«Плетёнка Тача», Часть II

Aug 12, 2016 03:52

Содержание: Часть I | Часть II | Часть III | Часть IV | Часть V


В день начала Тихоокеанской войны закончивший модернизацию АВ «Саратога» прибыл в Сан-Диего, чтобы забрать свою авиагруппу. Как уже говорилось, не­ко­м­п­лект матчасти 3-й истребительной составлял 45%. Но так или иначе, в бой ид­ти бы­ло надо, поэтому капитан-лейтенант Тач удовлетворился тем, что выбил се­бе ещё один самолёт, реквизировав единственный оставшийся на авиабазе «Уайлдкэт» - проходивший испытания XF4F-4, прототип следующей модели «Груммана», сна­б­жён­ной скла­ды­ва­ю­щи­ми­ся плоскостями, который пришлось срочно вооружать. Кроме «родной» ави­а­гру­п­пы на авианосец было также погружено 14 «Брюстер» F2A-3 «Буффало» и личный состав 221-й истребительной эскадрильи мор­с­кой пе­хо­ты, которые требовалось доставить в Пёрл-Харбор.  

По прибытии в главную базу Тихоокеанского флота США «Саратога» получила первый боевой приказ: доставить гар­ни­зо­ну атолла Уэйк, только что что успешно отразившему первый японский штурм, но потерявшему при этом бóльшую часть из имевшихся там 12 «Уайлдкэтов», подкрепление в виде той самой 221-й эскадрильи морской пехоты, а также обеспечить во­з­ду­ш­ное прикрытие выгрузки доставленных туда боеприпасов и эвакуации гражданского персонала. Что любопытно, по­те­ря­н­ные на Уэйке машины были для 3-й истребительной не совсем чужими, потому как на них стояли пулемёты, вы­ли­зан­ные и пристрелянные оружейниками Тача. Незадолго до начала войны их у него реквизировали, когда в срочном по­ря­д­ке пере­во­о­ру­жа­ли на «Уайлдкэты» 211-ю истребительную эскадрилью морской пехоты, отправляемую на Уэйк на борту АВ «Эн­те­р­пра­йз» (из-за чего, собственно, данный авианосец и не попал под раздачу в Пёрл-Харборе - в момент атаки он как-раз возращался с Уэйка, а вовсе не находился на неких мифических учениях, отосланный коварным Рузвельтом, «подставившим устаревшие ли­н­ко­ры»). А ору­же­й­ни­кам 3-й истребительной эскадрильи пришлось тогда в авральном режиме приводить в чувство но­ве­нь­кие 12,7-мм «Бра­у­ни­нги», только что доставленные с завода.



«Уайлдкэты» Уэйка. Как минимум 7 истребителей F4F-3 из состава 211-й эскадрильи морской пехоты, выведенные из строя как в ре­зу­ль­та­те японских бомбёжек, так и воздушных боёв. На переднем плане знаменитая машина с тактическим номером 211-F-11 капитана Ген­ри Т. Элрода, первого американского пилота, получившего высшую награду США - Медаль Почёта - во Второй Мировой (посмертно). Име­н­но на этом истребителе он ухитрился уничтожить японский эсминец «Кисараги» (водоизмещением 1800 т) со всем экипажем.

Во время короткой остановки на Гавайях капитан-лейтенант Тач не терял времени и выбил себе ещё два истребителя, на этот раз F4F-3A. Теперь его эскадрилья имела 13 «Уайлдкэтов» (уже трёх модификаций) при штате 18. По пути к Уэйку 14-е оперативное со­е­ди­не­ние, построенное вокруг АВ «Саратога», задержалось из-за необходимости дозаправки в море в условиях пло­хой погоды. Скорей всего, к счастью, потому как приди они вовремя, им бы пришлось встретиться со 2-й дивизией ави­а­но­с­цев Им­пе­ра­то­р­с­ко­го флота в составе «Сорю» и «Хирю», направленных к Уэйку после рейда на Пёрл-Харбор. И вряд ли это за­ко­н­чи­лось бы чем-нибудь хорошим для американцев. Так или иначе, операция была отменена, оставшийся без под­к­ре­п­ле­ний и снабжения Уэйк был со второй попытки захвачен японцами, а 221-я истребительная эскадрилья морской пехоты на об­ра­т­ном пути была доставлена на атолл Мидуэй, где она будет почти полностью уничтожена полугодом спустя.

