Страницы истории Паленке: Наместник Басиль-Чих из Сик'аба

Mar 06, 2023 12:04

Знаменитый город древних майя Лакамха, более известный под археологическим названием Паленке, начиная с 490 г. и до конца VIII - начала IX вв. был столицей царства Бакаль. Помимо разного рода храмовых комплексов, таких как Храм Креста, Храм Лиственного Креста и Храм Солнца, а также обширного царского дворца, в центре города располагались еще ( Read more... )

археология, музеи, история, майя, эпиграфика

Leave a comment

Comments 15

lj_frank_bot March 6 2023, 09:05:26 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: История.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply


apochromat March 6 2023, 11:42:15 UTC
Я ошибаюсь, или действительно в текстовых источниках классического периода совсем нечасто можно встретить упоминание имени кого-то, не принадлежащего к семье священного владыки, пусть даже это вельможа очень высокого ранга? И еще давно хотел узнать (вероятно, на этот вопрос ответ был дан раньше многократно, но мне он не встречался), что означают многочисленные апострофы в названиях и именах древних майя, транскрибируемых как кириллицей, так и латиницей? Например, Йик'ин-Чан-К'авииль, или Kʼinich Yax Kʼukʼ Moʼ (тут апостроф еще и после гласной)?

Reply

maoist March 6 2023, 12:15:42 UTC

Да нет, упоминаний разного рода вельмож, придворных, должностных лиц и прочих довольно много. Другое дело, что деталей их жизни и карьеры известно гораздо меньше.

Апостроф после согласного обозначает глоттализованный (усиленный) согласный ( в языках майя оппозиция простой - глоттализованный лежит в основе системы согласных).

Апостроф после гласного на конце слова (или перед гласным в начале слова) - это совсем другая степь. Это обозначение гортанной смычки

Reply

apochromat March 6 2023, 12:34:17 UTC
Благодарю, всё это чрезвычайно любопытно. Все эти сохранившиеся письменные источники на монументах, предметах роскоши и культа явно не из тех, где могут быть увековечены имена всякой мелюзги из ширнармасс. И тем не менее, представители какого самого нижнего социального уровня там попадаются? Вот, например, сахаль - весьма крупная и важная персона. На чашах и вазах встречаются слуги, музыканты, карлики какие-то - но, как я понимаю, безымянные, идущие в одном ряду с предметами интерьера и разными богатствами. А всякие общинники-крестьяне, простые воины, мелкие чиновники и т.п. не упоминаются даже мельком, изредка? Во всех книгах и статьях пишут, что социальная структура классического общества слабо отражена (или вовсе не отражена) в текстовых памятниках.

Reply

maoist March 6 2023, 21:46:30 UTC
> Все эти сохранившиеся письменные источники на монументах, предметах роскоши и культа явно не из тех, где могут быть увековечены имена всякой мелюзги из ширнармасс.
--------------
"Ширнармассы" в иероглифических текстах не расписываются отдельно, но вполне упоминаются как определенные социальные категории или корпоративные группы, хотя, конечно, реже, чем представители элиты.

> И тем не менее, представители какого самого нижнего социального уровня там попадаются
--------------
Индивидуально - низшие дворцовые служители (анабы; эту должность по молодости могли занимать и представители знатных домов), а также различного рода молодые воины (чак-ч'оки и келемы) и разные категории слуг ( ... )

Reply


Leave a comment

Up