Содержание: Часть I |
Часть II |
Часть III |
Часть IV |
Часть V Меня попросили подробней рассказать об упомянутых в посте про первичные источники формах послеполётной отчётности американских пилотов. Поскольку о самих бланках писать не особо интересно, я решил попробовать убить сразу двух зайцев: привести перевод такого отчёта на соответствующем бланке, но не первого попавшегося, а описывающего первое боевое применение известного любителям авиации тактического приёма «Thach Weave», которое состоялось 4 июня 1942 г. над японским авианосным соединением во время сражения при Мидуэе. А заодно рассказать об истории создания данного приёма, тем более, что это тот редкий случай, когда точно известны и время, и автор. Итак, для начала собственно отчёт, составленный через несколько часов после описываемых событий.
СЕКРЕТНО
САМОЛЁТ США - БОЕСТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОТИВНИКОМ
ИНСТРУКЦИИ
(а) ЗАПОЛНЯЕТСЯ КОМАНДИРОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ НЕМЕДЛЕННО ПОСЛЕ ПОСАДКИ ПОСЛЕ КАЖДОГО ВЫЛЕТА ИЛИ ОПЕРАЦИИ В ХОДЕ КОТОРЫХ ПРОИЗОШЛО БОЕСТОЛКНОВЕНИЕ С ПРОТИВНИКОМ.
(б) НЕ ВНОСИТЕ В РАПОРТ «ЛИПОВЫЕ» СВЕДЕНИЯ - ЕСЛИ КАКИЕ-ТО ДАННЫЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ С ДОСТАТОЧНОЙ ТОЧНОСТЬЮ, ПОСТАВЬТЕ В СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ ПРОЧЕРКИ ИЛИ ОСТАВЬТЕ ИХ ПУСТЫМИ.
1. ДАТА 4 Июня 194 2 ШИР. 30-00 СШ ДОЛГ. 179-00 ВД ВРЕМЯ 12.20 ПОЯС Плюс 102. ПОГОДА Крупные рассеянные облака на высоте 450-600 м. Видимость отличная.3. ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ 3-я истребительная эскадрилья ТИП САМОЛЁТА F4F-4
4. ТИП ОПЕРАЦИИЭскорт из шести самолётов в поддержку атаки торпедоносцами и пикирующими бомбардировщиками трёх (3) японских авианосцев.
5. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ Самолёты противника, угрожающие нашей авиагруппе.
6. ЗАДЕЙСТВОВАННЫЕ СИЛЫ (включая модели и опознавательные знаки)Наши силыСилы противника Шесть (6) Модель F4F-4Двадцать (20) истребителей Модель "00". Светло-песочного цвета, стандартные знаки.
7. СПОСОБ АТАКИ (Своей | Противника) (Ненужное зачеркнуть)Обычно японцы атаковали сверху-сзади на достаточно высокой скорости и выходили из атаки путём вертикального набора высоты до разрыва контакта.
8. ТАКТИКА ПРОТИВНИКАВ первую очередь японские истребители значительно превосходящими силами атаковали наш эскорт в попытке связать нас боем, в то время как более мелкие подразделения атаковали наши торпедоносцы и пикировщики. Атаки выполнялись одиночными самолётами в быстрой последовательности.
9. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ БОЕСТОЛКНОВЕНИЯ (Включая высоты и дальности контактов, высоты и направления сброса и отхода.)Сразу после прибытия в район соединения противника семь японских патрульных групп общей численностью в 20 истребителей атаковали наш эскорт из шести самолётов на высоте 1400 м. Торпедоносцы укрылись в облаке по левому борту лидирующего авианосца, после чего разошлись для торпедной атаки. 2 наших истребителя, осуществлявшие непосредственное прикрытие, отделились и получили серьёзные повреждения от истребителей противника. Один из оставшейся четвёрки был сбит в самом начале. Три остальных истребителя продолжали бой с противником над вражеским флотом в течении 15 минут.
10. ЗАДЕЙСТВОВАННОЕ ВООРУЖЕНИЕНаши силыСилы противника Шесть (6) калибра 12,7-ммДве (2) пушки и от 2 до 4 7,7-мм пулемётов.
11. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАНЁВРЫ УКЛОНЕНИЯДивизион из 4 самолётов сохранял строй и действовал как единая команда. При атаке истребителей противника делался крутой вираж и когда противник следовал за ним, делался обратный вираж с попыткой сбить противника на выходе.
12. РАСХОД БОЕПРИПАСОВ (включая типы и установки взрывателей. Указать количество осечек.)Лидер израсходовал около 1200 патронов, остальные в среднем по 1000 патронов калибра 12,7-мм.
13. РЕЗУЛЬТАТЫ (Уверенно)Сбито шесть (6) японских истребителей Модель "00".
13а. РЕЗУЛЬТАТЫ (Вероятно)Вероятно сбито семь (7) японских истребителей Модель "00".
14. ПОВРЕЖДЕНИЯ СВОИХ САМОЛЁТОВЭФФЕКТИВНОСТЬ БРОНИ И ПРОТЕКТИРОВАНИЯ БАКОВОдин (1) F4F-4 сбит
Три (3) F4F повреждено до
неремонтопригодного состоянияКрайне эффективно
15. ПРИ АТАКЕ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ(а) При обнаружении подлодка находилась в (надводном) (погружённом) состоянии. (б) Направление атаки относительно подлодки было (в) Время, прошедшее между обнаружением подлодки и взрывом первой бомбы (г) Была ли видна какая-либо часть подлодки во время сброса бомбы
(д) ПРОМЕЖУТОК времени между последним наблюдением подлодки и взрывом бомбы
(е) Предположительная дистанция между между лодкой или её признаками и взрывами
16. ЗАМЕЧАНИЯ (При необходимости используйте дополнительный лист. Если возможно, нарисуйте примерную схему.)Шесть (6) самолётов F4F-4 не способны помешать 20 или 30 японским истребителям сбивать наши тихоходные торпедоносцы. Вообще удивительно, что хоть кто-то из наших пилотов смог вернуться живым. Все успехи, которых пилоты наших истребителей смогли добиться в бою с японскими истребителями "Зеро" были достигнуты не благодаря характеристикам машин, на которых мы летаем, а в результате сравнительно низкой точности стрельбы японцев, тупых ошибок, допущенных несколькими их пилотами, а также благодаря превосходящей точности стрельбы и командной работе части наших пилотов. Единственным способом поймать истребитель "Зеро" в прицел было заманивание их в выход из виража напротив F4F или расстрел их в тот момент, когда они были слишком заняты стрельбой по одной из наших машин. Самолёты F4F плачевно уступают в скороподъёмности, манёвренности и скорости. Автору приходилось летать на модели F4F, ещё не имевшей бронезащиты и протектированных бензобаков. Удаление этих жизненно важных средств защиты не способно повысить характеристики F4F настолько, чтобы хотя бы приблизиться к характерстикам истребителя "Зеро". Указанные серьёзные недостатки не только мешают нашим истребителям должным образом выполнять боевые задания, но и оказывают явное и вызывающее беспокойство воздействие на моральное состояние пилотов наших палубных истребителей. Если мы предполагаем сохранить наши авианосцы наплаву, то мы должны предоставить истребитель, превосходящий японский "Зеро" если не по манёвренности, то, как минимум, по скороподъёмности и скорости.
Дж. С. Тач. Кап. 3-р. ВМС США (Подпись)
Как мы помним,
первые данные о выдающихся характеристиках нового японского морского истребителя были получены Разведуправлением ВМС США ещё в январе 1941 г. от капитан-лейтенанта С. Джерика, помощника по авиации военно-морского атташе в Токио, но тогда от них отмахнулись, как от малодостоверных. Между тем новые японские истребители пошли в бой в небе Китая и отмахиваться от поступавшей оттуда информации стало уже невозможно. 22 сентября 1941 г. тактический отдел Управления морской авиации на основании этих данных опубликовал разведовательный бюллютень, согласно которому максимальная скорость японского истребителя «Модель 00» предположительно составляла 300-330 узлов [555-610 км/ч] при вооружении 2×20-мм пушки и 2×7,7-мм пулемёта.
