Татарстан(ы) и гордыня #38 Прения, подмены и прозрения, или Виноват не Путин, а сами же народы...

Jun 20, 2018 17:39

Ещё народы и регионы России, в т.ч. сепаратизм и ещё Татарстан(ы) и гордыня

Татарские активисты требуют не рассматривать законопроект о языках
ВТОЦ не согласен с их изучением на добровольной основе

В Татарстане продолжают выступать против законопроекта о добровольном изучении национальных языков, который Госдума планирует принять в первом чтении на следующей неделе. Всетатарский общественный центр (ВТОЦ) распространил заявление с требованием снять проект с рассмотрения, назвав его «бомбой под федеративное устройство». ©Ещё языки в регионах, в т.ч. русский язык, в т.ч. Татарстан



Фото: Егор Алеев
Активисты планируют продолжить протестные акции и намерены добиваться отзыва депутатов Госдумы от Татарстана, если те не смогут «защитить» государственный язык республики. В Госсовете Татарстана, где ранее также резко высказывались против законопроекта, пока не комментируют этот вопрос, ожидая его обсуждения на комитете по образованию Госдумы 15 июня.
ВТОЦ распространил заявление, в котором потребовал от депутатов Госдумы «во имя сохранения принципов демократического федеративного правового государства» снять с рассмотрения поправки в федеральный закон «Об образовании». В организации считают проект «провокационным, антиконституционным, антинародным», отметив, что его принятие «приведет к расколу общества в республиках РФ, разрушению традиционных отношений мира и добрососедства между народами». В заявлении отмечается, что проект «грубо нарушает» Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств и «имеет элементы насильственной ассимиляции, что запрещено декларацией ООН о правах коренных народов»: «Считаем этот законопроект бомбой под федеративное устройство РФ, государственность республик РФ».

На собрании ВТОЦ председатель его президиума Фарит Закиев возмутился, что проект в первом чтении планируется принять уже в июне: «Нас успокаивали, что будет широкое обсуждение, а рассмотрение - осенью. Но больших изменений не предвидится. Добровольное изучение государственных языков остается».

Господин Закиев полагает, что принятие проекта будет «равносильно отмене государственного статуса татарского языка в Татарстане» и «отмене государственности республик РФ, закрепленной в Конституции РФ».
Его заместитель Галишан Нуриахмет высказался более резко: «Это попытка уничтожения преподавания родных языков. В республиках уже закрыли национальные институты и факультеты, отменена аттестация на родном языке. Поставлен полный крест на национальном образовании». Проект господин Нуриахмет считает «имперским и шовинистическим», полагая, что федеральные власти «хотят слепить единый русский народ».

ВТОЦ и ранее высказывался против законопроекта. В мае активисты приняли обращения к президенту Владимиру Путину и спикеру Госдумы Вячеславу Володину, провели серию публичных акций. Фарит Закиев сообщил “Ъ”, что по окончании чемпионата мира по футболу ВТОЦ продолжит уличные акции (сейчас их проведение серьезно ограничено в Казани). Также татарские активисты намерены добиваться «отзыва депутатов Госдумы от Татарстана», поскольку те «не защитили свой государственный язык».

Поправки в закон «Об образовании», которые инициировала группа депутатов всех фракций, планируется рассмотреть 19 июня. Ко второму чтению будут внесены поправки, разработанные рабочей группой.

Предполагается, что образовательными стандартами будет обеспечена возможность учиться на родном языке, а также возможность «изучения государственных языков национальных республик РФ».
При этом в законопроекте сохранится норма о том, что языки национальных республик изучаются лишь на добровольной основе и не могут осуществляться в ущерб преподаванию русского языка (см. “Ъ” от 9 июня).

Ряд инициаторов проекта сняли с него свои фамилии, в том числе депутат от Чечни Шамсаил Саралиев. Он пояснил, что выступал за «добровольность изучения языка для тех, кто носителем данного языка себя не считает» (об этом говорил Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в июле 2017 года). Однако, по словам депутата, в законопроекте «добровольность изучения национальных языков осталась обязательной для всех, в том числе для носителей». Парламентарий считает, что «изучение родных языков для носителей должно быть обязательным и безальтернативным».

