Стамбул, часть V: Имперские мечети - Шехзаде, Сулеймание, Голубая Мечеть и Лалели

May 11, 2013 11:09




Я остановился в своем повествовании об имперских мечетях Стамбула на персоне Мимара Синана или Архитектора Синана, современника Микеланджело и Ивана Грозного, величайшего архитектора за всю историю Османской империи, сделавший при Сулеймане Великолепном великолепную карьеру военного инженера, а потом ставший главным зодчим державы. Следующие две имперские мечети вышли из под его резца, и первой из них стала мечеть Шехзаде (Şehzade Camii) что у перекрестка Шехзадебаши и бульвара Aтатюрка. Она была построена в 1543 - 1548 годах Сулейманом Великолепным в память о рано, в 22 года, умершем любимом сыне султана - шехзаде (принце) Мехмеде.







Как и многие, построенные позже Синаном мечети, у здания квадратное основание, на котором покоится большой центральный купол диаметром 18,42 метра, окружённый четырьмя половинами куполов и многочисленными вспомогательными куполами меньшего размера. Массивные гранёные колонны, несущие купол, прорисованы очень чётко, структура сводов ярко выделена чередующейся темной и светлой клинчатой кладкой арок и таким же контрастным выполнена внутренняя отделка храма. Строгая симметрия обусловлена архитектурным приемом Синана, когда вес центрального купола равномерно распределен между четырьмя арками, а затем передается на четыре монументальные опоры. Кроме того, каждая арка передает часть веса полукуполу, а тот, в свою очередь, еще трем полукуполам меньшего размера. Таким простым архитектурным приемом Синан наращивает внутреннее пространство мечети Шехзаде, значительно превосходящее диаметр (19 метров) основного купола. Опять наследие святой Софии. А внешне, все строение превращалось в единую взбирающуюся горку, заостренную кверху.








Внутренний дворик мечети довольно тесный. Кстати, его периметр в точности равен периметру здания мечети Шехзаде. В центре двора расположен фонтан, построенный позже по указу султана Мурада IV.




Во в внутренней отделке чувствуется сдержанность, простые мотивы на белом фоне в ярких красных и синих тонах, жаль что пасмурная погода скрадывала внутреннюю игру света из окон. Быть может яркостью Синан пытался передать молодость скончавшегося наследника.




Посетителей в мечети было совсем мало, возможно из-за ненастной погоды.







Как и к другим аналогичным сооружениям, у мечети Шехзаде были пристроены медресе и другие общественные сооружения. Во дворе гробница принца - туда не пускают. Зато в строения к севере от мечети снимался какой-то исторический фильм или сериал, может быть даже продолжение "Великолепного века". Оттуда выходили покурить актеры в исторических костюмах, жаль, что фотография полчилась немного нерезкой.




А теперь нам надо пойти от Шехзаде, оставляя ее и бульвар Ататюка за спиной. Вторая улочка налево, вниз, а потом вверх, на холм. И перед нами главный стамбульский шедевр Синана - Мечеть Сулеймание (Süleymaniye Camii). Закончив строить мечеть для сына, Сулейман Великолепный в 1550-1557 годах руками своего главного архитектора начал строить мечеть уже для себя. Мечеть огромна, ее полностью из-за застроенности района не вмещает кадр, даже не уверен, что справится иной широкоформатник, но у меня такого все равно не было. Поэтому лучший вид на мечеть не вблизи, а снизу - с Золотого Рога или из Галаты. Четыре минарета имеют символический смысл: Сулейман Великолепный был четвертым османским султаном, правившим в Константинополе. И десятым султаном династии, о чем напоминают десять балкончиков на минаретах. Разрабатывая внешний облик здания, венчавшего холм, Синан стремился добиться предельной монументализации. Исполь­зовав удачно примененный в Шах-заде прием постепенного «нарастания» объемов при переходе от кубического основания к куполу, он еще более развил его. Пилоны и мощные контрфорсы, возвышающиеся ступенями купола между полукуполами и, наконец, главный купол - все это усили­вало величие Сулеймание. Вместе с тем, желая избежать некоторой тяжеловатости, Синан под­черкнул вертикали стен стрельчатыми окнами и нишами, сделал купол более высоким, по сравнению с Шах-заде, благодаря чему Сулеймание не только монументальна по силуэту, но обладает исключительной пропор­циональностью форм .




