Татарстан(ы) и гордыня #36 Чуваши причитают, в СПЧ подменяют, Шаймиев просит... Госдума прогнётся?

May 29, 2018 19:14

Ещё народы и регионы России, в т.ч. сепаратизм и ещё Татарстан(ы) и гордыня

Авторов закона о языках обвинили в предательстве национальных интересов
В Чувашии собирают подписи за отзыв своих депутатов из Госдумы

Общественники Чувашии собрали под петицией об отзыве депутатов Госдумы Алены Аршиновой и Олега Николаева, представляющих их регион, более 1,6 тыс. подписей. Депутаты стали соавторами законопроекта о добровольном изучении национальных языков, в котором общественники видят угрозу развала федеративного государства. Действия депутатов от региона они расценили как «предательство национальных интересов Чувашии и всех других народов РФ». ©Ещё языки в регионах, в т.ч. русский язык, в т.ч. Татарстан



Член комитета Госдумы РФ по образованию и науке Алена Аршинова («Единая Россия») / Фото: Анатолий Жданов
Ранее против принятия проекта выступили в Татарстане и Башкирии, направив обращения в адрес спикера Госдумы Вячеслава Володина. Думский комитет по образованию с рассмотрением инициативы не спешит.
Вчера [14 мая 2018 года] Совет Госдумы отправил в рассылку законопроект о добровольном изучении национальных языков. Несмотря на то что проект был внесен на Охотный Ряд еще 10 апреля, профильный комитет по образованию и науке для отзывов и предложений решил разослать его лишь через месяц. Судя по документам, размещенным в думской базе, срок рассылки установлен не самый обычный - до 6 июля (обычно 30 дней). Таким образом, проект в первом чтении будет рассмотрен уже в осеннюю сессию. При этом глава комитета по образованию Вячеслав Никонов сказал “Ъ”, что у документа «обычная рассылка - 30 дней». Он отказался комментировать проект, отметив, что «обсуждать текст внесенного законопроекта и то, что в итоге будет,- это две разные вещи».

Против принятия закона продолжают выступать в национальных республиках. Руководитель чувашского общественного объединения «Пограничное братство» Юрий Осокин опубликовал на сайте Change.org петицию об отзыве из Госдумы авторов законопроекта о добровольном изучении национальных языков - Алены Аршиновой («Единая Россия») и Олега Николаева («Справедливая Россия»). Оба представляют в нижней палате Чувашию. Господин Осокин пояснил “Ъ”, что принятие закона может привести к тому, что «дети не будут знать своих родных национальных языков - основу своей национальной культуры»: «Законопроект направлен против родных языков субъектов РФ, а это грозит развалом федеративного устройства. Не будет родного языка в национальных республиках - не будет и федерации». По его словам, петицию подписало уже более 1,6 тыс. человек.

Алена Аршинова, сославшись на занятость, попросила письменный запрос, но на него не ответила. Олег Николаев сказал “Ъ”, что ни от одного представителя «общественности Чувашии» не получал обращений о недопустимости принятия законопроекта. Депутат полагает, что с ним все «обстоит нормально», он необходим для правового регулирования, никакого ущемления и нивелирования национальных языков в нем нет. При этом господин Николаев подчеркнул, что после принятия в первом чтении в проект будут внесены поправки. Они могут касаться «методик изучения национальных языков, из-за несовершенства которых у молодых людей изучение родных языков вызывает отторжение».

По словам лидера фракции КПРФ в Чебоксарском горсобрании депутатов Дмитрия Евсеева, если закон будет принят, «совершенно непонятно, что будет с армией школьных учителей и с профильными факультетами в педвузах». Впрочем, координатор КГИ в Чувашии Игорь Михайлов говорит, что «среди чувашских национальных организаций, а также преподавателей чувашского языка не наблюдается консолидации и четко выраженной позиции» и «это объясняет, почему никто из известных представителей общественности так и не подписался под этим письмом». А если не будет консолидированной позиции властей республик, а также массового выражения протеста, закон будет принят, резюмирует он.

