Славянские представления о регулах. Ч.3. Пыщуще ядом якоже василиски.

Jun 12, 2009 03:25

Итак, завершим нашу беседу на волнующую тему, которую не затрагивают in a polite society, но которая волнует всех женщин.

Начало здесь , здесь и здесьКак уже было сказано, вытекающая из тела женщины кровь могла восприниматься древними как выходящая вон душа. Правда, я до сих пор для себя так и не пришла к заключению, как именно рассматривали ( Read more... )

тело, женщина, фольклор, русские, этнография

Leave a comment

Comments 38

z_laya June 12 2009, 08:53:18 UTC
ну итак. В вологодской области про "эти дни" говорят: надела красный передник.
Ещё одно название слышала - "бабский праздник".
А ещё в деревне существовало гадание. Когда у девушки придут первые месячные, то по цвету выделений пытались угадать пол будущих детей. если цвет был густо-красный, то рождаться будут сыновья. А если бледный, розоватый - то больше дочери. Воду после стирки запачканных рубах полагалось выливать под передний угол избы.

Reply

mrs_laima June 12 2009, 10:06:25 UTC
О! Не увидела вашего поста, тоже про "праздник" написала..:)

Reply

z_laya June 12 2009, 18:22:39 UTC
ну, значит, известное выражение))))))

Reply


mrs_laima June 12 2009, 10:05:06 UTC
Поскольку обычно вели календарь, где отмечали начало "этих дел", то мы еще называли их "праздником", поскольку "красный день календаря" :)))
Почтенному публикуму очень интересно! :)
Немного не по сегодняшнему тексту: неужели действительно еще так сравнительно недавно женщины не носили никакого нижнего белья? а главное: почему? Ведь придумать укороченный аналог мужских штанов - не поверю, что древним феминам ума не доставало. Вероятно, был опять-таки запрет?

Reply

maria_gorynceva June 12 2009, 11:19:16 UTC
Конечно, запрет. И это тоже отдельная тема ( ... )

Reply

barischa January 10 2010, 17:09:12 UTC
Да моя бабушка именно так и делала. Не всегда, конечно, но часто. А почему без штанов ходили... бабушка говорила что в них у нее все чешется :-)

Reply


voisine_06 June 12 2009, 15:20:54 UTC
Очень интересно, как и предыдущие ваши рассказы на эту тему.

Про опасность женщины во время регул и прочие суеверия. Мне кажется, не стоит забывать, что регул во время жизни женщины в стародавние времена было по пальцем перечесть - до замужества. А после женщина была хронически либо в беременном состоянии, либо в кормящем, т.е. без регул. Вполне возможно, что менструирующая женщина подспудно ассоциировалась с чем-то неправильным...

Reply

maria_gorynceva June 12 2009, 15:40:05 UTC
Ну, вот я об этом и написала.

Границы стародавних времён надо установить. Потому что в XIX веке таких женщин было немало - мужья могли уйти на отхожий промысел, в море (у поморов), по казённым надобностям (ямщики) и т.п.

Reply

voisine_06 June 12 2009, 15:45:30 UTC
Границы - я бы, пожалуй, назвала это "доконтрацептивной эпохой", имея ввиду массовое применение контрацепции, конечно.
А отхожие промыслы, мне кажется, тут особой роли не играли, мужья ведь не по пять лет отсутствовали. Грудью кормили долго, обычно это позволяло продлить период без регул.

Reply

soboleva_t June 12 2009, 18:30:29 UTC
Да, очень бы хотелось понять, о каких именно временных границах идет речь в случае со "стародавними временами". Потому что вы, наверное, знакомы с докладом Д.А.Соколова и В.И.Гребенщикова, сделанного в 1901 году в Обществе русских врачей (здесь текст в сокращении: http://www.contr-tv.ru/common/2080/). Из доклада следует, что русские крестьянки принимались ха работу на 3-4-й день после родов, грудное вскармливание в летнее время практически сводилось на нет, смертность младенцев была ужасающей из-за антисанитраии. А значит, прекращение регул в связи с лактацией не могло быть долгим.

Reply


rositsa June 12 2009, 15:52:42 UTC
"когда основной ценностью было сохранение и умножение физического тела рода, женщины ряд ли часто ходили порожними".
АФАИК когда в рационе женщины недостаёт белков и жиров, у неё нарушается репродуктивная функция. Так что ИМХО у наших далёких предков часто не было ни месячных, ни беременности. ни лактации.

Reply

maria_gorynceva June 13 2009, 10:19:11 UTC
Вполне возможно, что в голодные годы даже в XIX в. такое случалось.
Но тут опять же надо очертить временнЫе рамки. У Юрия Львовича Бессмертного, а до него - у Жака Ле Гоффа показано с помощью анализа средневековых письменных памятников, что "бобовая революция" в XII в. привела к всплеску рождаемости в Еропе. Вообще, надо будет мне перечитать монографию Юрия Львовича.

Reply


rinka_wild June 12 2009, 19:48:41 UTC
Очень интерестно. Продолжайте, пожалуйста, на любую тему. Вы так интерестно пишите!

Reply

maria_gorynceva June 26 2009, 15:09:49 UTC
Спасибо! :)

Reply


Leave a comment

Up