Ещё о
литературе, а также
Максим Горький. О русском крестьянстве |
Подлинная героиня «Жизни Клима Самгина» |
27 сентября - «День мира» |
У Горького у Рябушинского |
Олигархат, Пешков и революция /
Горький и революция /
Горький: Революция и «еврейский вопрос» /
«Дорогой А.М.! ... Ваш Ленин» /
Человек-эпоха /
«Я пришел в мир не соглашаться» /
Вишневский о Горьком |
Убивал ли Яго́да Буревестника? |
Горьковский Нижний Максим Горький: «Слишком часто богатый ничтожнее бедного»
Интервью с классиком
2015-й год объявлен в России Годом литературы. «Русская планета» начинает новый проект «Интервью с классиком» - интервью со знаменитыми российскими писателями, творившими в разные времена. Ответами на вопросы будут цитаты из их произведений, писем и дневников.
©Другие
интервью с классиками Максим Горький, 1933 год
Великий пролетарский писатель - об отличиях россиян от советских людей, байкере Залдостанове и образовании.
- Алексей Максимович, почти четверть века минуло с момента исчезновения СССР. Вы не поверите, когда ломали страну, людей уверяли, что через пару десятилетий вырастет поколение, не знавшее рабства. Как, по-вашему, выросло? Сейчас есть люди, ностальгирующие по девяностым - мол, как чисты были политические деятели, как люди умели надеяться и верить...
- Мы живем в дебрях многомиллионной массы обывателя, политически безграмотного, социально невоспитанного. Люди, которые не знают, чего они хотят, - это люди опасные политически и социально. Масса обывателя еще не скоро распределится по своим классовым путям, по линиям ясно сознанных интересов, она не скоро организуется и станет способна к сознательной и творческой социальной борьбе. И до поры, пока не организуется, она будет питать своим мутным и нездоровым соком чудовищ прошлого.
- Сейчас часто говорят о том, что население пассивно и ничего не хочет: не готово бороться за новую, лучшую Россию. Но разве это не является прямым следствием олигархической системы власти, которая начала складываться после распада СССР?
- Бесспорно, что Русь воспитывали и воспитывают педагоги, политически еще более бездарные, чем наш рядовой обыватель. Неоспоримо, что всякая наша попытка к самодеятельности встречала уродливое сопротивление власти, болезненно самолюбивой и занятой исключительно охраной своего положения в стране.
- А сами люди в этой пассивности не виноваты?
- Следует, не боясь правды, сказать, что и нас похвалить не за что. Где, когда и в чем за последние годы неистовых издевательств над русским обществом в его целом, - над его разумом, волей, совестью, - в чем и как обнаружило общество свое сопротивление злым и темным силам жизни? Как сказалось его гражданское самосознание, хулигански отрицаемое всеми, кому была дана власть на это отрицание? И в чем, кроме красноречия да эпиграмм, выразилось наше оскорбленное чувство собственного достоинства?
Александр "Хирург" Залдостанов с Вечным огнем
- Сейчас власть пытается дать народу смысл - показать ему каких-то героев, образцы для подражания. Но в отличие от советского периода, используется в основном символика - то есть форма, а не содержание. Вот, например, в советское время героями были талантливые инженеры, писатели, а теперь в лучшем случае мотоциклетный ездок Залдостанов.
- На мужике далеко не уедешь. Есть только одна лошадь, способная сдвинуть воз, - интеллигенция. Самая ценная творческая сила - человек: чем более развит он духовно, чем лучше вооружен техническими знаниями, тем более прочен и ценен его труд, тем более он культурен, историчен. Это у нас не усвоено, - наша буржуазия не обращает должного внимания на развитие продуктивности труда, человек для нее все еще как лошадь, - только источник грубой физической силы.
- Вот и я об этом! Нам бы науку как-то развивать, образование…
- В университете учатся немцы, поляки, евреи, а из русских только дети попов. Все остальные россияне не учатся, а увлекаются поэзией безотчетных поступков. И страдают внезапными припадками испанской гордости. Еще вчера парня тятенька за волосы драл, а сегодня парень считает небрежный ответ или косой взгляд профессора поводом для дуэли. Конечно, столь задорное поведение можно счесть за необъяснимо быстрый рост личности, но я склонен думать иначе.