Депутаты Госсовета Татарстана резко высказывались против законопроекта, сравнив его с «холокостом», «репрессиями при Сталине» и назвав «приговором» для языков. Они также направляли обращение к Вячеславу Володину, а на сессии в мае Госсовет почти единогласно проголосовал, чтобы не поддерживать законопроект. Экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил тогда, что проект нарушает Конституцию РФ.

Сейчас в Госсовете Татарстана не комментирует предлагаемые изменения в проект. На заседании комитета Госсовета по образованию и национальным вопросам в среду этот вопрос не поднимался. Глава комитета Разиль Валеев заявил “Ъ”, что «пока рано» обсуждать: «В пятницу в комитете по образованию Госдумы будет обсуждаться этот вопрос. Могут появиться новые коррективы, дополнения».



___
Власти Татарстана смягчились по языкам
Они больше не выступают против думского законопроекта

Власти Татарстана больше не имеют претензий к законопроекту об изучении национальных языков. Федеральный центр услышал позицию республики, которая заключается в том, что «родные языки должны быть в обязательной части школьной программы», заявили в аппарате президента Татарстана. В Госсовете республики также отмечают «определенные подвижки» в языковом вопросе, полагая, что предложения региона учтут ко второму чтению проекта. Против документа по-прежнему выступает общественники, которые опасаются, что «национальные языки станут нежелательным предметом и обузой» с принятием документа. ©
О том, что у властей Татарстана больше нет претензий к думскому проекту об изучении национальных языков, заявила в четверг представитель аппарата президента республики Лилия Галимова. «На сегодняшний день ситуацию оцениваем как достаточно положительную тенденцию. Мы очень благодарны, что обращение депутатов Госсовета было услышано»,- сказала она. Госпожа Галимова напомнила, что в администрации президента (АП) прошло совещание по языковому вопросу, в нем приняли участие депутаты Госдумы от Татарстана. «Услышана наша позиция, что родные языки народов РФ должны быть в обязательной части школьной программы. А какой язык учить - это дело добровольное каждого»,- указала она. Лилия Галимова отметила «хороший, позитивный и конструктивный диалог» между властями республики и федеральным центром.

Вопрос о языках поднимался сегодня и на заседании татарстанского политсовета «Единой России». «Хотя вопрос на рассмотрение Госдумы будет вноситься в старой редакции, мы все-таки надеемся, что определенные подвижки будут»,- сказал заместитель секретаря политсовета, вице-спикер Госсовета Татарстана Юрий Камалтынов. В беседе с “Ъ” он пояснил, что позиция Татарстана осталась прежней: «Конечно, родные языки надо изучать обязательно». Что касается изучения татарского языка как государственного, то господин Камалтынов предложил «посмотреть, что будет в документе»: «Пока говорить сложно. Будем надеяться, что нас услышат. Свои пять копеек точно вставим». Вице-спикер Госсовета Римма Ратникова заявила “Ъ”, что «не знает, какая новая версия вносится»: «Если пройдет первый вариант, но потом внесут новую согласованную версию, то претензий не будет».

Напомним, поправки к федеральному закону «Об образовании» были внесены в Госдуму 10 апреля группой депутатов всех фракций. В проекте закрепляется добровольность изучения государственных языков республик РФ. Ранее в Татарстане государственный татарский язык изучался в обязательном порядке и в равных объемах с русским.

Думский проект ранее вызывал возмущение властей Татарстана. Депутаты Госсовета называли поправки «приговором» для языков. Госсовет направил обращение спикеру Госдумы Вячеславу Володину, а на сессии в мае проголосовал, чтобы не поддерживать законопроект. Экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что проект нарушает Конституцию РФ. Глава республики Рустам Минниханов лично по этому вопросу не высказывался.

После консультаций в АП рабочая группа подготовила новую редакцию законопроекта. «Изучение родного языка остается обязательным для всех, но одним из этих языков может быть русский язык»,- обещал глава думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов. Однако норма о том, что языки национальных республик изучаются лишь на добровольной основе и их изучение не может осуществляться в ущерб преподаванию русского языка, в проекте сохраняется. Депутат Госдумы от Чечни Шамсаил Саралиев снял свою фамилию с проекта, поскольку считает, что «добровольность изучения национальных языков осталась обязательной для всех, в том числе для носителей». В первом чтении законопроект будет рассматриваться на заседании Госдумы 19 июня.