Одновременно с этим поступала информация уже из первых рук, от капитана в отставке Клэра Шэннолта, занятого в тот момент в Китае организацией знаменитых «Летающих тигров». Советник Чан Кайши по авиации несколько занижал максимальную скорость «Зеро» - у него она составляла лишь 280 узлов [518 км/ч] - однако отмечал выдающуюся манёвренность и скороподъёмность японской машины, последнюю он определял как «более 1000 м/мин» (очень близко к реальной цифре в 942 м/мин, при том, что скороподъёмность тогдашних истребителей морской авиации США не превышала 700 м/мин). Данный показатель, кроме того, говорил об удельной мощности и «приёмистости» японского истребителя.
«Брюстер» F2A-3
«Грумман» F4F-3
«Грумман» F4F-4
«Мицубиси» A6M2b
Мощность двиг.
1200 л.с.
1200 л.с.
1200 л.с.
940 л.с.
Скорость, макс.
515 км/ч
531 км/ч
515 км/ч
534 км/ч
Скороподъёмн.
698 м/мин
690 м/мин
594 м/мин
942 м/мин
Синх. вооруж.
2×12,7-мм, 750 патронов*
-
-
2×7,7-мм, 680 патронов
Крыл. вооруж.
2×12,7-мм, 450 патронов
4×12,7-мм, 430 патронов
6×12,7-мм, 240 патронов
2×20-мм, 60 снарядов
Вес залпа
≈ 1,66 кг/сек
≈ 2,45 кг/сек
≈ 3,68 кг/сек
≈ 2,29 кг/сек
* Боекомплект на ствол.
Всё это не прошло мимо некого Джона «Джимми» С. Тача (John Smith “Jimmy” Thach), на тот момент капитан-лейтенанта и командира 3-й истребительной эскадрильи (АВ «Саратога»). Сам авианосец находился тогда на модернизации в районе Сиэтла, в Пьюджент-Саунд, а его авиагруппа занималась боевой подготовкой на береговой авиабазе в Сан-Диего в Калифорнии. Дальновидный офицер всерьёз задумался над вопросом, что его эскадрилья, только что перевооружённая на новейшие истребители «Грумман» F4F-3 «Уайлдкэт», сможет, в случае чего, противопоставить противнику, которого невозможно ни «перекрутить» в манёвренном «догфайте», ни достать «на вертикалях».
День за днём, Джон Тач, вернувшись со службы, гонял по столу кухни своей квартиры изображавшие самолёты спички, пытаясь нащупать тактическое решение. Вскоре он пришёл к выводу, что в заданных условиях нет никаких шансов придумать что-то, что позволило бы гарантированно обеспечить ни классический «заход в хвост», ни хотя бы лобовую атаку. Разве что, в случае грубой ошибки противника. Единственным вариантом виделось использование того, что в американской терминологии именуется «deflection shooting», то есть гораздо более сложный огонь с упреждением на пересекающихся курсах, обучению которому в авиации США уделяли тогда серьёзное внимание. Однако, этот приём требовал точной оценки курса и скорости противника, а также расстояния до него. Поэтому требовалось каким-то образом вывести вражеский самолёт под огонь с фланга в более или менее стандартных условиях, где все три показателя можно было бы определить с достаточной точностью.
Старший лейтенант Эдвард Г. О'Хара и капитан 3-го ранга Джон С. Тач на фоне истребителя F4F-3 «Уайлдкэт». Пёрл-Харбор, апрель 1942 г.
Индивидуальными действиями добиться этого было также невозможно, поэтому капитан-лейтенант Тач задумался о командных действиях. Всё те же спички на столе подсказали ему возможный вариант, и он решил опробовать его на практике. В начале октября 1941 г. командир 3-й истребительной организовал учебный воздушный бой, где он вёл четвёрку «обороняющихся», а такими же силами «нападающих» руководил командир одного из дивизионов его эскадрильи, подающий большие надежды старший лейтенант Эдвард «Буч» О'Хара. Он был проиструктирован опробовать все известные ему варианты атаки, а для чистоты эксперимента на рукоятки управления двигателем «оборонявшихся» были поставлены ограничители, не позволявшие выжать из двигателей более 60% тяги, дабы сымитировать бой с противником, значительно превосходящим в скорости (по одной версии, это были просто проволочки, прикрученные к соответствующим рукояткам, согласно другой - обошлись отметками на секторе газа).
