Татарстан и гордыня #40 Умягчение депутатских сердец...

Jul 21, 2018 18:11

Ещё народы и регионы России, в т.ч. сепаратизм и ещё Татарстан(ы) и гордыня

Власти Татарстана смягчились по языкам
Они больше не выступают против думского законопроекта / Темы «Ситуация в Татарстане» и «Споры о добровольном изучении национальных языков» / июнь, 2018

Власти Татарстана больше не имеют претензий к законопроекту об изучении национальных языков. Федеральный центр услышал позицию республики, которая заключается в том, что «родные языки должны быть в обязательной части школьной программы», заявили в аппарате президента Татарстана. ©Ещё языки в регионах, в т.ч. русский язык, в т.ч. Татарстан



___
В Госсовете республики также отмечают «определенные подвижки» в языковом вопросе, полагая, что предложения региона учтут ко второму чтению проекта. Против документа по-прежнему выступает общественники, которые опасаются, что «национальные языки станут нежелательным предметом и обузой» с принятием документа.
О том, что у властей Татарстана больше нет претензий к думскому проекту об изучении национальных языков, заявила в четверг [14 июня 2018 года] представитель аппарата президента республики Лилия Галимова. «На сегодняшний день ситуацию оцениваем как достаточно положительную тенденцию. Мы очень благодарны, что обращение депутатов Госсовета было услышано»,- сказала она. Госпожа Галимова напомнила, что в администрации президента (АП) прошло совещание по языковому вопросу, в нем приняли участие депутаты Госдумы от Татарстана. «Услышана наша позиция, что родные языки народов РФ должны быть в обязательной части школьной программы. А какой язык учить - это дело добровольное каждого»,- указала она. Лилия Галимова отметила «хороший, позитивный и конструктивный диалог» между властями республики и федеральным центром.

Вопрос о языках поднимался сегодня и на заседании татарстанского политсовета «Единой России». «Хотя вопрос на рассмотрение Госдумы будет вноситься в старой редакции, мы все-таки надеемся, что определенные подвижки будут»,- сказал заместитель секретаря политсовета, вице-спикер Госсовета Татарстана Юрий Камалтынов. В беседе с “Ъ” он пояснил, что позиция Татарстана осталась прежней: «Конечно, родные языки надо изучать обязательно». Что касается изучения татарского языка как государственного, то господин Камалтынов предложил «посмотреть, что будет в документе»: «Пока говорить сложно. Будем надеяться, что нас услышат. Свои пять копеек точно вставим». Вице-спикер Госсовета Римма Ратникова заявила “Ъ”, что «не знает, какая новая версия вносится»: «Если пройдет первый вариант, но потом внесут новую согласованную версию, то претензий не будет».

Напомним, поправки к федеральному закону «Об образовании» были внесены в Госдуму 10 апреля группой депутатов всех фракций. В проекте закрепляется добровольность изучения государственных языков республик РФ. Ранее в Татарстане государственный татарский язык изучался в обязательном порядке и в равных объемах с русским.

Думский проект ранее вызывал возмущение властей Татарстана. Депутаты Госсовета называли поправки «приговором» для языков. Госсовет направил обращение спикеру Госдумы Вячеславу Володину, а на сессии в мае проголосовал, чтобы не поддерживать законопроект. Экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что проект нарушает Конституцию РФ. Глава республики Рустам Минниханов лично по этому вопросу не высказывался.

После консультаций в АП рабочая группа подготовила новую редакцию законопроекта. «Изучение родного языка остается обязательным для всех, но одним из этих языков может быть русский язык»,- обещал глава думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов. Однако норма о том, что языки национальных республик изучаются лишь на добровольной основе и их изучение не может осуществляться в ущерб преподаванию русского языка, в проекте сохраняется. Депутат Госдумы от Чечни Шамсаил Саралиев снял свою фамилию с проекта, поскольку считает, что «добровольность изучения национальных языков осталась обязательной для всех, в том числе для носителей». В первом чтении законопроект будет рассматриваться на заседании Госдумы 19 июня.

Против законопроекта по-прежнему выступают общественники национальных республик. В среду Всетатарский общественный центр (ВТОЦ) принял заявление, в котором сравнил думский документ с «бомбой под федеративное устройство РФ». Активисты обещали продолжить уличные акции. Сегодня 20 тыс. подписей в защиту национальных языков в АП и Госдуму передали представители Башкирии, Татарстана и других республик. Новый сбор подписей в защиту языков также организовал клуб татарской молодежи в Москве «Бердэмлек».

