На этот текст меня подвигла замечательная фотография из поста
yuripasholok Скелет «Зеро» в раннем младенчестве. Глядя на изящный силовой набор этой машины (пусть в оригинале он и не был таким сверкающим, так как был покрыт антикоррозийной краской) мне первым делом вспомнилась известная всем история о том, что выдающиеся достоинства этого палубного истребителя были, как это часто бывает, прямым продолжением его недостатков, и наоборот. А ещё вспомнилась гораздо менее известная история о «Зеро» и американской военно-морской разведке.
Коротко напомню, что всем известные скоростные и манёвренные характеристики эта машина обрела во многом «благодаря» отсутствию у компании «Мицубиси» мощных, но при этом лёгких и компактных авиадвигателей. Поскольку ставка была изначально сделана на лёгкий и манёвренный истребитель, то от использования достаточно мощного (1075 л.с.) двигателя серии «Кинсэй» было решено отказаться из-за его массы и габаритов, поэтому новый истребитель проектировался под более лёгкий двигатель «Дзуйсэй-13» мощностью всего 780 л.с., что для 1939 года было, мягко говоря, уже маловато. Компенсировать это одним лишь улучшением аэродинамики было невозможно, так что единственным способом обеспечить заданные флотом лётно-технические характеристики было радикальное уменьшение веса планера новой машины.
Частично это было сделано за счёт использования в силовом наборе алюминий-цинк-магниевого сплава ESDT, так называемого «экстра-супер дюраля», разработанного компанией «Сумитомо Метал», имевшего прочностные характеристики почти в полтора раза выше, чем обычный алюминий-медный дюраль, но и этого оказалось недостаточно. В результате главный конструктор истребителя Хорикоси Дзиро был вынужден волевым решением понизить прочностные нормативы, по которым рассчитывался силовой набор. Везде, где только можно, были сделаны проёмы, уменьшавшие вес несущих элементов. Получившаяся в результате облегченная машина уложилась-таки в требования флота и даже превзошла их после того как заказчики настояли на использовании более мощного двигателя концерна «Накадзима» - «Сакаэ-12»*, мощностью 940 л.с. - с которым самолёт и был принят на вооружение под названием «Рэй-сики кандзё сэнтоки» (морской истребитель образца 0 (1940) года).
Из таблицы ниже хорошо видно насколько радикально (при сравнимых габаритах) новый истребитель отличался по весу от своих «коллег» и основных противников - палубных истребителей флота США начального периода войны. Именно благодаря лёгкому планеру «Зеро» получили удельную мощность, не уступавшую американским истребителям, имевшим гораздо более мощные двигатели. Этот же малый вес обеспечивал им как меньшую инертность, так и меньшую нагрузку на крыло (а значит, и меньшую скорость сваливания), что обеспечивало их выдающиеся скороподъёмность и манёвренность.
«Брюстер» F2A-3
«Грумман» F4F-3
«Грумман» F4F-4
«Мицубиси» A6M2b
Длина
8,03 м
8,76 м
8,76 м
9,06 м
Высота
3,65 м
3,60 м
3,60 м
3,05 м
Размах крыла
10,6 м
11,6 м
11,6 м
12,0 м
Площадь крыла
19,4 м²
24,2 м²
24,2 м²
22,4 м²
Масса пустого
2146 кг
2422 кг
2611 кг
1680 кг
Масса взлётная
2867 кг
3175 кг
3617 кг
2410 кг
Нагрузка на крыло
148,2 кг/м²
131 кг/м²
149,8 кг/м²
107,6 кг/м²
.
Двигатель
Wright R-1820-40 Cyclone 9
Pratt & Whitney R-1830-76
Pratt & Whitney R-1830-86
Накадзима NK1C Сакаэ 12
Тип двигателя
1-рядный, 9 цил., 29,9 л
2-рядный, 14 цил., 30 л
2-рядный, 14 цил., 30 л
2-рядный, 14 цил., 27,8 л
Мощность
1200 л.с.
1200 л.с.
1200 л.с.
940 л.с.
Мощность удельн.
0.42 л.с./кг
0.38 л.с./кг
0.33 л.с./кг
0.50 л.с./кг
Топливные баки
605 л
545 л
545 л
545 (875*) л
Скорость, макс.
515 км/ч
531 км/ч
515 км/ч
534 км/ч
Скорость, крейс.
259 км/ч
237 км/ч
237 км/ч
333 км/ч
Скороподъёмн.
698 м/мин
690 м/мин
594 м/мин
942 м/мин
Потолок, практ.
10 120 м
11 430 м
10 363 м
10 000 м
Дальность, практ.
1550 км
1360 км
1240 км
3100 км *
Синх. вооружение
2 × 12,7 мм, 750 патронов**
-
-
2 × 7,7 мм, 680 патронов
Крыл. вооружение
2 × 12,7 мм, 450 патронов
4 × 12,7 мм, 430 патронов
6 × 12,7 мм, 240 патронов
2 × 20 мм, 60 снарядов
Вес залпа
≈ 1,66 кг/сек
≈ 2,.45 кг/сек
≈ 3,68 кг/сек
≈ 2,29 кг/сек
* С штатным 330-литровым подвесным баком, ** Боекомплект на ствол.