Суть манёвра заключалась в следующем. Два звена (в морской истребительной авиации США к тому времени оценили, наконец, опыт «Битвы за Британию» и Советско-финской войны, и с 7 июля 1941 г. официально отказались от классических «V» и перешли на двухсамолётные звенья, с ведомым, располагашимся сзади-снизу ведущего) летели фактически строем германского Vierfingerschwarm, на дистанции примерно минимального радиуса виража между звеньями. В случае вражеской атаки - вне зависмости от того, какое из звеньев атаковали - звенья начинали выполнять вираж навстречу друг другу, одно с набором высоты, другое с потерей, пересекали курсы и расходились. Для противника это выглядело бессмысленно-паническим, ломавшим строй манёвром, и он начинал преследование одного из звеньев, превращавшегося таким образом в «наживку».
Разойдясь в стороны, звенья одновременно начинали выполнять обратный вираж опять навстречу друг другу. В результате звено-«наживка» буквально у себя на хвосте притаскивало противника в точку, где он неминуемо попадал под фланговый или фронтальный огонь другого звена. Даже в случае промаха внезапная атака сбивала противнику прицел, звенья опять пересекали курсы и повторяли манёвр до того момента пока противник не будет сбит, либо, как минимум, пока он не откажется от атаки. Важным достоинством этого тактического приёма было ещё и то, что он даже не требовал отдачи каких-то команд. Пилоты одного из звеньев могли даже не видеть атакующего противника, им достаточно было увидеть, что второе звено резко поворачивает в их сторону, чтобы также начать выполнять манёвр.
То, как это выглядело с точки зрения атакующих, старший лейтенант О'Хара описал в следующих выражениях: «Шкипер, это на самом деле работает. Я не смог провести ни одной атаки не увидев нацеленный на меня нос одного из ваших тихоходов. Как минимум, вы каждый раз имели возможность меня сбить, хотя и я тоже имел такую возможность. Это работает не только в одну сторону. Большую часть времени во время того резкого виража я хоть и знал, что вы собираетесь делать, но ни разу не мог точно сказать когда, а угадывать такое мне не хотелось бы. Каждый раз это было несколько неожиданно, потому что выглядело точно рассчитанным по времени. Когда я выходил на позицию и был уже готов нажать на спуск - вы тут же начинали уклонение, хотя и не видели меня.»
Лётный состав 3-й истребительной эскадрильи. АВ «Лексингтон», 5 марта 1942 г.
Проведя ещё несколько тренировок командир 3-й истребительной эскадрильи отправил в штаб командующего авианосными силами Тихоокеанского флота вице-адмирала Фредерика У. Хэлси докладную записку с описанием придуманного им приёма, который он назвал «траверзная оборонительная позиция» (beam defense position). Однако командование не оценило потенциал предложения Джона Тача и не распространило его изучение на другие палубные эскадрильи и учебный центр морской авиации в Пенсаколе. Поэтому единственными, кого капитан-лейтенант Тач смог ознакомить с этим манёвром, были 18 пилотов его эскадрильи, не считая его самого. Задачу усложняло то, что накануне войны в эскадрилье имелось лишь 10 самолётов из 18 полагавшихся по штату, эсплуатация которых к тому же усложнялась из-за «детских болезней», характерных для любой новой модели. Из этих 19 пилотов 3-й истребительной «первого состава» один впоследствии получит высшую награду США - Медаль Почёта, трое дослужатся до адмиральских звёзд, пятеро станут асами, а 12 не доживут до конца войны.
Использованная литература:
1. Commander, Fighting Squadron Three, Action with enemy report, 4 June, 1942.
2. U.S. Naval Institute, “The Reminiscences of Admiral John S. Thach, U.S. Navy (Retired)”, 1977.
3. John B. Lundstrom, “The First Team:Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984.
4. Steve Ewing, “Thach Weave: The Life of Jimmie Thach”, 2004.