Отметим, что 25 апреля Госсовет Татарстана направил обращение спикеру Госдумы Вячеславу Володину, в котором выступил против принятия законопроекта. Депутаты республики сравнили законопроект с «холокостом», «репрессиями при Сталине» и «приговором» для языков. Аналогичное письмо на Охотный Ряд направил Всемирный курултай башкир. На прошлой неделе в Казани серию пикетов провел оппозиционный Всетатарский общественный центр. Инициативная группа «За сохранение родных языков в обязательной части учебных планов общего образования» организовала сбор подписей под обращением к Владимиру Путину с просьбой не допустить рассмотрения «этого вредного для страны законопроекта». Обращение подписало более 20 тыс. пользователей интернета.



Иосиф Дискин (справа) призвал Михаила Федотова и других членов СПЧ активнее защищать права граждан на нацязыки / Фото: Кристина Кормилицына
Совет по правам человека изучил родные языки
Рекомендации СПЧ передадут чиновникам двух образовательных министерств

Совет по правам человека при президенте (СПЧ) в понедельник провел специальное заседание о проблемах защиты прав граждан в сфере образования. Члены совета пытались организовать обсуждение проблем образования с чиновниками Минобрнауки более двух лет, однако не удалось этого сделать и в этот раз: никто из официальных представителей теперь уже двух профильных министерств на заседание не пришел. Это не помешало членам СПЧ обсудить все, что, по их мнению, «сегодня волнует образовательную общественность», в том числе преподавание в школе родных языков и прав человека, защиту прав верующих в образовательных организациях, качество изложения материала в учебниках, а также несовершенство тестов и системы оценивания ЕГЭ. ©
Заседание СПЧ, посвященное проблемам в системе образования, готовилось больше двух лет и неоднократно переносилось, в том числе из-за занятости чиновников Минобрнауки, сообщил глава совета Михаил Федотов. По его словам, около трех месяцев назад была достигнута договоренность с экс-главой Минобрнауки Ольгой Васильевой об участи представителей учреждения в заседании 21 мая: «Кто же знал, что за несколько дней до заседания будет принято решение о разделении министерства? Возникла ситуация, когда министры есть, а больше никого в этих министерствах нет,- посочувствовал господин Федотов.- Эта ситуация очень напряженная, сейчас им не до того, чтобы приходить на наши заседания». Напомним, 15 мая премьер-министр Дмитрий Медведев предложил президенту Владимиру Путину разделить Минобрнауки на два независимых ведомства и назначить Ольгу Васильеву главой Минпросвещения, а экс-главу Федерального агентства научных организаций Михаила Котюкова - главой Министерства науки и высшего образования.

С докладом перед членами совета выступила только заместитель руководителя Рособрнадзора Наталия Наумова. Среди наиболее часто возникающих проблем в сфере образования госпожа Наумова назвала нарушения процедуры предоставления бесплатных учебников в школах, необоснованное отстранение детей от образовательного процесса, нарушение прав инвалидов, вопросы оплаты труда педагогов, в том числе гарантии дополнительных выплат учителям, которые привлекаются к проведению ЕГЭ и ГИА. При этом некоторые из вопросов, волнующих членов СПЧ, госпожа Наумова оставила без исчерпывающих ответов.

В частности, экспертов беспокоит неясность объема полномочий Рособрнадзора, после того как 15 мая служба, ранее подведомственная Минобрнауки, была переподчинена напрямую правительству.
«Как предполагается, теперь Рособрнадзор будет действовать только в системе школьного образования или в высшем образовании тоже? Или же служба также будет разделена, по аналогии с министерством?» - спросил Михаил Федотов. На этот вопрос, как и на вопрос о том, в чьем ведении останется организация ЕГЭ, Наталья Наумова ответила: «Это будет ясно, когда появится новое положение о службе. В действующей редакции организация ЕГЭ - это наша функция».