- Это вы про Старикова, которому студенты не дали прочесть лекцию в РГГУ? Сейчас настроения в обществе резко поляризованы: ты либо наш, либо не наш. Эта рознь внутри общества нормальна?
- Вражда между людьми не есть явление нормальное - лучшие наши чувства, величайшие наши идеи направлены именно к уничтожению в мире социальной вражды. Эти наилучшие чувства и мысли я бы назвал «социальным идеализмом» - именно его сила позволит нам преодолевать мерзости жизни и неустанно, упрямо стремиться к справедливости, красоте жизни, к свободе. На этом пути мы создали героев, великомучеников ради свободы, красивейших людей земли, и все прекрасное, что есть в нас, воспитано этим стремлением.
Реакция студентов во время лекции Николая Старикова в РГГУ
- Еще в обществе нет той веры в правоту строя, которая была так характерна для советского человека.
- В сущности своей всякий народ - стихия анархическая; народ хочет как можно больше есть и возможно меньше работать, хочет иметь все права и не иметь никаких обязанностей. Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия, в зоологической естественности анархизма. Это особенно плотно приложимо к массе русского крестьянства, испытавшего более грубый и длительный гнет рабства, чем другие народы Европы. Русский крестьянин сотни лет мечтает о каком-то государстве без права влияния на волю личности, на свободу ее действий, - о государстве без власти над человеком.
- А западный человек воспринимает мир и свое место в нем иначе?
- Человек Запада еще в раннем детстве, только что встав на задние лапы, видит всюду вокруг себя монументальные результаты труда его предков. Вся земля Европы тесно покрыта грандиозными воплощениями организованной воли людей - воли, которая поставила себе гордую цель: подчинить стихийные силы природы разумным интересам человека. Земля - в руках человека, и человек действительно владыка ее. Это впечатление всасывается ребенком Запада и воспитывает в нем сознание ценности человека, уважение к его труду и чувство своей личной значительности как наследника чудес, труда и творчества предков. Такие мысли, такие чувства и оценки не могут возникнуть в душе русского крестьянина. Безграничная плоскость, на которой тесно сгрудились деревянные, крытые соломой деревни, имеет ядовитое свойство опустошать человека, высасывать его желания.
- Мне кажется, беда наших либеральных реформаторов была в том, что они не понимали, что в западных странах никакого чистого капитализма давно нет: принципы свободной экономики постепенно ограничивались ради того, чтобы построить социальное государство - например, ввести бесплатную медицину, что в СССР было сделано давным-давно. Современный Запад показывает, что капитализм вполне может уживаться с гуманным отношением к человеку…
- Ложь буржуазной, якобы «гуманитарной» - то есть человеколюбивой - культуры обнаружена в наше время совершенно цинично и неоспоримо. Все явления социального мира создаются жизнедеятельностью людей, - сила этой жизнедеятельности обнаруживает и бесчеловечный смысл явлений, скрытый «законами» и ласковыми фразами гуманистов. В наши дни только идиоты и «мошенники пера» способны утверждать, что человеколюбие совместимо с корыстолюбием - основой буржуазного общества, «душой» его. О борьбе с безграмотностью, с невежеством «народа» буржуазия заботилась постольку, поскольку это удовлетворяло ее потребность в грамотных рабах и защитниках ее власти. Она, конечно, сократила бы нищенские «свои траты» на просвещение трудового народа, если б техника могла изготовлять из железа лакеев, полицейских и различных мелких служащих.
- Как вы думаете, это потребительское отношение капитализма к человеку многие сейчас понимают? Ведь то и дело говорят о смерти классической модели капитализма - такого, каким он был в ваше время.
- Слишком часто богатый ничтожнее бедного, и всегда, несмотря на его идиотскую суету погони за наживой, ясно видишь, что он - дармоед.
Подготовил Илья Носырев
«Русская планета», 17 июня 2015