Против законопроекта по-прежнему выступают общественники национальных республик. В среду Всетатарский общественный центр (ВТОЦ) принял заявление, в котором сравнил думский документ с «бомбой под федеративное устройство РФ». Активисты обещали продолжить уличные акции. Сегодня 20 тыс. подписей в защиту национальных языков в АП и Госдуму передали представители Башкирии, Татарстана и других республик. Новый сбор подписей в защиту языков также организовал клуб татарской молодежи в Москве «Бердэмлек».

«Если даже сохранится обязательное изучение родных языков, то за счет них будет возможно изучать русский язык, который является обязательным при аттестации. Это означает, что все будут выбирать русский»,- заявил “Ъ” специалист по национальной системе образования, сотрудник Академии наук Татарстана Марат Лотфуллин. Он отметил, что «государственные языки в любом случае остаются в факультативной части». Господин Лотфуллин полагает, что республика вынуждена говорить об отсутствии претензий «под давлением». «Принятие законопроекта приведет к тому, что национальные языки станут нежелательным предметом и обузой, фактически они будут выведены из школьной программы»,- заключил эксперт.



Ансамбль в чувашских национальных костюмах
«Чёрт - в деталях»: языковой вопрос в Чувашии
В Чувашии обсудили детали законопроекта об изучении родного языка и считают, что ответственность за сохранение национальных языков не нужно перекладывать «на Путина, депутатов и тем более педагогов». А начинать надо «с себя, с семьи» / Сюжет «Языки народов России»

19 июня в Госдуме в первом чтении рассмотрят законопроект об изучении родных языков. Также планируется вынести на обсуждение постановление, в котором будут прописаны поправки ко второму чтению. Поправки предлагаются принципиальные новые, они должны снять наиболее конфликтные моменты, ранее вызывавшие протесты и ставшие предметом политических спекуляций. ©
Что касается в целом законопроекта, то он стал поворотным моментом не только в части обозначения проблем преподавания национальных языков, но и показал, что сохранение языкового наследия зависит не только и не столько от педагогов и количества часов в школе. У молодёжи нет мотивации для изучения родного языка, так как «он не пригодится». Вернуть интерес к языковому наследию можно, прежде всего, в семье, надо «начинать с себя», а не перекладывать ответственность на «Путина, депутатов и тем более педагогов». И тут возникает вопрос качества жизни в регионе, его привлекательности и комфортности проживания, гордости за свою малую Родину, сопричастности к успехам и истории своего края. Эти вопросы были подняты на круглом столе, который прошёл в Чувашии с участием всех заинтересованных сторон и при организационной поддержке координатора комитета гражданских инициатив в республике Игоря Михайлова.

Законодательный компромисс

На рассмотрение Госдумы вынесен законопроект об изучении родных языков. Авторы законопроекта предлагают «пересмотреть подходы к преподаванию» родных языков. С одной стороны, закрепляется добровольность изучения, с другой стороны - даётся право на изучение национального языка, в том числе предполагается дать возможность изучения русского языка как родного. В связи с этим планируется включить изучение родных языков в обязательную часть образовательного стандарта.

Как сообщало ИА REGNUM, наблюдатели отмечают, что данные решения в какой-то степени вернут к практике советского периода в части изучения национального языка на выбор (для полиязычных республик) - с тем лишь уточнением, что теперь будет введено понятие «русский язык, как родной», и за учениками и их семьями останется возможность выбрать любой из национальных (родных) языков, в том числе и этот самый «русский, как родной».

Кроме того, предлагается создать Фонд поддержки родных языков, который должен будет выработать научный подход к преподаванию и сохранению языкового наследия. Скорее всего, данный фонд будет создан на основе государственно-частного партнёрства. Этот вопрос планируется рассмотреть в третьем чтении законопроекта.

Авторы законопроекта отмечают, что с введением права выбора и одновременно закрепления обязательности изучения родного языка удалось достичь компромисс, не порождая «череду новых проблем». Но в то же время подчёркивают, что данный документ - «не панацея, с него начинается более основательный подход к изучению родных языков». Так как «текст законопроекта имеет не столь важное значение по сравнению с тем, как он будет реализован в жизни». Речь идёт о подзаконных актах, изменениях в образовательных стандартах, разработке концепции и программ преподавания в регионах.