Эксперты СПЧ к заседанию подготовили аналитическую записку, в которой привели свою версию списка самых актуальных проблем образования. Среди них неравенство доступа к образованию, негативные последствия повсеместного и не всегда обоснованного слияния школ и укрупнения вузов, исчезновение малокомплектных сельских школ, растущая нагрузка на преподавателей, бюрократизация учебного процесса, увеличение численности детей в классах, не всегда удачное изложение материала в школьных учебниках, а также несовершенство тестов и системы оценивания ЕГЭ. «Совет не может обойти вниманием такую проблему, как преподавание прав человека в средней школе в курсах истории и обществознания. По мнению членов совета, данной тематике выделяется недостаточное число учебных часов, что отрицательно сказывается на понимании школьниками ценностей Конституции РФ»,- говорится в документе. Впрочем, член СПЧ Андрей Юров в своем выступлении с этим утверждением не согласился. «Преподавание прав человека никак не связано с количеством часов. Самое важное - кто преподает, потому что это не просто научная дисциплина, это гражданская позиция»,- уточнил он.

Многие выступающие обращались к теме преподавания родных языков в национальных республиках РФ. «Предложение сделать преподавание национальных языков в республиках необязательным для тех, кому этот язык неродной, в корне неверный подход,- считает член СПЧ Анита Соболева.- Необходимо проявлять уважение, ведь для жителей республик русский язык тоже может быть неродным, но они его изучают. Ситуация, в которой говорят, что мы не можем учить язык, потому что он нам неродной, чревата взрывами». Напомним, 10 апреля 2018 года законопроект о добровольном изучении национальных языков был внесен группой депутатов в Госдуму. Михаил Федотов сообщил, что СПЧ подготовит экспертное заключение на этот законопроект. «Какие права человека мы собираемся защищать? - на всякий случай спросил участников заседания член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин.- Хотел бы, чтобы СПЧ определился, с кем вы: с гражданами, которые хотят выбирать судьбу своих детей, или с автократами, которые отстаивают свои интересы».
Член СПЧ Владимир Ряховский напомнил о защите прав верующих в образовательной среде и о «серьезных волнениях» в ряде регионов несколько лет назад, связанных с решением субъектов и школ не разрешать ученикам носить религиозную символику. «Кого оскорбляет, что девочка пришла в школу в платке? - поинтересовался господин Ряховский.- Министерство все-таки должно не самоустраняться от этого вопроса, а вернуться к теме. Хотя это и относится к компетенции субъектов, необходимо выработать какие-то рекомендации по этому поводу».

Рекомендации по итогам заседания будут направлены в оба ведомства, курирующие образование, уточнил Михаил Федотов, «чтобы они вошли в круг проблем, которые сегодня волнуют образовательную общественность».



Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев / Фото: Михаил Соколов
Минтимер Шаймиев просит Москву прислушаться к республикам
Госдума перепишет законопроект о добровольном изучении родных языков

Вчера [24 мая 2018] Госсовет Татарстана выступил против принятия думского законопроекта о добровольном изучении родных и государственных языков республик. Депутаты расценили документ как «санкции в области языков» и увидели попытки «создания моногосударства». Экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что проект нарушает Конституцию РФ. В Госдуме вчера обсудили инициативу с представителями правительства и администрации президента и решили создать рабочую группу по ее доработке. ©
Вчера Госсовет Татарстана не поддержал проект поправок в федеральный закон «Об образовании», предполагающий добровольное изучение национальных языков. Решение поддержали 77 депутатов, один воздержался. Законопроект в Госдуму внесла группа депутатов всех фракций. В апреле Госсовет уже выступил с критикой проекта и потребовал от спикера Госдумы Вячеслава Володина его отклонить (см. “Ъ” от 26 апреля). Против него высказывались и другие республики (см. “Ъ” от 15 мая - см. выше).

Глава комитета Госсовета Татарстана по образованию Разиль Валеев заявил, что законопроект «не соответствует требованиям Конституции РФ, нормам действующих федеральных законов и не согласуется с позицией Конституционного суда», который в 2004 году признал, что обязательное изучение татарского языка как государственного в школах республики не противоречит Основному закону РФ. Спикер Госсовета Фарид Мухаметшин отметил, что «нельзя раскалывать по языковой проблеме нашу многонациональную страну».

