Младенцы, их развитие и воспитание.

Jan 05, 2013 10:43


дисклеймер
часть первая, про ГВ
часть вторая, про прикорм
часть третья, про прогулки
часть четвёртая, про сон
часть пятая, про подгузники и горшки
часть шестая, про приданое

Сначала некоторые общие умные речи про развитие и воспитание.

Во-первых, чем больше я вожусь с этими мелкими существами, тем меньше я верю вообще в воспитание, приучение, переучение и построение их самых. Вот оно такое зачем-то сюда пришло, со своим характером и судьбой/кармой/задачей/обзовите как хотите, можно ему такому помочь или помешать, создать условия благоприятные и нет, даже договориться с ним иногда можно :-) а вот переделать - фигу. Образно выражаясь, младенец - это не чистая доска и не кусок пластилина, а семечко. А уж осинка вам досталась или апельсинка - как повезло :-) И лучше ровная довольная осинка, чем кривая и замученная, заляпанная оранжевой краской и с табличкой "моя мама очень хотела вырастить апельсинку".

Во-вторых (это уже ближе к теме младенческого возраста) я не верю и являюсь фыркающим скептическим противником так называемого "раннего развития" - всех этих азбук с пелёнок, математики с пелёнок, географии-истории-ботаники с пелёнок, "волшебных" карточек и видеокурсов и прочих упражнений для выращивания маленьких гениев. "Не пытайтесь дышать с несвойственной людям скоростью", как говорил сэр Шурф Лонли-Локли. Для загрузки научной информации и оттачивания интеллекта есть свой возраст, и это не младенчество.

А зачем тогда младенчество? *сейчас я напрягусь и вспомню, чему нас в институте учили* Ведущая деятельность данного возраста - эмоциональное общение со взрослыми. Эмоциональное, а не интеллектуальное. С людьми, а не с карточками и видео. Главное обретение младенчества - базовое доверие к миру. Фундамент, на котором строится оптимизм и принятие жизни. Короче, младенцев надо тискать, таскать, тетешкать, корчить им рожицы и рассказывать, какие они хорошие и как вы их любите. Это и есть главное в данном возрасте воспитание и ступень развития. Полезная в том числе и для таких будущих фишек, как дисциплина, самостоятельность и всякая там обучаемость.



Самый первый этап - он самый короткий. По науке новорожденный - это до 28 дней, на самом деле, думаю, неделя туда-сюда вполне может быть. Свежеприбывший на нашу планету человечек больше всего похож на инопланетянина: он красненький, сморщенный, лапки скрюченные, а по глазам вообще не поймёшь, что у него в голове там. Смысл этого периода - "вздребезнуться и сопритюкнуться" после родов, причём и маме, и ребёнку, и всей семье. Какие уж тут игрушки и развитие, кушать бы наладить и спать побольше, вопить поменьше. Хотя некоторые продвинутые методики предлагают и новорожденному какие-то картинки подсовывать и Моцарта включать. Ну Моцарт, положим, может способствовать успокению нервов мамы :-) а младенчик в этом возрасте кабачок кабачком, имхо.

И вот недели в три Лизиных сижу я рядом с кроваткой и вдруг чувствую на себе взгляд. Аааааа, оно смортит! :-))) и с этого момента навсегда перестаёт быть кабачком. Где-то в месяц-полтора самое интересное и сложное занятие для человека - смотреть. Фокусировать взгляд на самых разных предметах, на разном расстоянии от глазок, а высший пилотаж - следить за предметами, которые движутся. И заодно учиться управлять своей шеей. А что вы думали? Между прочим, очень сложное умение, голова-то большая, тяжёлая.

Современные производители игрушек придумали для этого периода две прикольные штуки - карусельку (ещё называется "мобиль") и игровой коврик (с понтом под зонтом иногда называется "развивающий"). В принципе, без обоих этих предметов можно и обойтись, стоят они не копейки, а нужны бывают очень недолго. Подвесить игрушки на разные верёвочки, привязанные к кроватке, шкафу и и т.п. Другое дело, что самодельные конструкции бывают нелепыми и непрочными, а карусельки и коврики с дугами - они такие аккуратненькие, яркие, со множеством шуршалок и пищалок :-) Так что идеальный вариант - заказать эти вещи в качестве подарка от родственников. У нас вот игрушки-погремушки из этих наборов жили (и до сих пор кое-что валяется) гораздо дольше, чем сами коврик и каруселька.