День знаний / Фото: Александра Майер
«Чёрт кроется в деталях»

На круглом столе в Чебоксарах было отмечено, что в России «до сих пор чётко не зафиксировано» «точное количество родных языков». Их «примерно 276». 22 региона из 85-ти в качестве государственных имеют два языка и более - в основном это национальные республики. В «той или иной мере» в школах преподаётся 59 родных языков, при этом 13 языков преподаются по программам, официально утверждённым на уровне регионов. Преподавание пяти родных языков ведётся по методическим материалами и учебникам, включённым в единый федеральный реестр. При этом учебные пособия с 1 по 9 класс, то есть за весь школьный курс, есть только по татарскому языку.

«Чёрт кроется в деталях. За включение в федеральный реестр одной линейки учебников нужно заплатить большие деньги - 4−5 млн рублей», - не без возмущения заметил экс-министр образования Чувашии, ныне ректор института образования Юрий Исаев, предложив законодательно закрепить бесплатное включение учебных пособий в единый реестр.

Возмущение также вызвало предложение закрепить в законопроекте письменное согласие при желании изучать национальный язык. В Чувашии считают это унизительным, полагая, что в письменной форме должен быть оформлен отказ от изучения родного языка.

«Чем отличается родной язык от английского или французского, на который согласие родителей не нужно?» - не понимает Юрий Исаев.

Член фракции КПРФ в Госсовете Чувашии Григорий Данилов обратил внимание на другой «пробел» в законопроекте - преподавание родного языка «не в ущерб русскому языку». По его мнению, непонятно, как «этот ущерб будут определять». Этот вопрос остался без ответа.



Государственный флаг Чувашии
Позиция учителей и ЧНК

Учителя считают, что интерес к родному языку в ребёнке можно пробудить не столько консервативным подходом к обучению, сколько выработкой отдельной методикой с сочетанием индивидуального подхода, предполагающего, к примеру, игровые формы и создание условий для практического применения. Заслуженный учитель Чувашии, преподаватель иностранных языков Татьяна Юдина считает, что между английским и чувашским языком «много общего», предлагая ребятам найти это сходство. И очень важным в этой работе являются учебники и методики:

«Учебник Андреева (Иван Андреев, автор учебника по начальному курсу чувашского языка, ИА REGNUM) не плохой, но он для тех, кто уже знает чувашский язык… Нужно владеть методами, которые заинтересует ребёнка, а не испугают - чтобы даже те, кто не учил язык, захотели бы его учить».

Педагог констатировала, что в части изучения родного языка сегодня «надо больше работать с родителями, чем с детьми», так как «родители не видят практического применения языка». Татьяна Юдина также отметила, что проводила опрос среди родителей, и «яльчикские мамы меня убили», так как «они против того, чтобы их дети изучали чувашский язык». Сами учащиеся, которые являются противниками изучения чувашского языка, поясняют, что «он не пригодится» в отличие от второго иностранного языка.

«Я всегда в таких случаях спрашиваю: «А если будет муж-чуваш?». Все отмахивались, но и в итоге все, кто так говорил, замуж за чувашей вышли… Но даже те, кто отказывается изучать чувашский язык, пусть учат русский язык, потому что речь (у школьников и молодёжи) стала очень бедной. Поэтому я за то, чтобы русский язык получил статус родного языка».



___
Публично и открыто по данной теме выступил Чувашский национальный конгресс (ЧНК), который в прошлом году первые месяцы после разразившегося конфликта демонстративно хранил молчание. Вице-президент Владимир Тяпкин сообщил, что «за 20 лет чуваши потеряли 450 тыс. человек»:

"Процесс сохранения чувашского языка не есть его обучение. К сожалению, практика показывает, что это не равнозначно. Никто же не против обучения… Сколько можно на бедных педагогов валить?.. Почему я должен сохранение языка возложить на Путина, на депутатов или тем более на педагогов?»

«Мы своих-то чувашей не можем мотивировать, чтобы изучали», - констатировал Владимир Тяпкин, отметив, что уже и в деревнях не хотят изучать чувашский язык, а абсолютное большинство «вопрос колбасы и бензина волнует больше», чем сохранение языкового наследия.