«Если даже сохранится обязательное изучение родных языков, то за счет них будет возможно изучать русский язык, который является обязательным при аттестации. Это означает, что все будут выбирать русский»,- заявил “Ъ” специалист по национальной системе образования, сотрудник Академии наук Татарстана Марат Лотфуллин. Он отметил, что «государственные языки в любом случае остаются в факультативной части». Господин Лотфуллин полагает, что республика вынуждена говорить об отсутствии претензий «под давлением». «Принятие законопроекта приведет к тому, что национальные языки станут нежелательным предметом и обузой, фактически они будут выведены из школьной программы»,- заключил эксперт.



Фото: Виктор Коротаев
Президентский совет хочет ответить на языковой вопрос
Но сам пока не пришел к единому мнению

Как стало известно «Ъ», президиум президентского совета по межнациональным отношениям 13 июля обсудит законопроект о родных языках. По словам источника «Ъ» в администрации президента (АП), чиновники хотят узнать реакцию на обещание Госдумы ко второму чтению проекта вернуть изучение родных языков в обязательную часть образовательной программы, но на добровольной основе. По словам источника «Ъ», совет рассчитывает поставить точку в споре республик с федеральным центром об изучении языков и доложить об этом президенту на заседании в августе. ©
Президентский совет по межнациональным проблемам обсудит законопроект о добровольном изучении родных языков. До сих пор совет не вмешивался в бурную дискуссию по вопросу изучения родных языков, которая на его заседании и была запущена. В июле 2017 года на заседании совета в Йошкар-Оле Владимир Путин поднял вопрос о том, что в национальных республиках родные языки изучаются в ущерб русскому языку и в обязательном порядке. «Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского языка»,- заявил тогда президент, отметив, что русский язык, как государственный, «должен знать каждый», а «другие языки должны изучаться добровольно». Президент дал поручение Генпрокуратуре и Рособрнадзору проверить добровольность изучения родных и государственных языков в республиках РФ, которое должно происходить по выбору родителей. Прокуратура отчиталась о как минимум 3 тыс. нарушений, в республиках началось резкое сокращение объемов преподавания родных языков, а уже в апреле в Госдуму были внесены поправки к закону «Об образовании», закрепляющие добровольность изучения языков по выбору родителей. Законопроект вызвал резкое недовольство в Татарстане и других республиках: он является «конфликтогенным» и «играет отрицательную роль в объединении народов России», заявляли, в частности, власти Татарстана. Аналогичную позицию высказывали и в других национальных республиках.

Госдума приняла закон в первом чтении 19 июня. Ко второму чтению единороссы обещают вернуть в него обязательность изучения родных языков, но при сохранении принципа добровольности. Общественники инициировали сбор подписей по отзыву депутатов Госдумы, которые поддержали законопроект.

По словам источника “Ъ” в АП, президентский совет рассчитывает поставить точку в бурной дискуссии республик с федеральным центром по вопросу изучения языков и доложить об этом президенту на августовском заседании межнацсовета.
В самом совете единого мнения по языкам нет. Экс-министр по делам национальностей Владимир Зорин считает, что обязательное изучение родных языков не дает эффекта ни с точки зрения их знания, ни с политической точки зрения. «Надо создать фонд поддержки языков, разработать специальную госпрограмму в этой области в составе госпрограммы реализации госнацполитики»,- сказал он “Ъ”. Председатель Российского конгресса народов Кавказа Асламбек Паскачев, напротив, уверен, что закон надо отложить: «Надо пообсуждать проект в обществе, попросить экспертов дать квалифицированную и системную оценку. В национальных республиках есть возражения». Журналист Максим Шевченко считает закон «крайне вредным и ненужным». «Я много общался с представителями республик, все против закона, и Рамзан Кадыров (глава Чечни.- “Ъ”) и Арсен Каноков (глава Кабардино-Балкарии.- “Ъ”)»,- сказал он “Ъ”.

По словам главы Центра этнокультурной стратегии образования Минобрнауки Ольги Артеменко, Госдума могла бы принять и первый вариант проекта. «Все согласились бы изучать родные и государственные языки на добровольной основе по заявлениям родителей, чтобы сохранить многонациональную Россию и удовлетворить потребности населения,- сказала она “Ъ”.- Я уже десять лет бьюсь, чтобы русский язык был признан родным, потому что нельзя противопоставлять русских и татар, башкир». Восприятие же решения Госдумы в национальных республиках, по мнению госпожи Артеменко, «зависит от того, как депутаты будут разъяснять его».



Глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов / Фото: Глеб Щелкунов
Закон о национальных языках готов ко второму чтению
Эксперты из Татарстана настаивают на учете своих поправок

Думский комитет по образованию и науке подготовил ко второму чтению законопроект, который закрепляет статусы «государственного» и «родного» языков в законе «Об образовании». Глава комитета Вячеслав Никонов рассчитывает, что в новой версии проект снимет «беспокойство в национальных республиках». Свои поправки в Госдуму направили ученые Татарстана, однако пока они не учтены. ©
В первом чтении законопроект вызвал недовольство национальных республик тем, что не обеспечивал равный статус государственным языкам. Для изучения языков республик, на территории которых они имеют статус государственного, вводился принцип добровольности, то есть по заявления родителей. Ко второму чтению в законопроект включены «два важных положения», сообщил “Ъ” глава комитета Вячеслав Никонов. Одно из них предписывает, что «федеральные государственные образовательные стандарты» должны «обеспечивать возможность получения образования на родных языках из числа языков народов» РФ. Для этого федеральные стандарты должны предусматривать изучение «государственных языков республик РФ, родных языков из числа народов РФ, в том числе русского языка как родного». По мнению господина Никонова, это «совершенно новая норма», которая снимает «беспокойство в республиках, что изучение национальных языков может перейти на факультатив». «Факультатива не будет,- подчеркнул он.- Федеральный стандарт означает обязательное включение в программу образования». При этом законом будет установлен «свободный выбор языка» образования, а также выбор языка для изучения как родного по заявлению родителей. «Свобода выбора» специально предусмотрена для школ, дающих образование на русском языке в национальных республиках. «К примеру, в Татарстане родители учеников смогут подавать заявления для изучения в качестве родного русского или татарского языка»,- уточнил Вячеслав Никонов.

«Разработка стандартов - это важное и полезное дело, в том числе для развития государственных языков республик»,- сказал “Ъ” ректор Российского педагогического университета Сергей Богданов (Санкт-Петербург). По его словам, «языки провозглашены государственными, но условия для того, чтобы они выполняли эту функцию, есть не во всех республиках».

Свои поправки в Госдуму направила группа экспертов и ученых из Татарстана. Они подготовлены по итогам конференции «Принципы преподавания родных языков и государственных языков республик РФ», которая прошла на прошлой неделе в Институте истории Академии наук Татарстана. Ученые предложили исключить из проекта «добровольную основу» изучения государственных языков республик. Они указали, что «возможность устанавливать свои государственные языки» республикам представлена Конституцией РФ, преподавание их в обязательном порядке подтверждено решением Конституционного суда в 2004 году. Ученые также против формулировки, что изучение языков республик «не может осуществляться в ущерб преподаванию» русского, поскольку «понятие "ущерб преподаванию" законом не определено». Также эксперты не согласны с тем, что родные языки должны преподаваться «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». Они считают, что «система образования должна обеспечивать образовательные потребности не только одного богоизбранного народа, а всех народов РФ». Не согласны эксперты и с тем, что выбор языка изучения и изучаемого родного языка должен осуществляться по заявлению родителей. По их мнению, «выбор языка обучения осуществляется», когда родители выбирают школу для ребенка. Эксперт по национальному образованию Марат Лотфуллин считает, что проект в первом чтении устанавливал «ограничения для языков народов РФ», которые «антиконституционны».

Поправки были направлены депутатам Госдумы и главам профильных комитетов, однако ответа ученые пока не получили. «При всем уважении к академии наук зафиксировать обязательность обучения мы не могли»,- заявил “Ъ” депутат Госдумы от Татарстана Александр Сидякин (один из соавторов поправок, которые одобрил комитет). Он подчеркнул, что главной задачей была «добиться компромисса того, в какой части родной язык будет, поскольку были опасения, что он уйдет из обязательной части». «Согласно поправкам, родной язык остается в обязательной части учебного плана»,- подчеркнул единоросс. Он отметил, что депутаты «ушли от термина "добровольный" к термину свободное изучение языков»: «Но каким этот родной язык будет, выбирает родитель ученика».

Кирилл Антонов, Казань; Наталья Городецкая; Виктор Хамраев
«Коммерсантъ», 14 июня - 20 июля 2018

юриспруденция, законы и конституция, шантаж, шовинизм и ксенофобия, геополитика и территории, идеология и власть, русский мир, сепаратизм, партии и депутаты, родители, общество и население, школа, демография и социология, факты и свидетели, нравы и мораль, национализм, поволжье, двойные стандарты, идентификация, менталитет, информационные войны, татары, образование и воспитание, регионы, протесты и бунты, независимость и суверенитет, русские и славяне, мнения и аналитика, интернационализм и мультикультура, минобр, русский язык, татарстан, организации, национальная идея, чиновники и номенклатура, языки, путин, правители, политика и политики, народ и элиты, противостояние, народы, единство и община, реформы и модернизация, традиции, современность, дискуссии, диссида и оппозиция, критика, правозащита, органы власти, империализм, справедливость, россия, манипулирование

Previous post Next post
Up