Младенцы и их развитие в два-три года

Feb 16, 2013 08:57


дисклеймер
часть первая, про ГВ
часть вторая, про прикорм
часть третья, про прогулки
часть четвёртая, про сон
часть пятая, про подгузники и горшки
часть шестая, про приданое
часть седьмая, про развитие и воспитание до полугода
часть восьмая, про развитие и воспитание от полугода до полутора

У меня очень смешное такое наблюдение есть :-) - младенчик возраста "совсем младенчик", когда лежит на спинке, ножки поджимает и ими дрыгает. Ребёнок-дошколёнок и старше уже так не лежит - то есть подрыгать может, но вот просто лежать на спине ему удобнее, ноги вытянув, они становятся длинные, и вообще пропорции меняются. А в полтора-два-три года бывает такой период: то валяется ноги вытянув, и тогда такая прям взрослая колбаса кажется, то подожмёт ножки и пятками возле носа машет - и тогда прям пупсик-масик-мимими :-)))



Самое интересное новое, что появляется в это время - речь.
В каком возрасте ребёнок заговорит - пожалуй, умение, в котором у разных (здоровых и умных) детей бывает наибольший разброс по возрасту. Вполне можно встретить, допустим, 1,5 и 2,5 летку, говорящих на примерно одинаковом уровне. Совершенно обычный малыш - не вундеркинд - может в год говорить много чётких слов, а в 1 год 3 мес - предложениями. И совершенно обычный малыш - умница - может эти самые предложения выдать только после 3 лет. Считается, что девочки чаще растут говоруньями, а мальчики - молчунами, но вот мои личные любимые две девчонки достаточно долго проходили по разряду "всё понимает, сказать не может". И, кстати, при этом гулить и лопотать до года они начали по всем полагающимся нормам, так что это тоже не гарантия того, что рано заговорит.
Тут есть такая шаткая середина, которая родителям такого вот 1,5 - 2 летки иногда нелегко даётся. На одном полюсе - беготня по неврологам и кормление мозгоразвивающими таблетками-уколами ребёнка, который не вписывается в положенное какими-то там табличками "в год - 10 слов" и пр. (Не все неврологи и таблички одинаково полезны, не говоря уж о таблетках). Да ещё если по соседству (у двоюродной невестки, у жж-юзера nn) подрастает юный говорун из тех, кто в полтора года рассказывает "увонили мифку на пол". На другом полюсе - полный пофигизм. Ну молчит и молчит, значит вот такой вот он у меня, пошли все в пень.
Некий здравый пофигизм на этой стадии необходим, но только если по всем прочим показателям (умственное развитие, проверенное хорошим! а не первым попавшимся неврологом, а также отсутствие проблем со слухом, подтверждённое хорошим! лором), а также по материнской интуиции с ребёнком действительно всё в порядке - понимать понимает, действия всякие в ответ на человеческую речь выполняет, какие-то свои, только родителям понятные вяки произносит, ну тогда можно и расслабиться.
Кстати, о вяках. Если ребёнок каким-то одним звуком-слогом всегда (в разных ситуациях) обозначает одно и то же понятие (и реальный предмет-действие, и на картинке), ну например, "кхи"=кошка (киса), это и считается слово. Если их таких 5, 10, 50 - можете смело говорить "словарный запас 5, 10, 50 слов".
Нет, разумеется, для развития (будущей) речи с ребёнком всё равно надо разговаривать чётким, правильным и понятным языком. В том числе диалогом - то есть отвечать на "кхи" и "вя". Проговаривать "что вижу-слышу-делаю-собираюсь делать", озвучивать всякие-разные игры, читать книжки и показывать картинки (если согласен - не все в этом возрасте прям сидят и слушают и смотрят), а ещё научно доказано, что для развития речи полезно стимулировать мелкую моторику пальчиков - массаж, гимнастика и всякие игры с мелочёвкой, рисовать-лепить и пр. Только опять же, не все дети это любят.

Лично моя любимая старшая примерно год - с 1 года 3-4 мес до 2 лет 3-4 мес - разговаривала вот так. При этом к двум годам она складывала пазлы из 6-8 частей, рисовала зверей с мордочками и ушами и почти сама одевалась-раздевалась. А речь никак. Нам даже "сватали" логопедический сад и мы ходили туда собеседоваться. В районе 2.6 - 2.7 она заговорила. Предложениями. Не то чтобы прям проснулась в одно прекрасное утро и зачирикала, но за месяц-полтора прогресс был огромный. Накопилось и прорвало, да :-) Младшая, похоже, постепеннее развивается в этом смысле.
С неговорящим достаточно большим ребёнком сложно в том смысле, что у него уже достаточно развесистые сообржения, желания и "понималки" могут быть - а сказать не может. Или не хочет, ждёт пока так поймут. Кстати, метод "притворитесь, что не понимаете, пусть ребёнок вынужден будет разговаривать" я лично не уважаю. Ну как это я буду притворяться бревном, когда прекрасно понимаю всё. Зато когда дитя наконец заговорит, становится сложно тем, что все эти хотелки-соображалки тут же озвучиваются. И повторяются. И аргументируются. И на каждое "а" взрослого находится 150 "бэ". Тут и вспомнишь, как мечтали, скорей бы заговорил :-)