С запада к мечети примыкает парадный двор. В двухэтажной пристройке у входа находилась обсерватория (астрономические наблюдения были необходимы, чтобы точно рассчитать время пяти ежедневных молитв). Монолитные колонны двора - мрамор и порфир




Мечеть строили довольно долго по османским меркам и молниеносно по европейским - семь лет, используя любопытную для средневековья финансовую схему трастов, когда отдельные земли и поместья выделялись из казны и доходы с них шли исключительно на финансирование строительства. Синан потратил кучу времени на придумывание и создание необычайно сложной системы подземных камер и опор, которые призваны были предотвратить сползание тяжелого здания вниз по склону. Это необычайно раздражало султана: пошли слухи, что на строительство не хватает средств. Как повествует турецкий историк и геог­раф XVII в. Эвлия Челеби, иранский шах Тахмасп, узнав о намерении Сулеймана, направил к нему посольство с богатыми подарками и в том числе с ларцом, полным драгоценных камней. В письме султану шах писал: «Я слышал, что тебе не хватает сил завершить мечеть и поэтому ты решил ее больше не строить. Основываясь на нашей дружбе, я посылаю тебе эти дары и камни. Употреби их, как тебе захочется, но постарайся все же закончить начатое, а я таким образом внесу свою долю в твое благоче­стивое дело». Взбешенный письмом и подарками, Сулейман сразу же, при послах, роздал дары стамбульским торговцам, а ларец с камнями вручил Синану, сказав: "Эти сверкающие камни, которые будто бы считаются дорогими, не имеют никакой цены рядом с простыми камнями моей мечети... Возьми их, смешай с остальными и употреби в строительстве". Зодчий повиновался, украсив ими грани и розетки одного из минаретов, который с тех пор стали называть "Драгоценным". Но это было время зенита величия османской империи, и дух эпохи требовал любой ценой увековечить себя в камне на третьем холме.




Тут же гробницы Сулеймана Великолепного-Кануни и его жены Роксоланы, но та часть двора на реставрации. Там же похоронен сам архитектор мечети, что подписывал свои творения как архитектор его султанского величества. За свою жизнь Синан построил около 300 зданий - мечети, школы, благотворительные столовые, больницы, акведуки, мосты, караван-сараи, дворцы, бани, мавзолеи и фонтаны, основная часть которых была сооружена в Стамбуле.




Внутри Сулеймание - поистине безбрежное пространство. Пройдя высокие свод­чатые боковые галереи, человек оказывается в молитвенном зале с уходя­щей ввысь перспективой купола, поддерживаемого четырьмя гигантскими красно-белые арки, опирающиеся на мощные пилоны. Разумеется, как и в других больших мечетях, интерьер полностью лишен софийской интриги; он прост, его можно сразу целиком окинуть взглядом. Массивный центральный купол высотой 53 метра и диаметром 26,5 метров, что превосходит на 6 метров по высоте, но уступает по ширине куполу храма Айя-София, но тем не менее Синану удалось достигнуть своей мечты - построить купол, превышающий купол Святой Софии. Жаль, но в глубину мечети могут проходить только мусульмане, остальные отгорожены перильцами у входа.







Главный купол, поддерживаемый четырьмя широкими пилястрами с востока и запада имеет два купола полусферической формы. С северной и южной сторон имеются две большие аркады, поддерживаемые по две колоннами из красного гранита. Одна из этих колонн привезена из храма Юпитера (Баальбек в Ливане), вторая из Александрии, третья из Стамбульской мечети, расположенной в ближайшем районе от Сулеймание и наконец, последняя колонна - из окрестностей дворца Топкапы. Предполагается, что колонны символизируют четырех исламских халифов.





И не раз гордый Сулейман I, торопившийся поразить мир еще одним чудом своего царствования, намекал Синану на горькую судьбу зодчего Атика, которому столетием раньше Мехмед II приказал отрубить руку. Но Синан оказался упрямее и его доводы оказались действенны - Сулеймание хоть и страдало от землятресений, но без фатальных последствий, и этот шедевр стамбульской архитектуры просто обязателен к посещению любому приехавшему на Боспор.




Последней грандиозной имперской постройкой стала самая известная и туристическая раскрученная гигантская мечеть султана Ахмеда I (Sultan Аhmet Camii) известная также под названием Голубая мечеть. За счет выразительного вида и массиву открытого пространства между Софией и Султанахмет, Голубая мечеть потрясающе красива именно на расстоянии. и без нее представить Стамбул невозможно. Мечеть расположенная прямо напротив храма Святой Софии, была построена в 1609-1616 годах и должна была, по замыслу султана, превзойти по красоте знаменитый храм. Расположение двух архитектурных шедевров делает площадь между ними неповторимой. Уже почти 400 лет друг против друга стоят эти два памятника двух религий, соревнуясь в величии, красоте, а может быть, и в правоте.




