые дела, а паче на храм, и тебе простится". Соответственно они куда меньше, чем мытари имеют основания ценить чудесный и великий Христов дар прощения, воспринимая его чуть ли не как нечто должное. Во всяком случае, соблазн такой есть, и немалый, если реальная практика такова.

Ладно бы, если бы такая снисходительность к людям грешным проистекала бы из преизбыточествующей христианской любви. Увы, все прекрасно понимают, что любовь тут не при чем - все дело в страхе, в корыстолюбии,в угодничестве перед сильными мира сего. Вот мы тут в ЖЖ С пеной у рта спорим, насколько искренним было предсмертное покаяние Япончика, можно ли было вообще отпевать, и если можно - то как и т.п., но при этом все прекрасно понимают, что в нашей нынешней ситуации не отпеть его никак не могли: "сильным мира сего" церковный истеблишмент "ничтоже супротив" сказать не дерзнет, ограничиваясь обличением тех, кого обличать легко и безопасно.

Иначе, чем мерзостью пред Господом, я сложившееся положение дел расценивать не могу. Именно поэтому я искренне не понимаю тех, кто вместо четкого признания всего ужаса сложившейся ситуации (действительно, кто дернул бы в нынешней ситуации отказать Япончику в отпевании?) начинает оправдывать все это безобразие соплежуйством типа "а вдруг он покаялся в душЕ", "все равно отпел бы" и т.п. Самое главное - не понимаю мотивировки: ну ладно, настоятель храма отпевал фактически под дулом пистолета, а вас-то, отцы, братья и сестры, разве неволит кто, что вы черное белым назвать готовы, а белое - черным?

Я не верю, как уже писал ранее, в подлинность покаяния Япончика - не верю не только потому, что не вижу никаких плодов оного, но и потому, что как сказано выше, у него для этого кула меньше мотивов, чем у евангельских мытарей: если тех чурались, то его почитали достойным человеком и добрым христианином.

Разумеется, я допускаю, что на смертном одре в муках Иваньков о многом с своей жизни сожалел, и скорее всего - искренне. Думаю, он пытался просить у Бога прощения, но благодаря лжесвидетельству о вере Христовой и Церкви со стороны тех, кто много лет позволяли ему считать себя "добрым христианином" вряд ли он думал в том же ключе, что и Закхей, который понимал, что полученное прощение Божие необходимо "закрепить" хоть какой-то компенсацией причиненного им ущерба. В результате его похороны стали очередным лжесвидетельством о вере и Церкви - провожавшим его в последний путь браткам было наглядно продемонстрировано, что можно быть бандитом и считать себя при этом человеком православным и в общем и целом приличным...

Евангельские мытари, которыми в Израиле гнушались не меньше, чем Япончик "петухами", хотя бы понимали, что покаяться - это ой как непросто, поэтому если уж каялись - так всерьез (с возмещещением ущерба всем ими обиженным и публично, а уж о глубине переворота в их душе я и не говорю). А когда сейчас бандит может легко "искренне покаяться в сердце своем" - может, Бог-то это и примет, но людям тем самым пример подается (не Богом, разумеется, а отношением церковной среды) крайне нехороший...

Япончик, криминал, покаяние, православие

Previous post Next post
Up