Они делали экономику страны. Максим Сабуров

Aug 10, 2014 17:36

Экономисты милостью Божьей: Максим Сабуров

Экс-председатель Госплана СССР предвидел, к чему может привести зависимость России от поставок нефти и газа из её труднодоступных и отдалённых регионов, а также из союзных республик. ©
~~~~~~~~~~~Экономисты милостью Божьей: Сабит Оруджев | Фёдор Чижов | Валериан Куйбышев | Александр Энгельгардт | Николай Ведута | Михаил Меньшиков | Тигран Хачатуров | Григорий Потёмкин | Алексей Косыгин | Юлий Жуковский | Дмитрий Шепилов | Протопоп Сильвестр | Борис Бещев | Андрей Болотов | Николай Федоренко | Николай Кондратьев | Николай Бунге | Николай Некрасов | Михаил Туган-Барановский | Александр Нечволодов | Николай Вознесенский | Василий Леонтьев | Роберт Классон | Дмитрий Львов | Константин Катушев | Дмитрий Менделеев | Михаил Ломоносов | Сергей Шарапов | Иосиф Волоцкий | Василий Горохов | Иван Посошков | Династия Прохоровых



Максим Сабуров в русской деревне
Деятельность Максима Сабурова (1900-1977), многолетнего председателя Госплана СССР и заместителя главы правительства, экономического советника Сталина в период Ялтинской и Потсдамской конференций союзников, уже которое десятилетие остаётся «за кадром» отечественной историографии и экономической науки. Видимо, не случайно: Максим Захарович активно выступал против хрущёвских и последующих губительных «экспериментов». Как и против превращения РСФСР в ресурсно-сырьевой придаток других союзных республик.

Поэтому только на один год - с конца 1957-го - его, теперь уже бывшего члена Президиума ЦК КПСС и первого заместителя председателя Совмина СССР, сделали одним из замов главы Госкомитета по внешнеэкономическим связям. Но потом понизили, скажем так, окончательно: ставили директором то на одном, то на другом заводе в Сызрани. И в 1966-м дали полную отставку, причём и пенсию-то назначили не союзного, а республиканского значения…

А ещё в октябре 1952-го, на XIX съезде КПСС именно Сабуров сделал доклад о пятом пятилетнем плане СССР (на 1951-1955 годы). Документ разрабатывался под его руководством. Сабуров на тот момент возглавлял Госплан (с 1949-го по 1953-й; а в первый раз занимал тот же пост в 1941-1942-м).

В докладе предлагалось всемерно развивать перерабатывающие отрасли, в том числе в потребкооперации. Чтобы не допустить опасного в социально-экономическом плане превращения многих регионов страны в монокультурные сырьевые базы «избранных» (индустриально развивающихся) регионов. Подчёркивалась необходимость в полной мере применять во всех отраслях хозяйственный расчёт, использовать местные природные ресурсы, в том числе энергетические. Избежать экономической обособленности ряда регионов РСФСР и других республик Союза, по мнению докладчика, помогла бы равномерность развития транспортной сети СССР.

Эти положения стали претворяться в жизнь в период пятой пятилетки (1951-1955). Максим Сабуров, как и Алексей Косыгин, Николай Байбаков (председатель Госплана СССР с 1965-го по 1986-й), Иван Бенедиктов (министр сельского хозяйства СССР в конце 1940-х - 1950-е годы), был сторонником интенсивного развития сельского хозяйства и пищевых отраслей прежде всего в европейской части РСФСР.