Свою эмоциональную речь он подвёл к мысли, ранее высказанной председателем Духовного собрания мусульман России и ДУМ Чувашии, членом Общественной палаты РФ Альбиром Кргановым, что всё начинается с семьи:

«Государство поддерживает право каждого на национальное самовыражение, культуру, язык, предоставляет возможность изучения родного языка в школе. Использование такой возможности - неизменное право каждого. Полиэтничность регионов нашей страны многократно возросла, русский язык все так же государственный, объединяющий, общий. Я сам по национальности татарин, учился в сельской школе в Чувашской Республике, родной язык мы изучали: три урока в неделю - язык, два - литературу. Я и моя семья отлично владеем своим родным языком, мои дети учатся в московской школе, они прекрасно разговаривают на родном языке. Семья - главный учитель родного языка».

Напомним, преподавание чувашского языка в республике сокращается. В 2009 году чувашский язык как родной преподавался в 344 чувашских школах и как государственный язык - во всех остальных 198. В 2012 году число школ с чувашским языком обучения сократилось до 313, в 2017 году - до 227. Как ранее сообщало ИА REGNUM, в 2009 году ЮНЕСКО отнёс чувашский язык к категории языков, которые находятся под угрозой исчезновения. Согласно составленному Атласу исчезающих языков мира, в список «исчезающих» языков попали также башкирский, адыгейский, калмыцкий, удмуртский, коми, тувинский, якутский и ряд других национальных языков. ЮНЕСКО жизнеспособность языков определяет по девяти критериям, в числе которых - число носителей, передача языка от поколения к поколению, доступность учебных материалов, отношение к языку внутри общества.

Напомним, чувашский язык распространён в Чувашии, в Ульяновской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Оренбургской областях, Татарии и Башкирии, где самые крупные чувашские диаспоры. По итогам переписи населения 2010 года, чувашским языком владели 1,043 млн человек (по данным переписи 2002 года - 1,3 млн человек). Число жителей, которые указали свою принадлежность к чувашской нации, снизилось на 74,5 тыс. человек: в 2002 году их насчитывалось 889 268 человек (67,9% в структуре национального состава), в 2010 году - 814 750 (67,7%).



Фото: Светлана Шаповалова
«Будьте умными»

Эксперты отмечают, что языковой вопрос - больше чем отдельно взятая проблема сохранения национального языка. Историк Сергей Щербаков напомнил, что в Поволжье в советское время «федерализм был построен не по политическому признаку, а по языковому», учитывая «культурную и языковую самоидентификацию» народов. И поэтому языковой вопрос - это «вопрос сохранения государства».

С участниками круглого стола согласны депутаты, отмечая, что данный законопроект - «поворотный момент в изучении языков», но «одно преподавание не даёт сохранения родного языка». Поэтому должна быть выработана «система мер», которая позволила бы жителям «полноценно чувствовать регион», чтобы он «был привлекателен для всех приезжих и комфортным для проживания».

Психологи считают, что родной язык открывает доступ «к внутренним ресурсам» народа, «народной мудрости». Что особенно важно при «стрессах, нагрузках и перегрузках», испытываемых нынешним поколением, отмечает кандидат педагогических наук, преподаватель этнопсихологии Надежда Андреева и напоминает, как чувашский просветитель и выдающийся педагог Иван Яковлев наставлял своих учеников:

«Один язык - один ум, два языка - два ума, три языка - три ума. Будьте умными».



Фото: Василий Шапошников
Родным языкам готовят новое расписание
Госдума приняла в первом чтении поправки к закону «Об образовании»

Во вторник Госдума приняла в первом чтении резонансный законопроект об изучении родных языков. Они останутся в обязательной части образовательной программы, но ко второму чтению в проекте зафиксируют, что родным языком можно будет выбрать и русский. Также в Госдуме пообещали национальным республикам создание фонда поддержки изучения родных языков, однако никаких деталей во вторник не сообщили. ©
Представляя законопроект, его автор, член комитета по образованию Алена Аршинова («Единая Россия») не стала разъяснять суть текста (подробно о нем “Ъ” писал 12 апреля). «Я уверена, поскольку законопроект очень важный, все ознакомились с материалами и понимают, о чем идет речь,- отметила она, зато эмоционально и подробно рассказала, что на протяжении нескольких лет получает обращения родительских сообществ из разных регионов.- Они жалуются на принудительное изучение государственных и родных языков регионов». Госпожа Аршинова уверена, что депутаты «не должны оставлять наедине с такой проблемой избирателей». Свое выступление она завершила несколькими предложениями на молдавском языке, подчеркнув, что «тема сохранения и развития национальных языков, родных языков очень близка авторам» проекта.