Архитектором мечети был Мехмет-Ага, выходец из янычарского корпуса,где был инженером сооружений, связанными с водоснабжением и водными каналами. Необычно в Голубой мечети то, что у нее шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких - на внешних углах внутреннего двора. В одной легенде говорится, что султан тем самым рассердил старейшин города Мекки (религиозный центр ислама), поскольку ни одна мечеть не могла иметь больше минаретов, чем тамошняя Мечеть аль-Харам, тогда обладавшая пятью минаретами. Делегацию от обиженных старейшин султан задобрил соломоновым решением, приказав достроить в Мекке еще два минарета.







Внутрь можно попасть через большой парадный двор, но с началом сезона этот путь часто закрывается для всех, кроме верующих, а туристам приходится пользоваться южными дверями, откуда надо долго идти гуськом по длинной галерее с собственными ботинками в руках, сам ходил. За дверями - вечные толпы народу; если вы хотите осмотреть Голубую мечеть подробно, сюда (как и в Софию) лучше приходить пораньше с утра. Как и в Сулеймание, туристам отведено примерно треть пространства храма перед ограждением.




Творчество зодчего Мехмед-Аги, с точки зрения Османской архитектурной культуры, в строительство мечетей особых изменений не внесло, однако с точки зрения внутреннего украшательства и декорирования оставило в тени многие постройки. В планировку мечети вошла идея Синана, ранее с успехом использованная еще в сооружении мечети Шах-заде. Основой в планировке продолжил служить куб 51 на 51 метр. Основной купол комплекса, который поддерживают спускающиеся купола полукруглой формы, а также все архитектурные детали сферической и угловой формы, выстроенные в ряд, дополняют друг друга и никоим образом не нарушают цельность и гармоничность сооружения. Все архитектурные излишества, углы и края, приобрели некоторую округлость и пластичность форм. Словом, архитектор повторил все лучшее, что есть в Софии и в творениях Мимара Синана.




Величина диаметра купола достигает 23,5 м. Этот громадный купол и малые купола сферической формы, расположенные вокруг него, соединены аркадами с центральной частью.




Основной упор внутреннего оформления сделан на кропотливой работе с изникскими изразцами, белых и голубых цветов, которые использовались в декорациях интерьера. Этим самым Султанахмед весьма отличается от более строгих своих предшественников. Потому, зайдя в мечеть вы скорее будете любоваться красотой мелких узоров, нежели соразмерностю архитектурных элементов. Но должны же мечети чем-то отличаться друг от друга, кому-то надо быть и самой нарядной.








Не стану агитировать за посещение Голубой мечети - вы туда не сможете не войти. Но увы, с XVII века Османская империя начала слабеть, сначала перестав выигрывать войны, а затем начав их проигрывать, а вместе с ними и территории. Военный и экономический упадок длился века, и султанам было уже не до грандиозных мечетей. Но в истории осталась еще одно культовое сооружение.




Мечеть Лалели (Laleli Camii), построенная султаном Мустафой III в 1759-1763 годах на углу одноименного переулка и Мезы - последняя из больших имперских мечетей Стамбула. Иногда считают, что мечеть называется "Тюльпановой" (От "laleli" - "тюльпан"), но я вычитал и версию, что она названа по имени местного святого Лалели-бабы, могила которого находится рядом. Обычно имперские мечети называли по имени их создателя, но к огорчению султана святой оказался сильнее.




Мечеть возведена на высоком цоколе, во внутренностях которого скрывается настоящий лабиринт кривых сводчатых проходов и комнатушек замечательно неправильной формы. Непосредственно под огромной мечетью - кажется, вопреки здравому смыслу - не мощный фундамент, а легкомысленный сводчатый зал с восемью игривыми колоннами и фонтаном в центре. Сейчас во всех этих подземных норах - кафе и крошечные магазинчики, где турки зазывают в магазины кож или текстиля. Приятное здание, мечеть, оформленная в барочном стиле, маленькая и уютная особенно в ненастный вечер, с куполом всего-то в 12,5 метров и высотой свода до 25 метров. Я побывал там в самый первый день пребывания в Стамбуле, и еще не успел набраться наглости много фотографировать в мечетях, а также еще не набил глаз на распознавание сходных и уникальных архитектурных решений внутри. Так что с меня самая последняя фотография этого поста внутри Лалели:




Вот и все про мечети. Можете брать и обходить всех их в рассмотренной последовательности. Еще несколько храмов я покажу, когда буду писать о районе Египетского Базара и Галаты. В следующий раз немного пройдемся по дворцовому комплексу Топкапы.

Стамбул, часть I или город на стыке частей света
Стамбул, часть II: Космос собора Святой Софии
Стамбул, часть III: Вокруг Святой Софии
Стамбул, часть IV: Имперские мечети - Эйюп-султан, Мехмед Фатих, Баезид и Селим Явуз

Турция, Путешествия

Previous post Next post
Up