О покаянии на одре

Oct 16, 2009 11:49


В ходе обсуждения покаяния Япончика и возможности его церковного напутствия в последний путь ( тут и тут), столкнулись, как мне думается, два представления о покаянии. Согласно первому, по всей видимости, достаточно некоего сожаления о совершенном грехе, чтобы можно было это считать подлинным покаянием - во всяком случае, на смертном одре. Согласно второму (которое мне ближе), просто "про себя вздохнуть", может быть, и достаточно в случае нетяжких грехов (водку пьянствовал, порнуху смотрел и т.п.), ущерб от которых самому себе же самому прежде всего и причиняется, ну в крайнем случае - если на человеке может быть и тяжкий,даже смертный грех висит, но он все-таки есть нечто самостоятельное, не составляющее какой-то системы.

Но если человек своими грехами нес боль и страдание окружающим, а уж тем паче когда эти боль и страдания являются следствием его откровенно греховного образа жизни, то я убежден, что он должен хотя бы попытаться прощения у обиженных попросить и постараться ущерб возместить - вспомним Закхея (а в случае человека публичного, своими грехами подававшего пример многим, возмещение ущерба должно состоять и в том, чтобы подать обратный пример). Во всяком случае, без этого об искренности и глубине покаяния говорить как-то трудно, а если оно и впрямь искреннее и глубокое, то кающегося сам собой получается так, что он будет пытаться это сделать.

Так что не надо уповать на то, что "и на одре можно покаяться" - по большому счету, умирающий, не имея уже возможности возместить последствия своих злых дел, очень ограничен в возможности покаяния в по-настоящему тяжких грехах. Разумеется, возможны исключения (скажем, умирающий отказывает в завещании большую суммму тому, кого некогда обидел), но в общем и целом надо отдавать себе отчет в том, что как правило на предсмертной исповеди может только слегка "перышки почистить", очиститься в основном от тех мелких согрешений, что имеют отношения скорее к аскетике нежели чем к этике. Так что "спешите делать добро", как говорится, и по-настоящему большие долги постарайтесь отдавать, когда еще в силах.

Разумеется, бывает что ущерб от греха возместить в прямом смысле невозможно (простейший пример - убийство). Но тогда уж и надо хотя бы испытывать глубочайшее сокрушение от невозможности что-либо исправить, а такое отношение к себе не может не проявляться вовне - вспомним хотя бы героя фильма "Остров" или легендарного атамана Кудеяра, В Старости раскаявшегосся и ушедшего в монастырь. Господь милостив и спасает нас, как известно, не за заслуги, так что и в этом случае спасение не закрыто - но уж хотя бы путь-то жизни свой надо изменить заранее! Судя по тому, что Япончик погиб "на боевом посту" в результате бандитской разборки и нет никаких признаков того, что он от своих преступных дел отошел, на Кудеяра он явно не тянет...

Япончик, аскетика, покаяние, православие

Previous post Next post
Up