11 января 1942 г. во время патрулирования АВ «Саратога» был торедирован японской подлодкой I-6. Японцы сочли ко­ра­бль (который они приняли за систершип «Лексингтон») потопленным. Однако, несмотря на то, что в результате попадания были затоплены три котельных отделения, несостоявшийся линейный крейсер не только остался на плаву, но и смог своим хо­дом пройти 420 миль [778 км] до Пёрл-Харбора. Там он оставил свою ави­а­г­ру­п­пу (а также четыре двухорудийные башни 203-мм главного калибра) и отправился на ремонт и модернизацию на западное побережье США. Авиагруппа «Саратоги», вклю­чая 3-ю истребительную эскадрилью, на какое-то время оказалась «безлошадной».

К тому времени командование ВМС, возглавляемое носившим пилотские «крылышки» адмиралом Эрнестом Кингом, ус­пе­ло принять меры по пополнению парка истребителей Тихоокеанского флота - у базировавшихся на Атлантическом по­бе­ре­жье 111-й и 121-й истребительных эскадрилий морской пехоты были реквизированы все имевшиеся у них «Уайлдкэты» (34 еди­ни­цы), которые и были отправлены на Тихий океан как авиатранспортами, так и на борту перегонявшегося с Атлантики АВ «Йорктаун». Таким образом, к началу февраля 1942 г. Тихоокеанский флот США, а также приданные ему силы морской пе­хо­ты располагали 89 «Уайлдкэтами» и 35 «Буффало» - всего 124 морскими истребителями, из которых далеко не все были бо­е­го­то­вы­ми. Тут можно вспомнить, что только на 6 японских авианосцах, принимавших участие в рейде на Пёрл-Харбор, на­с­чи­ты­ва­лось 126 «Зеро», и это не счи­та­я остальных авианосцев и истребительных частей берегового базирования.



АВ «Лексингтон» в конфигурации на начало войны, декабрь 1941 г.
(Антенна РЛС CXAM-1 замазана военной цензурой)

Однако, в результате 3-я истребительная эскадрилья впервые с лета 1941 г. была, наконец, укомплектована штатным ко­ли­чес­т­вом самолётов, хотя о резервных машинах пока приходилось лишь мечтать. Вторая половина января прошла в на­пря­жён­ных тренировках, как тактических, так и в стрельбе «по конусу», благо с авиабензином и обычными 12,7-мм патронами де­фи­ци­та не наблюдалось. Ну а кроме того, почти 37-летнему Джону Тачу, прослужившему к тому времени более 14 лет (не считая 4 лет училища в Ан­на­по­лисе) было присвоено, наконец, звание капитана 3-го ранга - продвижение по карьерной лестнице в ВМС США в мирное вре­мя было достаточно неторопливым, почти по 5 лет в каждом звании.

Поступление морпеховских F4F-3 позволило также решить ещё одну срочную задачу - перевооружить на них 2-ю ис­тре­би­тель­ную эскадрилью, базировавшуюся на АВ «Лексингтон», которая до сих пор летала на F2A-3 «Буффало». Однако это тре­бо­вало переподготовки пилотов, поэтому 26 января 1942 г. эскадрилья вернувшегося в базу корабля была отправлена на берег, а когда спустя 4 дня «Лексингтон» вышел в очередной поход, её место на авианосце заняла «безлошадная» 3-я истребительная капитана 3-го ранга Тача. В отличие от Императорского флота, американские палубные эскадрильи были полностью са­мо­сто­я­тель­ны­ми подразделениями, включавшими в себя как лётный, так и «наземный» состав авиамехаников, оружейников и т. д., что и позволяло быстро и безболезненно проводить при необходимости подобные «рокировки». Заодно им удалось из­ба­вить­ся и от со­м­ни­тель­ной боевой ценности прототипа XF4F-4 - его сбагрили 2-й истребительной в обмен на F4F-3 под предлогом того, что их механикам тоже будет полезно потренироваться в обращении со складывающимися плоскостями новой модели, которая вскоре поступит на вооружение.