Избегал говорить о спорных моментах законопроекта и глава профильного комитета по образованию Вячеслав Никонов. Например, он обратил внимание, что «в Индии говорят на 420 языках, в Индонезии используется 719, в Папуа-Новой Гвинее больше 800, но, безусловно, ни в одной стране мира нет такого количества языков, которые используются в образовательной системе: 58 изучаются как предметы». Глава комитета рассказал об отсутствии лицензированных учебников и учебных программ для преподавания языков, после чего перешел к тому, как законопроект будет выглядеть после его подготовки ко второму чтению (эти положения изложены в проекте постановления, который Госдума приняла вместе с самим законопроектом).

Родные языки должны остаться в обязательной части государственного образовательного стандарта (ФГОС), при этом будет указано, что таким языком может быть и русский. Накануне второго чтения правительство должно будет представить проекты ФГОС и концепцию преподавания родных языков. Также Госдума предложила кабмину «при подготовке бюджета выделить средства на разработку нового поколения учебников по родным языкам народов нашей страны», подчеркнул господин Никонов. В думском постановлении говорится и о «целесообразности» создать фонд поддержки изучения родных языков из числа народов РФ.

Правда, когда заместитель руководителя фракции «Справедливой России» Олег Шеин попытался уточнить параметры финансирования фонда, господин Никонов тут же признался, что пока «есть принципиальное согласие со стороны министерства просвещения»: «Но конкретные детали, параметры… Вы поймите, сейчас министерству немножко не до решения таких конкретных вопросов… просто в силу реорганизации, и поэтому сейчас нет как бы партнеров для того, чтобы детально проговаривать перспективы создания фонда». Больше деталей он обещал сообщить ко второму чтению.

Но депутатов от национальных республик такие обещания не вдохновили. Депутат от КПРФ Валентин Шурчанов (региональная группа КПРФ по Чувашии, Мордовии и Марий Эл) подчеркнул, что первый вариант законопроекта «внес раздор и создал конфликтную ситуацию в национальных республиках». Он сказал, что не будет поддерживать законопроект. По мнению члена «Справедливой России» Федота Тумусова (Якутия), перенесение родных языков из обязательной части образовательной программы в вариативную «при нашем знаменитом бюрократизме и особом чиновничьем рвении» рано или поздно привело бы к запрету изучения родных языков. Единоросс Юшаа Газгиреев (Ингушетия) отметил, что «принятие законопроекта в предлагаемом варианте, конечно, создает угрозу многонациональности РФ». А еще один член «Единой России» Заур Геккиев (Кабардино-Балкария) предложил «как-то отодвинуть на какой-нибудь срок» и заменить его на «красивый, великолепный текст», подготовленный на основе положений из проекта постановления. Вячеслав Никонов пояснил, что «подобный маневр без потери времени невозможен».

В итоге в поддержку законопроекта высказались 373 депутата. Воздержался один, трое проголосовали против.
Кирилл Антонов, Казань; Софья Самохина / Наталия Николаева
«Коммерсантъ» / ИА «Regnum», 13-20 июня 2018

статистика, законы и конституция, шантаж, идеология и власть, русский мир, родители, общество и население, школа, нравы и мораль, двойные стандарты, подмена понятий, менталитет, информационные войны, агитпроп и пиар, татары, образование и воспитание, протесты и бунты, татарстан, русофобия и антисоветизм, чиновники и номенклатура, уровень жизни, политика и политики, народ и элиты, реформы и модернизация, критика, империализм, манипулирование, юриспруденция, деградация, геополитика и территории, родина и патриотизм, шовинизм и ксенофобия, семья, сепаратизм, партии и депутаты, поколения, демография и социология, факты и свидетели, ложь и правда, наследие, национализм, поволжье, мэры и губернаторы, идентификация, регионы, независимость и суверенитет, русские и славяне, мнения и аналитика, интернационализм и мультикультура, русский язык, минобр, организации, национальная идея, провокации, языки, путин, религии, народы, противостояние, единство и община, традиции, учителя, современность, дискуссии, диссида и оппозиция, перепись, правозащита, справедливость, россия

Previous post Next post
Up