На сессии выступил первый президент Татарстана, ныне госсоветник Минтимер Шаймиев. Он заявил, что вопрос языка «затронул душу многонационального населения»: «Как можно ребенка лишить изучения родного языка? У меня нет ответа». Он выразил сожаление, что федеральный центр «не услышал» не только мнение Татарстана, но и других республик. «Так торопиться - поразительно и непонятно. И главное - это делается в нарушение действующей Конституции РФ»,- удивился господин Шаймиев. Он подчеркнул, что «не думает, что парламент Татарстана пойдет на нарушение Конституции», и напомнил, что жители республики 18 марта поддержали Владимира Путина. «Полномочиями России любой закон можно протащить, потому что национальные республики в меньшинстве»,- посетовал экс-президент, предложив федеральному центру провести с республикой дополнительные консультации по языковому вопросу.

Президент Татарстана Рустам Минниханов на сессии не присутствовал, так как был на ПМЭФ. Представитель его администрации Лилия Галимова сказала “Ъ”, что господин Минниханов также обеспокоен этой проблемой и считает, что «такие вопросы должны решаться при участии многонационального народа России». При этом она попросила «разделять» позиции главы республики и парламента. Также не поддерживают законопроект в министерстве образования и науки Татарстана. Там считают, что принятие документа «может повлечь социальную напряженность».

На критику законопроекта отреагировали вчера в Госдуме. Как рассказал “Ъ” первый зампред думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев, «по инициативе руководства фракции вчера состоялась встреча авторов законопроекта, депутатов национальных республик, представителей Министерства просвещения, Рособрнадзора и главы управления президента по внутренней политике Андрея Ярина». По словам господина Исаева, встречу решили организовать из-за «эмоционального и резонансного обсуждения законопроекта о языках». Он подчеркнул, что дискуссии по поводу законопроекта идут и во фракции «Единая Россия».

Участники встречи договорились о создании рабочей группы. Представители правительства и администрации президента заявили, что «в целом законопроект поддерживают, но готовы работать над его совершенствованием», подчеркивает господин Исаев. По его словам, рабочая группа изучит вопрос раньше, чем комитет подготовит законопроект к первому чтению (отправлен в рассылку до 6 июля). Единоросс не исключает, что первые предложения по доработке законопроекта могут появиться уже через неделю, когда депутаты вернутся с региональной недели. При этом Андрей Исаев подчеркивает, что, как и с законом о контрсанкциях, при одобрении законопроекта в первом чтении Госдума может принять постановление, в котором обозначит пути его доработки во втором. Единоросс называл внесенный проект «рамочным». По его словам, во многом то, как он будет работать, зависит от принятия подзаконных актов. Госдума попросит правительство предоставить информацию по ним перед вторым чтением.

Олег Ерусланов, Чебоксары; Кирилл Антонов, Казань; Софья Самохина / Анна Макеева
«Коммерсантъ», 15-25 мая 2018

юриспруденция, законы и конституция, шантаж, шовинизм и ксенофобия, геополитика и территории, идеология и власть, русский мир, сепаратизм, съезды и форумы, партии и депутаты, пятая колонна, общество и население, школа, факты и свидетели, ложь и правда, нравы и мораль, толерантность, национализм, мэры и губернаторы, поволжье, двойные стандарты, подмена понятий, идентификация, менталитет, информационные войны, агитпроп и пиар, татары, образование и воспитание, регионы, саботаж, протесты и бунты, независимость и суверенитет, мнения и аналитика, предательство, интернационализм и мультикультура, минобр, русский язык, татарстан, организации, национальная идея, чиновники и номенклатура, провокации, языки, политика и политики, народ и элиты, министерства, религии, противостояние, народы, единство и община, реформы и модернизация, современность, дискуссии, диссида и оппозиция, критика, правозащита, справедливость, россия, манипулирование

Previous post Next post
Up