Ещё популярная тема среди мам детишек 1,5-2-3 лет - творческое всякое времяпрепровождение дома и походы на Развивающие Занятия.

Первым делом сразу (опять и занудно) скажу, что я - противник букв, цифр и прочих "школьных" занятий типа истории или географии какой как минимум лет эдак до 5. Нет, можно и зайца научить на барабане, и медведя на велосипеде, и двухлетку бормотать "раздватричетырепять" и "абэвэгэдэ", (и даже "вантуфри" и "эйбисиди", а то ж!) и показывать на карте Африку, чтоб бабушки в обморок падали и сами в штабеля складывались. Но какой в этом прок? Он пойдёт в 3 года в спецшколу? в 12 лет в институт? в 30 лет на пенсию? Ему правда действительно это интереснее, чем мячик, велосипед, голуби во дворе, кидаться подушками, вытаскивать бельё из машинки, калякать просто так карандашами на двери и смотреть мультики? Да ну...

Самое развивающее и полезное занятие - просто интересно жить и общаться с ребёнком на разные темы :-) Гулять - и тебе физическое развитие побегать-попрыгать-полазить (велик! обруч! прыгалки!), и творческое-эстетическое (мелки! куличики/снеговики по сезону! листья-ветки-цветы-бабочки!), и социализация с разными эмоциями (другие дети и взрослые), и речь (разговаривать при этом всём про это всё). Заниматься хозяйством (и воспитательный элемент - помогаем маме). Есть, купаться, укладываться, одеваться - всё это можно при желании совместить с развитием.

Ну, конечно, бывают и специальные занятия исключительно для творчества. Рисование, например. Большинство детей любят сам процесс :-) возить туда-сюда карандашом, фломастером или кисточкой, неважно по бумаге или по мебели :-) Процесс можно и нужно направлять в мирное русло, заодно учить карандаш правильно держать, кисточку аккуратно полоскать и прочей технике. Попить чаю взрослому при этом не удастся - надо быть рядом и бдить, особенно в случае с красками. Бывают дети, в 2-3 года рисующие уже вполне себе человеков, зверей, домики и пр. Но в основном, имхо, цель рисования в таком возрасте - выразить эмоции, этакая арт-терапия. Как, кстати, и лепка, вырезание и прочее нанизывание бус. Младенец, как ни крути, большую часть своего времени существо зависимое и подчиняющееся, решения за него принимают взрослые. А краска (пластилин, бумага, ткань) - субстанция пассивная, стихия, в которой творец что хочет, то и воротит - вот пусть и воротит, и смотрит, что получилось, и комкает-рвёт свои творения, и всячески самовыражается. А взрослый помогает.

Чтение.Некоторые младенцы чуть ли не с года и до года любят слушать, чтоб им прям читали из книжки. Но не все :-) Очень многие младенцы любят книжки в смысле пожевать, порвать, покидать... или не так экстремально, просто листать и рассматривать картинки, а слушать чтение по порядку - не хотят. Ну и не надо. Можно ведь те же самые стишки Барто, сказки про колобка-репку-зайкину избушку и прочее просто рассказывать, и при этом гулять, прыгать, скакать, рассматривать картинки или вообще спать укладываться. А книжки при этом просто разглядывать и разговаривать про них.
Лиса у меня полюбила именно слушать чтение ближе годам к 4, Зина вот до сих пор листает книжку туда-сюда быстрее, чем я бы успела прочитать больше одной строчки :-)

Музыка. Из меня музыкант никакой, играть я ни на чём не умею, даже на нервах, а спеть могу разве что "Два весёлых гуся". Более музыкальные родители, я знаю, сами с детьми дома поют и с инструментами их знакомят. С Лизой мы ходили в её 1.9 - 2.6 на музыкальные занятия в местную библиотеку - там и топ-топ, и хлоп-хлоп, и бубны с металлофонами, и песенки всякие под живое пианино. Было весело и симпатично, но необходимыми и обязательными я бы такие занятия не назвала. А вот слушать дома просто приятную музыку разных жанров, и всячески скакать под неё - полезно, опять же, в смысле эмоционального развития и общения с родными людьми.