Если целями предыдущих рейдов американских авианосцев были японские базы в центральной части Тихого океана, на Ма­р­ша­л­ловых островах и островах Гилберта, то теперь путь 11-го оперативного соединения, построенного вокруг АВ «Ле­к­с­и­н­г­тон» лежал южней экватора. Из-за быстро меняющейся обстановки цели похода постоянно пересматривались, и в конце ко­н­ц­ов 16 фе­в­ра­ля было решено нанести удар по ключевой точке юго-восточного сектора японского «оборонительного пе­ри­мет­ра», не­да­в­но захваченному японцами порту Рабаул на северном побережье острова Новая Британия. Исходя из того, что по да­н­ным раз­ве­д­ки японские авианосцы находились в тот момент в районе Голландской Ост-Индии, планировалось на рассвете 21 февраля вне­за­п­ным авиаударом подавить авиацию противника, и в случае удачного развития событий затем отправить тя­жё­лый кре­й­сер «Пенсакола» с парой эсминцев для артиллерийского обстрела порта и находящихся там кораблей и судов.

Однако, предоставленные австралийской разведкой данные о японских силах на острове к тому времени устарели. В ра­м­ках подготовки к дальнейшему продвижению на юг - на южное побережье Новой Гвинеи и Соломоновы острова - в Ра­ба­ул кро­ме всего прочего были переброшены два дивизиона базовых ударных самолётов (18 двухмоторных «Мицубиси» G4M1 «Бет­ти»*), а также ис­тре­би­те­ль­ная эскадрилья (16 «Мицубиси» А5М «Клод» и 10 «Мицубиси» А6М «Зеро»). Кро­ме того, пре­ды­ду­щие рейды аме­ри­ка­н­с­ких авианосцев заставили командование японского 4-го флота, отвечавшего за регион, всерьёз за­ду­ма­ть­ся о воз­мо­ж­но­сти подобных рейдов как на Рабаул, так и даже на главную базу флота на атолле Трук (Каролинские острова). Поэтому было серьёзно усилено дальнее патрулирование прилегающих акваторий, для чего в Рабаул был переброшен ещё и дивизион тяжёлых че­ты­рё­х­мо­то­р­ных летающих лодок «Каваниси» Н6К «Мэйвис».



В 10.30 20 февраля 1942 г. одна из этих лодок передала сообщение об обнаружении вражеского соединения, следующего ку­р­сом 315° на пеленге 75° и расстоянии 460 миль [852 км] от Рабаула. После чего летающая лодка грамотно скрылась в низкой облачности и продолжила наблюдение. К несчастью для командира данной «Мэйвис», старшего лейтенанта Набору Сакаи, об­на­ру­же­н­ные им корабли были оснащены такой полезной вещью, как радары ПВО. Причём два из них - АВ «Ле­к­си­н­г­тон» и КРТ «Пенсакола» - несли самые мощные на тот момент в американском флоте корабельные РЛС дальнего обнаружения типа CXAM-1 и CXAM ме­т­ро­во­го диапазона (200 МГц) и мощностью 15 кВт.

