Стамбул, часть X: Городской калейдоскоп

Jun 09, 2013 00:19




Сейчас весь мир следит за событиями в Стамбуле и других городах Турции, гадая, является ли это продолжением "арабской весны" или все же уйдет в песок, как у нас на Болотной. А я очередной раз могу только сделать вывод, как трудно стороннему туристу наблюдать какие-либо внутренние симптомы недовольства. Я был на Таксиме, около него было какое-то молодежное тусовочное место, паслись раздававшие брошюры социалисты (если я правильно понял их красную символику), в общем, ничего необычного. А сейчас там баррикады прямо около памятника Ататюрку. Тогда с этого памятника и начну показ фотографий не вошедших в предыдущие очерки о Стамбуле.




Кстати, на заднем плане уже в апреле была стройка и техника, но насколько помню, они перекрыли часть площади и прокладывали новую дорогу. Так что протесты если вспыхнули по поводу вырубки парка, то как-то тормознуто, что говорит в пользу некой координации действий извне, а не стихийного протеста. Ну да ладно, я же тут о турецких памятниках. Стойких традиций скульптуры в Турции нет, особенно в групповых изображениях, редко-редко попадается действительно интересное с эстетической точки зрения изваяние. Так и на Таксиме, Ататюрка окружает "горка" его соратников, как бы старающихся подольше вытянуть шею, чтобы попасть в кадр.




Наверное, только Ататюрк за счет десятков лет этого совершенно искреннего и добровольного культа личности, смог воплотиться в каноне сотен памятников, и за счет этого, памятники ему хоть и выглядят схоже друг с другом, но всегда достойного качества. Мустафа Кемаль изображен в светском западном наряде, строго глядящий перед собой волчьим ликом. В Канакалле, из окна такси, я видел единственный памятник ему в военной форме - потому что рядом были исторические места сражений Первой Мировой.




И вообще, турки так любят своего основателя современного государства, что вывешивают его портреты в любых удобных местах: оградах парков, магазинов и так далее. А в Военном музее они даже воссоздали его класс в военном колледже, вот он, почему-то блондинчик слева на первой паре тянет руку.




А вот когда турки начинают ставить памятники другим своим историческим персонажам, то часто это у них получается смешно. Скажем, памятник Исмету Инёню, преемнику Ататюрка, треть века охранявшему его заветы в политике и правившему страной во время Второй Мировой войны поставили памятник, словно он какой-то университетский профессор, а не боевой генерал.




Наверное, самый смешной памятник в Стамбуле поставлен человеку, завоевавшему Константинополь, султану Мехмеду Завоевателю. Несмотря на воинственный замысел скульптора, распростершийся в воздухе скакун султана напоминает лошадку с детской карусели. А вид прямо спереди кажет только яростно ржущую лошадь, за которой не видно монарха. Тем не менее 29 мая, в день взятия города, у памятника устраивают демонстрации исламисты.







Окружающие его суровый янычар, чиновник и ученые улемы выглядят куда более серьезнее.







Кто был этот человек с книгой, чей памятник я снял во время поездки в Трою у придорожной харчевни, я не знаю. Знаю, только что у него были непропорционально большие лапищи :)




Забавный памятник простому рядовому солдату поставлен у военного музея. Утверждается, что силач Караман Нефер Сейид в одиночку таскал снаряды к 350-мм крупповской пушке во время битвы у Галлиполи. И это признано героизмом в Турции. 276 килограмм в снаряде, однако...







А памятник Хайр-ад-Дину Барбароссе, знаменитому турецкому пирату и флотоводцу, стоящий у ныне закрытого Морского музея интересен не только сам по себе злобными головорезами-сопровождающими по бокам у адмирала, но и бомжом, греющимся на солнышке у его подножья после долгой и холодной турецкой зимы...







Ладно, больше памятников не будет, обещаю. Будет турок, орущий и махающий руками кому-то в катере на середине Золотого Рога. Это в начале моей прогулки к Эйюп-султан и вдоль стен Феодосия.




И просто вид на Боспор из парка, что за дворцом Топкапы.




Голубиная клетка у мечети Мехмеда Фатиха.




Турки, как этнос, кстати, можно сказать, "одногодки" с русским народом, разве что с чуть быстрым прохождением этапов этнического развития. И как русские, находятся в процессе осмысления своей истории, чему свидетельство и площадь Таксим сегодня, как протесты против исламизации и общему курсу на имперскую реинкарнацию оттоманского проекта Эрдогана. И о том же свидетельствуют книжные развалы с обилием исторической литературы.




А это - одна из султанских гробниц во внутреннем дворе Айи-Софии. Надписи на турецком, английском и французском языках гласят, что в конце XIX века та панель, которая слева, была послана во Францию на реставрацию. А там сделали ее копию и отослали туркам подделку, выставив оригинал в Лувре. И уже свыше века Турция безуспешно требует от франков вернуть ей обратно свое наследие. Франция делает вид, что не замечает предъяв. Турки поставили этот плакат, чтобы французским туристам было стыдно.








Жил я, как уже говорил, на границе торгового района Лалели, где еще жив дух челночества 90-х. Всюду аляповатые витрины и куча русских выбрашихся на шоппинг, а потом забивших абсолютно все совбодные места в самолете своими пакетами. Я особо не подавал вида и голоса, но турки наметанным глазом все равно вычисляли во мне русского, и пытались продавать всякое барахло. А "книгами наруском яэыке" являлись видавшие виды женские детективы Донцовой и прочих.







Девушки как звезды и сама звезда где-то в середине улицы Истиклаль.




Молодой турок в подвале Военного музея учит меня стрелять из лука по-османски, то есть с кольцом лучника. Так как на мой палец это самое кольцо оказалось великоватым, то показал как по-особому большим пальцем спускать натянутую тетиву. Отличием от европейских long-bow в турецком стиле служит то, что стрела располагается с внешней стороны лука, особый тип хвата и натягивания позволяет стрелять даже на полном скаку.







А во дворе музея ко мне подошел подросток с двумя совсем юными сестренками и на ученическом английском попросил ответить на вопросы для его реферата ("project", как он сказал). Я взял у него бумажку с орфографическими и грамматическими ошибками и быстро надиктовал ответы в стиле "Как за рубежом относятся к Турции", а его младшая сестра снимала меня на телефон. Перед поездкой, помню, ознакомлялся с экономическим положением страны (15-я экономика в мире, однако) и это умудрилось пригодиться. Ну и напоследок сфотографировал ребят.




Вот и все. Напишу еще сборный пост турецкой серии.

Стамбул, часть I или город на стыке частей света
Стамбул, часть II: Космос собора Святой Софии
Стамбул, часть III: Вокруг Святой Софии
Стамбул, часть IV: Имперские мечети - Эйюп-султан, Мехмед Фатих, Баезид и Селим Явуз
Стамбул, часть V: Имперские мечети - Шехзаде, Сулеймание, Голубая Мечеть и Лалели
Стамбул, часть VI: Дворец Топкапы
Стамбул, часть VII: Археологический музей
Развалины Трои
Стамбул, часть VIII: На берегах Золотого Рога
Стамбул, часть IX: Стены Константинополя

Турция, Путешествия

Previous post Next post
Up