С Зиной мы вот уже три занятия отходили в ЦИПР (центр игровой поддержки ребёнка) - это такая бюджетная штука при детских садиках, попадают в неё через ту же контору, что и собственно в очередь в сад. Там целый час бывают занятия для малышни 1-2-3 лет вместе с мамами - чуток порисовали, чуток поплясали, лего пособирали, шапочки на игрушек понадевали. Тоже очень мило и тоже вовсе не та вещь, без которой ну прям никак.

Паззлы и прочая мозаика. И конструкторы. И ещё великая вещь - наклейки. Можно и вместе с ребёнком заниматься - и тогда составлять-собирать-приклеивать более или менее "как надо", а можно выдать в качестве младенцеотвлекающего занятия, если взрослому нужно свободное время :-)

Собственно игрушки.
Очень часто младенец в этом возрасте (и постарше, в 4-5) увлекается какой-то одной зверушкой, персонажем или вообше темой, и хочет на эту тему миллион игрушек, раскрасок, книжек и прочего. Ещё, кстати, им бывает свойственно смотреть/слушать сто раз каждый день одну и ту же сказку/песенку/мультик - это совершенно нормально и это проходит :-) У Лизы были лошадки :-))) табун лошадок игрушечных и вообще всё-всё про лошадок. Потом, после трёх уже, кошечки, собачки, принцессы и динозавры. Помимо развлечения и (опять же туда же) развития речи, ролевые игры в игрушки очень-очень помогают в кризисно-непослушно-непонятных моментах воспитания и общения с ребёнком. Особенно когда он ещё плохо говорит. Да и с хорошо говорящим не всегда "в лоб" спросишь: "что это ты, ребёнок, так себя ведёшь, и что мне с тобой делать?" А вот разыграть ситуацию на кошках (мышках, дракошках) - милое дело: мама-киса и котёнок едят-гуляют-купаются-лечатся-в магазин пошли... особенно полезно бывает ребёнку поиграть зверем-взрослым, а взрослому - детёнышем.

Ну, и про "развивалки". Положа руку на сердце, частенько маме походы на эти занятия нужны и полезны не меньше, чем ребёночку. На втором-третьем году отпуска даже самой отъявленной домоседке (вроде меня) становится приятно пару раз в неделю собраться-нарядиться-ребёнка приодеть, на другие стены кроме домашних посмотреть и компанию хоть какую увидеть. Особенно в плохую погоду. С другими мамами пообщаться (это мне серединка-наполовинку, особо не фанат) и почесать свою уверенность/неуверенность (у кого где чешется) - "все дети вон чего (не) делают, а мой делает (или нет)". Кроме того, на занятиях можно подсмотреть какие-то интересные идеи и потом заниматься с ребёнком так же дома. А вот пункт "отдохнуть от ребёнка" в столь нежном возрасте с помощью "развивашек" не осуществить, они, как правило, все с мамами.

А ребёнку? Ребёнку обычно тоже очень интересна смена обстановки. Новые стены, картинки, игрушки, всякие такие любопытные штуки. Особенно если разрешают просто полазить, полапать, попрыгать и т.п. К постоянным занятиям детка привыкает, появляются любимые игры/игрушки/какие угодно моменты вроде номерка в раздевалке.
Социализация опять же. Бывают младенцы (не мои), которым даже в таком возрасте интересны чужие дети и они прямо взаправду друг с другом охотно играют и общаются. Большинство детей всё-таки по-настоящему общаться, играть вместе (а не просто рядышком), не говоря уж про дружить начинают попозже, после 3-4 лет. Однако даже самым нелюдимым букам и застенчивым мамсикам бывает полезно увидеть рядом себе подобных и понять, что иногда один и тот же мячик хотят более одного игрока :-) А ещё - что бывают чужие взрослые формата "воспитательница" и иногда надо бы делать то, что они от тебя хотят. Но! (жирное Но) - насильственная "коллективизация" - зло! И вообще-то зло, а уж в нежном возрасте заставлять делиться мячиком, танцевать парочками или повторять стишок за Марьиванной - хороший способ отбить нафиг всю социализацию. Особенно как раз нелюдимому буке или застенчивому мамсику. До 3-4 лет ребёнок имеет полное право не хотеть никакого коллектива вообще и отлично обходиться без него, и даже старше вписывать ребёнка в коллектив надо медленно и аккуратно.

Выше я написала, как мы на занятия ходили.

А тему кризисов-капризисов и воспитания 2-3 леток оставляю для следующего поста - много букв есть у меня :-)

мамство-родительство

Previous post Next post
Up