Но не надо забывать, что корабельные радары ПВО «первого поколения» были крайне примитивными. Всё, что видел опе­ра­тор радара - это всплески на экранчике осциллоскопа. Таким образом можно было определить дальность до цели те­о­ре­ти­че­с­ки с то­ч­но­с­тью ± 200 ярдов [0,1 мили, 183 м], а зная положение антенны - и пеленг на неё с точностью ± 3°. Далее диспетчер ис­тре­би­те­лей ПВО (fighter director officer) вручную** наносил точки на графический пла­н­шет, благодаря чему после серии за­се­чек появлялась возможность оп­ре­де­лить примерные курс и скорость цели, на что тра­ти­лось драгоценное время. Ещё одной проблемой было то, что данные РЛС не умели оп­ре­де­лять высоту цели - фактически её лишь при­ки­ды­вали, исходя из кривизны поверхности планеты: если цель об­на­ру­же­на на такой-то да­ль­но­с­ти, то она не может быть ниже такой-то высоты; и наоборот, если цель исчезла с радара, то, скорей все­го, она снизилась до высоты не более такой-то. Тео­ре­ти­че­с­ки, радар CXAM-1 был спо­со­бен обнаружить одиночную воз­ду­ш­н­ую вы­со­т­ную цель типа «бомбардировщик» на дальности в 70 миль [130 км]. Од­на­ко в ре­а­ль­но­сти японская летающая лодка с раз­ма­хом крыльев 40 м была обнаружена лишь на вдвое меньшей дальности.



1. Антенна РЛС CXAM-1, за ней - направленная антенна приводного радиомаяка. 2. Собственно радар: генератор си­г­на­ла, передатчик, при­ё­м­ник и контрольный блок с ос­ци­л­ло­с­ко­пом 3. Сигнал на ос­ци­л­ло­ско­пе типа «Scope A», где (а) излучённый импульс, (b) от­ра­жё­н­ный сигнал, (с) время, прошедшее меж­ду из­лу­че­ни­ем импульса и приёмом его отражения, а следовательно - расстояние до объекта.

Зато это произошло ещё за 15 минут до того, как старший лейтенант Сакаи передал своё сообщение. Немедленно после об­на­ру­же­ния в 10.15, с палубы авианосца были подняты три находившихся в боевой готовности двухсамолётных звена ис­т­ре­би­те­лей во главе с командиром 3-й истребительной эскадрильи, капитаном 3-го ранга Джоном Тачем. Диспетчер ис­тре­би­те­лей ПВО, отправил звено командира на перехват «бандита», оставив два остальных в резерве. Прибыв в рай­он цели, Тач об­на­ру­жил там низкую облачность с дождевыми шквалами. Он уточнил расположение радарного «контакта», после чего при­с­ту­пил к прочёсыванию облаков. Всё, чем могли ему помочь операторы радара и диспетчер, было уверение, что противник на­хо­дит­ся «где-то у него под юбкой». В какой-то момент командир 3-й истребительной даже увидел проскочившую под ним на вс­т­ре­ч­ном курсе огромную летающую лодку, после чего опять потерял вражеский самолёт. Но вскоре диспечер со­о­б­щил ему, что «контакт» пропал. Это могло означать лишь одно - тот снизился ниже облачности, чтобы глянуть, что там про­ис­хо­дит с об­на­ру­же­н­ны­ми им американскими кораблями.

С учётом расположения пулемётных точек летающей лодки, капитан 3-го ранга Тач принял решение атаковать сверху, с двух ракурсов. Он отдал команду «делаем вилку» и спикировал, выбрав своей целью правую пару двигателей на огромном кры­ле-парасоли. Очереди четырёх 12,7-мм пулемётов распороли обшивку плоскости и крыльевой бензобак, за самолётом по­тя­ну­л­ся шлейф бензина, а вот огня второго истребителя почему-то не было видно. Разворачиваясь для следующего захода Тач с удивлением обнаружил, что его ведомый, лейтенант Эдвард Селлстром слишком буквально понял его команду - он решил за­й­ти с другого борта, пролетев за кормой летающей лодки. Хвостовой стрелок «Мэйвис» ожидаемо поприветствовал данный ма­н­ёвр очередью 20-мм снарядов, от которых «Уайлдкэт» Селлстрома увернулся каким-то чудом. На следующем заходе Тачу удалось расстрелять двигатели и поджечь бензобак. Охваченая огнём 20-тонная машина начала падать. Командир 3-й ис­т­ре­би­те­ль­ной от­чёт­ли­во видел японских пилотов, не предпринимавших никаких попыток выпрыгнуть с парашютом. В 11.12 ле­та­ю­щая ло­д­ка во­ш­ла в воду со взрывом, дым от которого увидели даже с находящегося более чем в 30 милях [55,5 км] «Ле­к­с­и­н­г­то­на». Ка­пи­тан 3-го ранга Тач сбил свой первый вражеский самолёт.