Он выступал против отвлечения колоссальных человеческих и материально-технических ресурсов из России в целинные регионы Казахстана, тем более что эффективность таких затрат в области зернового производства в канун освоения этих территорий не была достоверно доказана. Именно по инициативе Сабурова в первой половине 1950-х в РСФСР активно наращивается производство самоходных высокоманевренных комбайнов, приспособленных для нечерноземной полосы. Но уже к концу десятилетия эта отрасль приходит в упадок, ибо рекордные темпы освоения целины застопорили развитие многих регионов Союза, а особенно России, по многим направлениям…

В бытность Сабурова руководителем Госплана (в 1953-1955-м он становится одновременно зампредседателя Совета министров СССР, затем - по 1957-й работает первым заместителем главы правительства и возглавляет Государственную экономическую комиссию Совмина по текущему планированию народного хозяйства) ускорилось строительство межрегиональных железных дорог: Салехард-Надым-Игарка-Норильск (т. н. Заполярный Транссиб); Архангельск-Кудымкар-Молотов (Пермь); Красноярск-Курагино-Кызыл-Западная Монголия. Но затем эти проекты были заброшены, ибо социально-экономическое развитие страны пошло, как известно, по иному пути…

Последствия многолетнего сидения на экспортно-сырьевой «игле» привели российскую экономику к экстенсивному, инерционному развитию, которое преодолевается с большим трудом. Между тем постепенное превращение нашей страны в сырьевой и сбытовой придаток развитых государств началось примерно с середины 1960-х годов. Во внутриэкономической политике акцент был сделан на том, чтобы почти все российские регионы зависели от поставок промышленного и особенно углеводородного сырья из отдалённых регионов страны (Средняя Азия, Урал, Западная, Восточная Сибирь). Можно говорить о намеренном сокрытии результатов геологоразведки и неосвоении полезных ископаемых в европейской части.

Вот выдержка из датируемого мартом 1976 года совместного письма Максима Сабурова, академиков-экономистов Тиграна Хачатурова и Николая Некрасова министру газовой промышленности СССР Сабиту Оруджеву: «...Считаем не совсем правильным, что быстро развивается крен в разведке и освоении нефтяных и газовых месторождений только в труднодоступных и/или отдалённых районах СССР - в азиатской части РСФСР и Средней Азии. Это очень сильно увеличивает затраты по всему циклу организации нефте- и газового производства, что влечёт за собой постоянное удорожание всей экономики СССР и, как следствие, большинства товарного ассортимента в СССР, а также постоянный рост себестоимости нефтегазового комплекса всего СССР, но особенно РСФСР. Ибо месторождения в Центральной и Южной России, а также в Белоруссии и Молдавии остаются недоисследованными, засекреченными, заброшенными и, тем самым, огромный регион СССР, обладая потенциальными возможностями для развития нефте- и газодобычи, превращается в «иждивенца» других регионов по нефти и газу...

Были возражения по поводу снабжения среднеазиатским, а в перспективе - и азербайджанским газом большинства регионов РСФСР и прежде всего Европейского региона РСФСР, эти возражения имеют под собой не только экономическое обоснование. Ибо огромная часть страны становится зависимой от Средней Азии, что может быть не совсем правильным с точки зрения долгосрочных политических и национальных обстоятельств.



…Вопросы такого рода обсуждались в Политбюро ЦК и президиуме Совмина СССР ещё в 1950-1952 годах, когда изучались варианты развития газификации всех союзных республик. Тогда было признано, что главный принцип в этой сфере - достижение максимальной изученности, а затем и освоенности местных месторождений и, например, Москва и Ленинград с прилегающими к ним областями были прикреплены к месторождениям Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской и Астраханской областей. Но в середине 1960-х было решено перевести почти всю РСФСР на нефте- и газоснабжение из Средней Азии. Не исключено, что это могло быть умело пролоббировано среднеазиатскими властями для усиления их влияния и позиций в высшем руководстве СССР и КПСС...

Ставка на развитие российской нефте- и газодобычи почти исключительно в труднодоступных/отдалённых регионах РСФСР, причём с главным акцентом на экспорт оттуда нефте- и газосырья, может привести к быстрому и постоянному удорожанию всей нефтегазовой индустрии РСФСР и, как следствие, к тому, что только растущий нефте- и газоэкспорт будет окупать эту российскую отрасль, как и её трубопроводную систему. Что, в свою очередь, усилит и так растущую нефтегазовую зависимость РСФСР от Средней Азии. Поэтому необходимо ещё раз детально проработать все эти вопросы и, в частности, вернуться к исследованиям рентабельности доразведки и освоения месторождений нефти и газа (и месторождений другого сырья) в Европейском регионе РСФСР, а также в Белоруссии и Молдавии. Потому что эти проблемы имеют и долгосрочную политическую значимость...»