Конечно же, за всё надо платить - и в случае «Зеро» этой ценой стала низкая живучесть самолёта, а также единственный пилотажный показатель, в котором японский истребитель по понятным причинам уступал своим американским конкурентам - скорость пикирования. Но чтобы воспользоваться первым недостатком, американским пилотам требовалось для начала хотя бы поймать в прицел вёрткого и приёмистого противника, в то время как вторым они начинали пользоваться почти сразу же (если конечно доживали до того момента, когда понимали, что единственный способ стряхнуть с хвоста карамельного цвета машину с «фрикадельками» на плоскостях - это ручку от себя, полный газ и молиться, чтобы хватило высоты).
Выжившие пилоты 221-й истребительной эскадрильи КМП. Они уже знают, как оторваться от «Зеро». Скоро они научатся их сбивать.
Отзывы американских пилотов-истребителей, впервые столкнувшихся с А6М, нельзя охарактеризовать иначе, чем «восторженно-панические». Даже на седьмом месяце войны немногие выжившие пилоты 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты, вступившие на своих F2A-3 “Buffalo” и F4F-3 “Wildcat” в бой с превосходящими силами японских истребителей, эскортировавших пикировщики и ударники Первого Мобильного соединения во время их авианалёта на атолл Мидуэй, описывали их в следующих выражениях (приведены отрывки из докладных записок, написанных, в основном, в тот же день, 4 июня 1942):
Истребитель "Зеро" исключительно манёвренен и обладает поразительной скороподъёмностью. Он настолько превосходит F2A-3 на вертикалях, что представляется бессмысленным пытаться сделать более одного захода на любую цель. [...] Истребитель "Зеро" превосходит F2A-3 в горизонтальной скорости. Он намного манёвренней F2A-3. Он превосходит F2A-3 по скороподъёмности. Он обладает большей огневой мощью, чем F2A-3.
В целом, японские самолёты представляются очень уязвимыми от огня .50 пулемётов. Они начинают гореть почти при каждом попадании. Я считаю, что использование зажигательных боеприпасов значительно повысит эффективность атак против японских самолётов.
Капитан Кирк Армистид (ВРИО командира эскадрильи)
F2A-3 не является боевым самолётом. Он по всем параметрам уступает самолётам, c которыми мы сражались. F2A-3 имеет практически ту же скорость, что и пикирующий бомбардировщик "Аити 99". Японский истребитель "Зеро" способен нарезать круги вокруг F2A-3.
Из того, что я видел, я оцениваю максимальную скорость "Зеро" в 450 миль в час.
Я уверен, что каждый командир, отправляющий пилота в бой на F2A-3, может заранее списать его в потери.
Капитан П. Р. Уайт
Я видел два "Брюстера", пытавшихся атаковать вражеские "зеро". Один был сбит, другого спас зенитный огонь, прикрывший его хвост. Оба выглядели как привязанные когда "зеро" делали на них заходы. Я уверен, что будь у нас самолёты хоть вполовину такие же хорошие как "зеро" - мы смогли бы полность остановить этот рейд.
Лейтенант Чарльз Хьюз (наблюдал бой с земли)
По моему мнению истребитель "00" был серьёзно недооценён. Думаю, это один из лучших истребителей этой войны. В то время как F2A-3 (или "Брюстер-тренировочный") должен находится в Майами в качестве учебного самолёта, а не использоваться в качестве боевого истребителя первой линии.
Лейтенант К. М. Кунц
Я уверен, что джапы обладают очень манёвренными и скоростными самолётами в виде их истребителя "00", имеющего в достатке огневой мощи. Они могут развернуться внутри виража "Брюстера".
Лейтенант У. В. Брукс
Эти докладные записки (
здесь они в полном виде) дают много информации к размышлению, но по нашей нынешней теме стóит отметить две вещи: во-первых, американские пилоты - как кадровые, так и резервисты - при первой же встрече уверенно опознают «Зеро» (хотя каждый называет его как бог на душу положит: 00 Fighter, Zero Fighter, Zero Isento Ki Navy Fighter, type 00 ISENTO KI Navy fighter и т.д.) при том, что с опознаванием бомбардировщиков дело обстоит гораздо хуже; во-вторых, пилотажные возможности основного истребителя японского флота были для них полной неожиданностью даже на седьмом месяце войны. Последнее можно отнести ко всему флоту и армии США - возможности «Мицубиси» А6М стали неожиданностью для всех. И это несмотря на то, что командование флота обладало достаточно точными сведениями о «Зеро» уже в начале 1941 г.
Последствия первого знакомства с «Зеро»: Повреждённый в бою и при вынужденной посадке «Грумман» F4F-3 из 221-й эскадрильи с Мидуэя разобран и ждёт отправки на ремонт. Его пилот, капитан КМП Джон Кэйри, лежит в госпитале. Июнь 1942 г.
