Завершая
виртуальное путешествие по "Группе Крестов", посмотрим на "Храм Солнца". Это единственный храм, условное название которого хоть как-то связано с древним.
Вид на Группу Крестов с северо-запада
![](https://cdna.artstation.com/p/assets/images/images/019/164/058/large/anxo-mijan-marono-sumario-2-ma.jpg)
На этой реконструкции "Храм Солнца" расположен в правой части рисунка, мы видим его заднюю сторону.
Реконструкция "Храма Солнца"
![](https://cdnb.artstation.com/p/assets/images/images/019/164/053/large/anxo-mijan-marono-sol-ma.jpg)
Основание храма не очень высокое; его следует считать скорее не пирамидой, а платформой. Как и у других храмов, его кровля украшена так называемым кровельным гребнем, придающим постройке дополнительную высоту. Фасады крыши и кровельный гребень в древности были обильно украшены рельефами, хотя на этой реконструкции рельефы очень условные.
"Храм Солнца" в конце XIX в. (фотография А. Моудсли)
"Храм Солнца" в настоящее время (2011)
План "Храма Солнца" (по А. Моудсли)
Разрез "Храма Солнца" (по А. Моудсли)
Древнее название "Храма Солнца" - Болон-К'ак'-...-Виц К'инич-Паскаб". Храм на его вершине был пибнахом ("темаскалем" или "паровой баней" третьего божества "Паленкской Триады". Это была местная ипостась солнечного божества К'инич-Ахау. Лики этого божества украшали фризы еще в конце XIX в.
Фризы на фасадах "Храма Солнца" (по А. Моудсли)
Поднимаясь по лестнице, посетитель проходил через центральный портал и попадал ко входу внутреннего святилища. Панели, обрамлявшие центральный вход, были разрушены в XVIII-XIX вв., и части иероглифического текста пропали.
Вот так увидел панели в 1787 г. испанский художник Игнасио Армендарис
А вот так в 1834-1836 гг. граф и авантюрист Жан-Фредерик Вальдек
Внутреннее святилище, как и в случае с "Храмом Креста" и "Храмом Лиственного Креста" было украшено панелью с изображением церемонии. На ней вновь представлен Кан-Балам II (684-702) в своей детской (слева) и взрослой (справа) ипостасях.
Коллаж из изображений на главной панели и на косяках храма (прорисовка Л. Шили; источник - сайт
FAMSI)
Однако теперь в центре сцены не священные деревья, а символы военной силы и власти - щит с изображением Ик'-Чуваха (так называемого "Бога-Ягуара Подземного Мира") и скрещенные копья.
Символы военной власти царя на главной панели "Храма Солнца" (прорисовка Л. Шили; источник - сайт
FAMSI)
Сцену традиционно для "Группы Крестов" обрамляет длинный иероглифический текст, рассказывающий о (пере)рождении солнечного бога в 2360 г. до н.э. У него какое-то безумно длинное имя К'инич-Тах-Вай К'ин-Тан-К'евель Ц'ац'-Нах Сак-Бак-Нах-Чапат Атин К'ак'-Ти-Мин К'инич-...-Ахау. После этого повествование приходит в исторические времена; упоминается инициационный ритуал царя К'ан-Хой-Читама I (529-565), имевший место в 496 г., а также события конца VII в., когда Кан-Балам II освятил храмы "Группы Крестов".
Центральная панель внутреннего святилища "Храма Солнца" (прорисовка Л. Шили; источник - сайт
FAMSI)
Краткое резюме надписи на альфардах (наклонных панелях по бокам лестницы) начинается с рождения солнечного бога и заканчивается церемонией в "Храме Солнца", приуроченной к окончанию 13-го календарного двадцатилетия в 692 г.
Иероглифический текст на альфардах "Храма Солнца" (прорисовка Л. Шили; источник - сайт
FAMSI)