По имеющимся у нас данным, министр Сабит Оруджев и глава союзного правительства Алексей Косыгин в принципе поддержали вышеупомянутые мнения и предложения. Но брежневское большинство в высшем руководстве КПСС и СССР оставило этот документ без внимания. А вскоре Сабуров скоропостижно скончался…

Сегодня же стало очевидно, что прогнозы группы известных советских экономистов, увы, сбылись. Действительно, огромная территория - Центральная и Южная Россия, обладая потенциальными возможностями для развития нефте- и газодобычи, превратилась в сырьевого иждивенца других регионов некогда единого союзного государства. Сложившаяся ещё в 1970-е годы картина сохраняется и сейчас: «голубое топливо» из Западной Сибири сориентировано в основном на экспорт, а внутреннее снабжение привязано главным образом к «трубе» из Средней Азии. Только после развала СССР Россия зависит от поставок уже не из «братских» республик, а от импорта из суверенных постсоветских стран.

Между тем, по данным Роснедр, в Воронежской, Костромской, Новгородской, Пензенской, Ростовской, Тамбовской областях давно разведаны промышленные месторождения металлургического, химического, ювелирного сырья. Есть там и залежи нефти, попутного газа. Однако все эти ресурсы необходимо доразведать, чтобы достоверно определить рентабельность не только добычи, но и переработки. К примеру, Новгородская область располагает такими запасами, что их освоение, как полагает губернатор Сергей Митин, может радикально изменить экономическую структуру всего российского Северо-Запада.



Отнюдь не бедна полезными ископаемыми ресурсами Пензенская область, но и там они, разведанные ещё в 1940-х - 1970-х годах, пока не разрабатываются.

Заглянем в Кадастр месторождений полезных ископаемых этой области: «…разведаны и находятся в эксплуатации три месторождения нефти: Верхозимское, Комаровское и Алексеевское… Общие запасы нефти на территории Пензенской области составляют: по категории В - геологические 5725 тыс т, в том числе извлекаемые - 1363 тыс т; по категории С1 - геологические 6958 тыс т, в том числе извлекаемые - 2136 тыс т... Дополнительно к нефти на территории области имеются запасы попутного природного газа».

Что касается Тамбовской области, то, по данным Кадастра месторождений этой области, они «…включают в основном торф, фосфоритовые руды и сапропель. Всего разведано 365 месторождений полезных ископаемых для сельскохозяйственных нужд. Государственным балансом учтены 2 месторождения фосфоритовых руд, 11 месторождений сапропеля и 70 месторождений торфа...». Но и они пока не осваиваются…

Важно отметить, что, как и предвидели видные советские экономисты, постоянное удорожание всей нефтегазовой индустрии России из-за добычи сырья в труднодоступных и отдалённых регионах страны действительно привело к тому, что только растущий экспорт может окупать эту отрасль. Углеводороды - в частности, сырая нефть - являются основой нашей внешней торговли. Увеличивать поставки газа внутренним потребителям, осуществлять повсеместную газификацию страны для руководителей бывшего министерства, затем государственного концерна, преобразованного в ОАО, стало не так выгодно, как его экспортировать. Не только по социально-экономическим, но и по политическим причинам требуется планомерная ликвидация этих перекосов. О пагубных последствиях которых, повторим, предупреждал Максим Сабуров.

Очень многое из того, что он предлагал, остается весьма актуальным и в наши дни. Достаточно сказать, что сооружение Заполярного Транссиба (Салехард-Норильск) в этом году возобновлено…

Алексей Чичкин
«Файл-РФ»

нефтегазуголь, идеология и власть, российская империя, ссср, биографии и личности, серии, история, экономфинбиз, россия, ресурсы и сырьё

Previous post Next post
Up