Хвостовая точка летающей лодки была вооружена турельной версией той же автоматической пушки обр. 99 мод. 1, на базе ли­це­н­зи­он­но­го «Эрликон» FF, что стояли тогда на «Зеро». Кроме того, «Каваниси» Н6К была вооружена четырьмя 7,7-мм пулемётами обр. 92 (на базе ручного пулемёта «Льюис») - один в верхней башенке, два в бортовых блистерах и ещё один в носу. Бомбардировщики «Мицубиси» G4M1 «Бетти» имели тогда аналогичное оборонительное вооружение. Впоследствии бортовые и верхний пулемёты на этих самолётах также были заменены на 20-мм автоматические пушки обр. 99.

Не успели они вернуться на авианосец, как оператор радара доложил о новом «контакте». Это была ещё одна «Каваниси» H6K, патрулировавшая соседний сектор и получившая приказ изменить курс и уточнить данные об обнаруженном аме­ри­ка­н­с­ком соединении. На перехват этой цели было направлено второе дежурное звено, и в 12.18 с ней тоже было покончено. Этот са­мо­лёт даже не успел выйти на связь с базой. Всё это время третье звено оставалось в резерве, и командовавший им старший лей­те­на­нт Эдвард О'Хара очень расстроился, что его так и не пустили пострелять. Ме­ж­ду тем, внезапность операции была утеряна, и обеим сторонам предстояло решать, что делать дальше.

Командир 11-го оперативного соединения контр-адмирал Уильсон Браун прекрасно понимал, что за те 20 часов, что ос­та­ва­лись до выхода соединения на дальность атаки, японцы не только подготовят к торжественной встрече все имеющиеся в Ра­ба­уле силы, но ещё и успеют перебросить подкрепления с того же Трука. Поэтому он принял решение отказаться от рейда, но при этом продолжать, до наступления темноты, движение в сторону о. Новая Британия. С тем, чтобы японское командование обе­с­по­ко­и­лось ситуаций на юго-восточном фланге настолько, чтобы снять какие-то силы с западного направления, и тем ос­ла­бить давление на силы союзников, оборонявших Голландскую Ост-Индию. В чём, собственно, и заключалась цель операции. По­с­ле чего можно было и отступить.

Где-то его расчёты оправдались. Командующий японским 4-м флотом вице-адмирал Сигэёси Иноуэ действительно сфо­р­ми­ро­вал на Труке оперативное содениение из четырёх тяжёлых и двух лёгких крейсеров, плюс эсминцы эскорта, что должны были перехватить американское авианосное соединение в ночной торпедно-артиллерийской атаке. Но это было сделано за счёт собственых сил, без отвлечения задействованных на западном для японцев направлении. Однако эти корабли смогли бы при­быть в район Рабаула в лучшем случае через пару суток, а командующему 24-й флотилией морской авиации берегового ба­зи­ро­ва­ния контр-адмиралу Еидзи Гото, которому подчинялись переброшенные на Новую Британию самолёты, пришлось при­ни­мать решения типа «здесь и сейчас». Как уже говорилось выше, эти силы в виде свежесформированного 4-го кокутая (ави­а­гру­п­пы) состояли из неполной эскадрильи бомбардировщиков-торпедоносцев (третий дивизион занимался боевым ско­ла­чи­ва­ни­ем на Марианских островах) и эскадрильи истребителей.



