Библиотека IV: Первичные источники, США. 1942

Jul 07, 2016 17:16



U. S. Navy, U. S. Marine Corps, U. S. Army Air Force.

Американские первичные источники по сражению при Мидуэе.
Подборка основных документов, освещающих как планирование, так
и ход сражения с точки зрения участников с американской стороны.

Читать онлайн в оцифрованном виде у меня на сайте.  

Даже в самом блестящем и максимально добросовестном историческом исследовании автор расскажет вам лишь о том, что ему показалось важным. Соответственно, все его выводы также будут базироваться лишь на рассмотренных им фактах. При этом всегда существует вероятность, что какие-то важные детали будут им упущены или сочтены маловажными. Это не говоря уж о недобросовестных авторах, которые расскажут вам лишь о том, что подтверждает заранее придуманные ими «ко­н­це­п­ции», а неудобные факты будут в лучшем случае «забыты», а в худшем - безнадёжно перевраны. По большому счёту, еди­н­с­т­вен­ный способ составить действительно собственное представлении о каком-либо военно-историческом событии - это самому ознакомиться с источниками. Хотя это и требует гораздо больших затрат времени, чем прочтение чужого исследования. Также это требует определённой квалификации. Тут речь идёт не только о специфическом знании языка (той же военной те­р­ми­но­ло­гии и жаргона данного периода), но и о знании организационной структуры задействованных сил - хотя бы для того, чтобы знать какие документы те­о­ре­ти­че­с­ки должны иметься и где это искать.



Одно из моих любимых мест во всей Мидуэйской отчётности, фрагмент письма/предварительного отчёта командира 16-го оперативного соединения контр-адмирала Рэймонда Э. Спрюэнса от 8 июня 1942 г.: «В приложении также находится подборка радиопереговоров наших самолётов во время атак в субботу. Одно или два из них вряд ли пройдут цензуру, но я надеюсь, что ты, читая их, получишь такое же удовольствие, как и мы в тот момент. Они передают общую атмосферу атак того дня. В отсутствии противодействия истребителей и при падении эффективности зенитного огня, пилоты очевидно были в полном восторге от процесса.»

Поскольку сражение при Мидуэе с американской стороны очень хорошо документировано, то этот массив документов мо­жет служить хорошим примером того, как вообще была организована подобная отчётность в ВМС США во время Второй Ми­ро­вой вой­ны. В первую оче­редь это были рапорты о боевых действиях (Action Report), составляющие своеобразную «пи­ра­ми­ду», в соответствии с «це­по­ч­ка­ми ко­ма­н­до­ва­ния», где каждый рапорт в первую очередь базируется на рапортах командиров пре­ды­ду­щего уровня своей це­по­ч­ки. За исключением командиров высшего уровня, в рапортах которых может также со­де­р­жа­ть­ся информация, касающаяся пла­ни­ро­ва­ния операции. Итак:

УРОВЕНЬ 1: Рапорт командира, отвечающего за операцию в целом. В случае сражения при Мидуэе это:

  1. Рапорт главнокомандующего Тихоокеанским флотом США адмирала Честера У. Нимица от 28 июня 1942 г.
УРОВЕНЬ 2: Рапорты командиров оперативных соединений (ОС), участвовавших в сражении:

  1. Командира 4-го ОС (объединявшего силы обороны баз морской авиации на атоллах Мидуэй и Джонстон, а также силы об­о­ро­ны мелких островов в северной части Гавайского архипелага), командующего Гавайским пограничным районом и 14-м Военно-морским округом вице-адмирала Дэвида У. Багли от 26 июня 1942 г.
  2. Командира 7-го ОС (подводные лодки), командующего подводными силами Тихоокеанского флота США капитана 1-го ранга Роберта Г. Инглиша от 31 июля 1942 г.
  3. Командира 9-го ОС (патрульная авиация берегового базирования), командующего ПВО Тихоокеанского флота США и командира 2-го патрульного авиакрыла контр-адмирала Патрика Н. Беллинджера от 30 июня 1942 г.
  4. Командира 16-го ОС (авианосного) контр-адмирала Рэймонда Э. Спрюэнса от 8 июня 1942 г. (предварительный)
  5. Командира 16-го ОС (авианосного) контр-адмирала Рэймонда Э. Спрюэнса от 16 июня 1942 г.
  6. Командира 17-го ОС (авианосного) контр-адмирала Фрэнка Дж. Флетчера от 14 июня 1942 г.
  7. Командира приданных сил армейской авиации, командующего 7-м военно-воздушным соединением армии США генерал-майора Уиллиса Г. Хэйла от 17 июля 1942 г.
УРОВЕНЬ 3: Рапорты командиров соединений и оперативных групп (ОГ), входивших в вышеуказанные ОС:

  1. Командира авиабазы ВМС США на атолле Мидуэй капитана 1-го ранга Сирела Т. Симарда от 18 июня 1942 г.
  2. Командира ОГ-16.2 (эскорта 16-го ОС) контр-адмирала Томаса К. Кинкейда от 11 июня 1942 г.
  3. Командира ОГ-17.2 (эскорта 17-го ОС) контр-адмирала Уильяма У. Смита от 12 июня 1942 г.
  4. Командира 2-й эскадры эсминцев капитана 1-го ранга Джилберта С. Гувера от 4 июня 1942 г.
  5. Командира 6-й эскадры эсминцев капитана 1-го ранга Юджина П. Зауэра от 12 июня 1942 г.
  6. Командира 10-й эскадры эсминцев капитана 1-го ранга Александра Р. Эрли от 11 июня 1942 г.
  7. Командира 1-й эскадры торпедных катеров капитан-лейтенанта Клинтона МакКеллара от 9 июня 1942 г.


Обложка и одна из схем рапорта о боевых повреждениях CV-5 «Йорктаун»
УРОВЕНЬ 4: Рапорты командиров частей и кораблей, входивших в вышеуказанные ОС и ОГ:*

  1. Командира 6-го батальона БО морской пехоты полковника Гарольда Д. Шэннона от 13 июня 1942 г.
  2. Командира 22-й авиагруппы морской пехоты подполковника Айры Л. Каймса от 7 июня 1942 г.
  3. Начальника штаба 22-й авиагруппы морской пехоты майора В. Дж. МакКола от 7 июня 1942 г.
  4. Командира авианосца CV-5 «Йорктаун» капитана 1-го ранга Эллиота Букмастера от 18 июня 1942 г.
  5. СП командира авианосца CV-5 «Йорктаун» капитана 2-го ранга Ирвина Д. Уилтси от 16 июня 1942 г.
  6. Командира авианосца CV-6 «Энтерпрайз» капитана 1-го ранга Джорджа Д. Мюррея от 8 июня 1942 г.
  7. Командира авианосца CV-6 «Энтерпрайз» капитана 1-го ранга Джорджа Д. Мюррея от 13 июня 1942 г.
  8. СП командира авианосца CV-6 «Энтерпрайз» капитана 2-го ранга Т. П. Джеттера от 8 июня 1942 г.
  9. Командира авианосца CV-8 «Хорнет» контр-адмирала Марка А. Митшера от 13 июня 1942 г.
  10. Начальника штаба авиагруппы CV-8 «Хорнет» капитана 3-го ранга Джона Г. Фостера от 12 июня 1942 г.
  11. Рапорты командиров и старших помощников 8 крейсеров эскорта ОС-16 и ОС-17.*
  12. Рапорты командиров и старших помощников 14 эсминцев эскорта ОС-16 и ОС-17.*
  13. Рапорты о боевых походах 12 подводных лодок ОГ-7.1 (действовавших непосредственно в районе АБ Мидуэй)

    * Примечание: В случае боевых повреждений или потери корабля составлялся отдельный рапорт (Damage Report). В случае если ко­ра­бль понёс потери в личном составе или участвовал в спасательной операции, то к рапорту командира прилагался также рапорт на­ча­ль­ника медицинской службы корабля о погибших и пропавших без вести, состоянии раненых и спасённых. Также отдельным ра­по­р­том может идти представление к наградам, а особо отличившиеся военнослужащие обычно упоминаются в основном рапорте. В случае, если корабль вёл огонь (главным калибром, торпедами или средствами ПВО), то прилагаются также рапорты командиров данных БЧ, если говорить по-нашему. Примеры схем ведения огня из подобных рапортов приведены ниже:


УРОВЕНЬ 5: Рапорты командиров авиаэскадрилий берегового и палубного базирования:

  1. ИО командира 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты капитана Кирка Армистида от 6 июня 1942 г.*
  2. ИО командира 241-й развед.-бомб. эскадрильи морской пехоты капитана Маршалла А. Тайлера от 12 июня 1942 г.*
  3. Командира 431-й бомбардировочной эскадрильи армии США подполковника Уолтера К. Суини от 7 июня 1942 г.
  4. Командира подразделения 69-й бомбард. эскадрильи армии США капитана Джеймса Д. Коллинза от 6 июня 1942 г.
  5. Командира подразделения 18-й развед. эскадрильи армии США капитана Джеймса П. Мьюри от 6 июня 1942 г.
  6. Командира 3-й истребительной эскадрильи («Йорктаун») капитана 3-го ранга Джона С. Тача от 8 июня 1942 г.
  7. Командира 5-й разведовательной эскадрильи («Йорктаун») кап.-лейтенанта Уоллеса К. Шорта от 7 июня 1942 г.
  8. Командира 6-й бомбардировочной эскадрильи («Энтерпрайз») кап.-лейтенанта Ричарда Г. Беста от 7 июня 1942 г.
  9. Командира 6-й разведовательной эскадрильи («Энтерпрайз») кап.-лейтенанта У. Е. Галлахера от 20 июня 1942 г.
  10. ИО командира 6-й торпедоносной эскадрильи («Энтерпрайз») ст. лейтенанта Роберта Е. Лауба от 4 июня 1942 г.*
  11. Командира 8-й бомбард. эскадрильи («Хорнет») капитана 3-го ранга Роберта Е. Джонсона от 7 июня 1942 г.