Нельзя сказать, что американская агентурная разведка в японской метрополии была организована плохо. Потому как её не было вообще. Сейчас в это трудно поверить, но практически единственным каналом, по которому в предвоенный период из Японии в США поступала информация военного и военно-технического характера, были «официальные разведчики», то есть военный и военно-морской атташе при посольстве США в Токио, а также их немногочисленный штат. Анализ открытых источников, официальные посещения военных объектов, обмен информацией с коллегами из других посольств по принципу «ты мне - я тебе», личные контакты с японские военными. А ещё были разовые удачи, вызванные странным поведением самих японских властей, обычно помешанных на секретности всего и вся.
Ещё в 1940 году из Китая доходили слухи о новом японском истребителе, пришедшем на смену «Мицубиси» А5М. Каково же было изумление капитан-лейтенанта Стивена Джерика, помощника по авиации военно-морского атташе США, когда он, посетив в январе 1941 года ежегодный военно-спортивный авиапраздник (где японские флот и армия традиционно мерялись длиной своих стволов и всего прочего), обнаружил этот новейший истребитель флота, что называется, в натуре. И не просто выставленный на всеобщее обозрение (причём с возможностью осмотреть даже кокпит), но и любезно снабжённый табличкой с основными ЛТХ, включая вес, мощность двигателя и скоростные показатели. Дипломат с пилотскими золотыми «крылышками» на кителе добросовестно переписал все цифры, визуально прикинул габариты самолёта и площадь крыла, оценил вооружение, конструкцию обшивки, приборы в кокпите, а затем ещё и понаблюдал машину в действии, когда она состязалась в небе с армейскими истребителями. После чего отправил в Разведуправление флота США (Office of Naval Intelligence, ONI) подробный отчёт.
Однако ещё большее изумление Стивен Джерика испытал спустя пару месяцев, получив из ONI ответ на свой отчёт. Как он вспоминал впоследствии - первый и последний ответ за всю его службу в Токио. Раздражённое начальство настоятельно рекомендовало капитан-лейтенанту более не присылать в Вашингтон подобного бреда и дезинформации. Американские эксперты по морской авиации в один голос заявили, что машина с таким набором характеристик просто не может существовать в природе (особенно это касалось соотношения габаритов и веса, а также заявленных скорости и дальности полёта). Ещё более абсурдной им показалась сама мысль о том, что «отсталые азиаты», способные в лучшем случае на производство ухудшенных копий устаревших западных самолётов, смогли построить истребитель, превосходящий новейшие машины флота США. Точно так же были впоследствии проигнорированы сообщения о характеристиках A6M, полученные уже из Китая (например, сообщение о том, что почти 6-метровое крыло сбитого «Зеро» было настолько лёгким, что его смогли поднять два человека).
И я нисколько не утрирую насчёт «отсталых азиатов», в официальном ежегодном дайджесте по морской авиации за 1939 год без тени сомнения писалось, что японцами «не был самостоятельно спроектирован ни один из самолётов, выпускающихся ими в настоящий момент для нужд вооружённых сил» (при том, что в реальности единственным японским самолётом иностранной разработки был производившийся по лицензии американский «Дуглас» DC-3). Известный популяризатор военно-морской истории (а заодно и соавтор фантаста Спрэга де Капма) Флетчер Прэтт в вышедшей в том же году книге «Морская мощь и современная война» также на полном серьёзе писал о том, что японцы в принципе не могут быть хорошими пилотами просто по физиологическим причинам «свойственным этой расе» как-то: присущая им близорукость и неправильное устройство внутреннего уха, отвечающего за вестибулярный аппарат. Летом 1941 года статью подобного содержания опубликовал и серьёзный профессиональный журнал “Aviation Review”. До Пёрл-Харбора и Кларк-Филд оставалось полгода.
P.S. Каждый раз, натыкаясь в западных справочниках или статьях по авиации на глубокомысленные рассуждения о том, клоном какого американского самолёта является та или иная советская машина, я невольно вспоминаю тех предвоенных аналитиков из американской и британской разведок. И признáюсь - не без некоторого злорадства :)
* Любопытная деталь, у нас сейчас мало кто помнит, что наши Cу-2 и ДБ-3/Ил-4 летали фактически на тех же двигателях, что и «Зеро» - и «Накадзима NK1C Сакае 12», и отечественные М-85/86/87/88 были развитием одного и того же лицензионного французского двигателя «Gnome-Rhône 14K Mistral Major».
Использованная литература:
1. Jiro Horikoshi, Shojiro Shindo, “Eagles of Mitsubishi: The Story of the Zero Fighter”, 1992.
2. Robert Mikesh, “Zero: Combat and Development History of Japan's Legendary Mitsubishi A6M Zero Fighter”, 1994.
3. Commanding Officer, Marine Fighting Squadron 221, “Enemy contact, report on.”, June 6, 1942.
4. Mark R. Peattie, “Sunburst: The Rise of Japanese Naval Air Power, 1909-1941”, 2007.
5. John Prados, “Combined Fleet Decoded: The Secret History of American Intelligence and the Japanese Navy in World War II”, 1995.