«Мицубиси» G4M1 «Бетти» из состава 4-го кокутая 24-й воздушной флотилии. Рабаул (о. Новая Британия), февраль 1942 г.

Здесь можно напомнить, что «Мицубиси» G4M1 «Бетти» были теми самыми машинами, что не так давно впервые про­де­мо­н­с­т­ри­ро­вали всему миру, что морская авиация способна топить тяжёлые корабли, до линкоров включительно. Причём не вне­за­п­ным ударом в гавани, а маневрирующие на полном ходу в море и ведущие зенитный огонь. Но поскольку данные 18 бо­м­бар­ди­ро­в­щи­ков планировали применять в первую очередь по наземным целям, то в Рабаул не было доставлено не только са­м­ое грозное противокорабельное оружие - авиаторпеды, в наличие не имелось даже тяжёлых (500 или 800-кг) про­ти­во­ко­ра­бе­ль­ных бронебойных авиабомб. Однако, это было далеко не единственной проблемой. Вражеское соединение было обнаружено в 460 милях от Рабаула. То есть, 920 миль [1700 км] в экономичном режиме в оба конца, плюс набор высоты, плюс запас на 10-15 минут боя на полном газу. Это лежало за пределами возможностей не только устаревших «Мицубиси» А5М, но даже и «Зеро» без подвесных баков. А этих копеечных баков, как некоторые, наверное, уже догадались, в Рабауле также не нашлось.

Сложно сказать, какими именно соображениями руководствовался командир 24-й воздушной флотилии контр-адмирал Го­то, отправляя лишённые истребительного прикрытия и адекватного вооружения самолёты против вражеского соединения, в со­с­та­ве которого явно имелся как минимум один авианосец. Возможно, он переоценивал характеристики новейших машин, а также боевой опыт их пилотов и бомбардиров (все из них уже имели опыт этой кампании, в которой они участвовали с пе­р­во­го дня, большинство успело также повоевать в небе Китая). Возможно, на основании опыта войны в Китае, он сильно не­до­о­це­ни­вал возможности истребителей противника. А возможно, исходил из того, что осуждение за неудачные действия будет всяко меньше, чем за бездействие. Так или иначе, в 13.10, окончательно убедившись, что обе летающие лодки, обнаружившие аме­ри­ка­н­с­кое соединение, потеряны, контр-адмирал Гото отдал приказ.

17 бомбардировщиков «Мицубиси» G4M1 (у одной из машин возникли проблемы на взлёте), вооружённые парой ави­а­бо­мб калибра 250-кг каждый, и взглавляемые командиром эскадрильи капитаном 3-го ранга Такудзё Ито, поднялись в воздух. Я ни­где не нашёл упоминания о типе бомб, что несли эти самолёты, так что допускаю, что это также были даже не про­ти­во­ко­ра­бе­ль­ные «полубронебойные» обр. 99, а предназначенные для наземных целей тонкостенные фугаски обр. 98. Самолёты по­с­т­ро­и­лись подивизионно и взяли курс на северо-восток.

* Здесь и далее я буду использовать привычную многим «именную» американскую систему обозначения японских самолётов, хотя в да­н­ном случае это является откровенным анахронизмом, так как эта система была введена лишь в 1943 г.

** Вскоре эта задача будет автоматизирована, и траектория движения цели будет рисоваться автоматически, электромеханическим гра­фо­по­с­т­ро­и­те­лем (плоттером), к разработке которого приложит руку молодой американский физик Ричард Ф. Фейнман.

Использованная литература:
1. Office of Naval Intelligence, “Early Raids in the Pacific Ocean. February 1 to March 10, 1942”, 1943.
2. U.S. Naval Institute, “The Reminiscences of Admiral John S. Thach, U.S. Navy (Retired)”, 1977.
3. John B. Lundstrom, “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984.
4. Steve Ewing, “Thach Weave: The Life of Jimmie Thach”, 2004.

«Плетёнка Тача»

Previous post Next post
Up