Примерно тогда же у некоторых (не всех) младенчиков появляются длинные периоды, когда они не спят, не едят, не орут, а бодрствуют себе спокойненько и глазеют. Вот тут-то и пригодятся погремушки, а также часы (громко тикающие! блестящие!), домашние животные, новогодние ёлки и прочие яркие интересные объекты. Объекты помельче трясём и звеним вокруг дитя, побольше - наоборот, таскаем дитя вокруг объекта, чтоб по-всякому рассмотреть. И наслаждаемся тем, что оно пока не способно лапать цапами, то есть цапать лапами. И помним, что оно в любой момент может проголодаться, заорать или заснуть.
А главная развивающая игрушка - взрослый, чтоб улыбался и разговаривал ласково, и разные выражения лица демонстрировал, потому что главное умение человека около примерно 6 недель от роду - улыбаться. И это чудо невероятное.

Следующим пунктом человек осваивает свои хватательные лапки, то есть ручки. Начиная с 2-3 месяцев. Сначала он при этом действует как боксёр - кулачками. Время подвесить погремушки и яркие хватательные штучки пониже, чтоб дотягивался. Потом вдруг появляется ЦАП. Пелёнку, мамины волосы, палец, ложку, игрушку, собственную ножку... сначала ЦАП получается случайно, и вообще непонятно, что с цапнутым предметом делать. И ручка шевелится первое время как будто в варежке, пальчики плохо слушаются. Пара недель и пара сотен цапов - и вот руки уже целенаправленно тянутся, а предметами, оказывается, можно размахивать, трясти их, тащить в рот, ронять и бросать, и даже перекладывать из одной ручки в другую. Всё, дорогие взрослые, прячьте ваши ключи, телефоны, фломастеры и чашки с чаем. А вот всякие штуки (не обязательно изначально изготовленные в качестве игрушек), которые пищат, шуршат, гремят, разной интересной формы, цвета и фактуры, а также безопасны для погрызания и обслюнения - давайте в лапы!

Про массаж и гимнастику. Штука это полезная даже не столько для физического развития, сколько для того самого непосредственного эмоционального общения с мамой. Младенчик привыкает и начинает упражнений этих самых ждать, узнавать и всячески радоваться, когда его руками-ногами что-то там делают и ласково при этом приговаривают. Мне в поликлинике посоветовали вот такую книжицу, и по ней я честно делала с обеими девицами месяцев с 1,5 до 6-7, а там девицы уже сами по себе активно дрыгались мышцами своими :-) Профессиональный массаж руками профессионального массажиста бывает в поликлинике бесплатно (ждать очереди и таскать младенца каждый день) или платно (на дому). В принципе здоровому младенцу он не сильно-то и нужен. Зине мы делали курс, когда она после года никак пойти не могла.

Про речевое развитие. Чтобы ребёнок когда-то там заговорил, ему практически с рождения надо слышать родную человеческую речь и видеть при этом мимику разговаривающего человека. Ну может, не с рождения, но месяцев с полутора-двух с ребёнком хорошо бы разговаривать в режиме "что вижу, о том и пою" - про ручки-ножки, кушание-купание-одевание, маму-папу-всех вокруг, игрушки и т.п. и т.д. и хорошо бы при этом всё это трогать, показывать, рассматривать и всячески актривно воспринимать. Есть теория, что вообще всё равно о чём трындеть, хоть стихи, хоть высшую математику, но мне это каким-то странным кажется. Есть также теория, что надо как раз высшую математику, всемирную историю и устройство Вселенной, но в это я верю ещё меньше, см. предисловие.
Судя по всяким мамским форумам-сообществам, некоторым взрослым это кажется сложным и вымученным - во-первых, собеседник не реагирует и не отвечает; во-вторых, непонятно про что говорить, потому что тема ручек-ножек одевалок-кушанья довольно быстро исчерпывается :-) Не знаю, мне довольно рано (до полугода) начало казаться (а может, не казаться), что младенец смотрит в рот и свои гугуки вставляет, явно проникнувшись моими речами :-) а в полгода так точно видно, что на знакомые слова и фразы они реагируют узнаванием :-) Кроме того, месяцев после двух детка научается издавать звуки, отличные от недовольных воплей - гулить как голубок, тянуть всякие ааа и уууу, а потом и лопотать всякие дядядя и зязязя. И это не фигня, а самое натуральное речевое развитие, оно самое родное и есть :-)

Имхо, месяцев 5-6 - самый чудесный возраст в периоде до года. Существо уже вполне себе способно к общению, агукает-гугукает, расцветает улыбкой и дрыгает ручконожками, когда с ним заговариваешь (по науке это называется "комплекс оживления"), тянется за игрушками и даже перекатывается (чему обычно очень радо), но ещё не способно удрать и нахулиганить :-) С существом такого возраста очень здорово валяться на диване или на одеяле с кучей игрушек и каким-нибудь занятием для мамы (последние недели, когда не приходится прятать на потолок своё чтение или вязание), разговаривать, тискать, подсовывать в лапы игрушки и тренировать всякие перевороты и подъёмы на четвереньки.

А потом они каааак поползут! Но об этом - продолжение следует.

мамство-родительство

Previous post Next post
Up