    * Как нетрудно догадаться, ИО (Acting Commander) пишут рапорты в случае гибели или ранения штатного командира подразделения.


Посадка повреждённого в бою истребителя F4F-4 с «Йорктауна» на палубу первого подвернувшегося авианосца. Обратите внимание на ха­ра­к­те­р­ные дымки у передних кромок плоскостей - от жёсткой посадки закоротило электроспуск пулемётов. В отчёте командира АВ «Хорнет» красочно описаны последствия воздействия бронебойных и зажигательных пуль 12,7-мм на надстройку авианосца. 5 трупов, 20 раненых.
УРОВЕНЬ 6: Рапорты, докладные и отчёты отдельных военнослужащих:

  1. Рапорт координатора авиации АБ ВМС Мидуэй капитана 2-го ранга Логана К. Рамсея от 15 июня 1942 г.
  2. Журнал радиопереговоров диспетчера истребителей боевого воздушного патруля ОС-16 и ОС-17 от 4 июня 1942 г.
  3. Отчёты 12 пилотов 221-й истребительной эскадрильи морской пехоты от 4-6 июня 1942 г.*
  4. Отчёты 19 пилотов 241-й разведовательно-бомбардировочной эскадрильи морской пехоты от 7 июня 1942 г.*
  5. Рапорт пилота 8-й торпедоносной эскадрильи лейтенанта Альберта К. Эрнеста от 23 июня 1942 г. (пилота еди­н­с­т­ве­н­но­го уцелевшего торпедоносца TBF-1 «Авенджер» из подразделения, действовавшего с АБ Мидуэй)
  6. Рапорт стрелка-радиста 8-й бомбар. эскадрильи («Хорнет») старшины 3-й статьи Лероя Кьюилена от 5 июня 1942 г. (единственного, кто слышал последние радиопереговоры полностью погибшей 8-й торпедоносной эскадрильи).
  7. 2 отчёта командира 3-й истребительной эскадрильи («Йорктаун») капитана 3-го ранга Дж. С. Тача от 4 июня 1942 г.* (о воздушном бое над вражеским соединением и об отражении атаки японских торпедоносцев).
  8. Рапорт зам. командира 44-й патрульной эскадрильи капитан-лейтенанта Уильяма Л. Ричардса от 18 июня 1942 г. (командира сводного подразделения из 4-х PBY-5A «Каталина», осуществившего ночную торпедную атаку).
  9. Отчёты 5 пилотов 51-й патрульной эскадрильи об обнаружении вражеских кораблей 3-5 июня 1942 г.*
  10. Журнал офицера связи армейской бомбардировочной авиации на АБ Мидуэй майора Дж. К. Уорнера (без даты).
  11. 2 отчёта пилотов B-26 «Мародёр» о боевых вылетах в роли торпедоносцев 4 июня 1942 г.*
  12. 51 отчёт о разведовательных и боевых вылетах пилотов B-17 «Флайинг Фортресс» в период 2-7 июня 1942 г.*

  13. * Примечание: Пилоты морской пехоты писали отчёты о боевых вылетах в свободной форме. В армейской авиации был разработан шаблон отчёта со стандартными пунктами. Лучше всего дело обстояло в авиации ВМС, там пилоты заполняли отпечатанную типографским способом анкету-опросник, хотя, за неимением бланков эта анкета вместе с ответами часто целиком печаталась на пишущей машинке. Примеры подобных отчётов на иллюстрации ниже, приведены в указанном порядке:


ПЛАНИРОВАНИЕ:

С документами на эту тему всё гораздо сложней. Потому как красивые карты с красивыми стрелочками и подписями во­е­но­на­чальников существуют лишь в воображении кинематографистов, а на самом деле данный процесс обычно происходит на уровне устных обсуждений, в лучшем случае - на уровне «рабочих записок», «меморандумов», а также радиограмм/те­ле­г­рамм ме­ж­ду различными штабами. Плюс данные разведки, не все из которых и сейчас доступны. В окончательном виде всё это при­ни­ма­ет форму оперативного плана с вытекающими из него боевыми приказами конкретным объединениям, соединениям, частям и подразделениям. В случае сражения при Мидуэе к по­до­б­ным документам можно отнести следующие:

  1. Переписка между Главкомом ТФ США адмиралом Честером У. Нимицем и Главкомом ВМС США адмиралом Эр­не­с­том Дж. Кингом за май 1942 г. (из так называемой «Nimitz Gray Book»)
  2. Меморандум об организации авиаразведки командующего ПВО Тихоокеанского флота США и командира 2-го па­т­ру­ль­ного авиакрыла контр-адмирала Патрика Н. Беллинджера от 23 мая 1942 г.
  3. Оперативный план №29-42 Главкома Тихоокеанского флота США адмирала Честера У. Нимица от 27 мая 1942 г.
  4. Письмо-инструкция Главкома Тихоокеанского флота США адмирала Честера У. Нимица от 28 мая 1942 г.
  5. Оперативный приказ №3-42 командира 6-го батальона береговой обороны морской пехоты полковника Гарольда Д. Шэннона от 30 мая 1942 г.
  6. Дополнительная разведсводка о предполагаемом составе вражеских сил Главкома Тихоокеанского флота США ад­ми­ра­ла Честера У. Нимица командирам ОС от 31 мая 1942 г.
  7. Оперативный план по организации авиаразведки в районе Мидуэя командира 44-й патрульной эскадрильи капитана 3-го ранга Роберта К. Брикснера от 1 июня 1942 г.


Вот как, например, была сформулирована основная задача американской операции при Мидуэе.

В списки выше вошла далеко не вся американская отчётность по сражению при Мидуэе, а лишь то, что уже имеется у ме­ня в наличии, в виде ксерокопий или сканов документов. Надо бы как-нибудь собраться и посчитать сколько уже тысяч стра­ниц набежало. К сожалению, для полного счастья кое-чего всё ещё не хватает. Ищем и обрящем, хотя часть важных до­ку­ме­н­тов (касающихся, в первую очередь, радиоразведки и криптоанализа) всё ещё засекречена, так как была передана в архив Аге­н­т­с­т­ва национальной безопасности (NSA), на который стандартные сроки секретности не распространяются.

ТЕКУЩАЯ ОТЧЁТНОСТЬ:

Приведённое выше относится к «разовой» отчётности, посвещённой конкретному событию, в данном случае - сражению при Мидуэе. Однако, кроме этого в объединениях, соединения, частях, подразделениях и на кораблях в постоянном режиме ве­дё­т­ся ещё и текущая отчётность. В общем виде она состоит из:

  1. Вахтенные офицеры кораблей в режиме реального времени ведут черновой вахтенный журнал (Deck Log), в который заносятся курс, скорость, обороты машины, давление в котлах, погодные условия, место в ордере и его тип, любые из­ме­не­ни­я этих характеристик а также другие важные события. Пример подобного журнала можно посмотреть здесь.
  2. Одновременно с этим ведётся штурманский журнал (Navigation Log), в котором отслеживается местоположение ко­ра­б­ля (теоретически с точностью до угловой минуты, то есть, плюс-минус морская миля).
  3. Подразделение связи корабля ведёт журнал принятых и переданных радиограмм.
  4. Авиационное подразделение корабля (как палубной авиации на авианосцах, так и катапультных разведчиков на кре­й­се­рах и линкорах) ведёт авиационный журнал (Aviation Log), где отмечается время взлётов и посадок самолётов.
  5. В конечном счёте основные данные из указанных выше журналов сводятся в журнал боевых действий (War Diary) ко­ра­б­ля. Пример подобного журнала можно посмотреть здесь.
  6. Аналогичным образом сводятся журналы боевых действий подразделений, частей, соединений и объединений (начиная с уровня отдельного батальона, эскадрильи или эскадры/отряда кораблей), за исключением, конечно, навигационной составляющей в случае сухопутных или авиационных. Здесь можно посмотреть примеры ЖБД авиабазы ВМС Мидуэй и 6-го батальона береговой обороны сил морской пехоты флота.
  7. Отдельно располагается массив текущей отчётности по материально-техническому снабжению.

P.S. Если кто осилил до этого места, то, подозреваю, что это было далеко не самым увлекательным чтивом в его жизни. Но мне просто захотелось показать кусочек «кухни». То, откуда странные люди, с умным видом вещающие вам про всякие сра­же­ния, черпают исходную информаци. А за компанию набросал черновик одного из разделов библиографии :)

Библиография

Previous post Next post
Up